Руководитель: к.п.н., доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий, И.И. Боброва
В настоящее время, когда почти каждый человек пользуется гаджетами, а так же имеет выход в Интернет, людям необходимо знать и соблюдать информационную культуру.
Любая культура имеет свои составляющие, так и информационная. Одними из составляющих данной культуры являются компьютерная грамотность и информационная этика. Именно это является основой для современного формирования информационной культуры. В работах Плотниковой Е.Б. доказана необходимость разработки обучающих интеллектуальных систем для студентов[6].
Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; единство информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных (книги, журналы, газеты), так и новых информационных технологий ( компьютеры)(рис.1)[5].
Рисунок 1 Культура человека
Компьютерная грамотность – это способ думать, учитывая особенности компьютеров и компьютерных сетей и открывая для себя новые особенности. Компьютерная грамотность не требует знания огромного количества фактов, а умение этими фактами оперировать[2].
Для современного мира компьютерная грамотность очень важна, так как большой объем информации и с каждым днем он только увеличивается, людям не возможно запомнить. В настоящее время актуален девиз: «Не важно всё знать, важно знать, где найти». При организации образовательных ресурсов эта потребность реализуется в четкой структурированности образовательной среды [4].
Компонентами компьютерной грамотности являются [2]:
- Знание основных терминов и их определение. Данный компонент позволяет не тратить время на поиск определений к терминам, а также находить взаимопонимание с разными службами поддержки пользователей.
- Понимание возможностей компьютера. Данный компонент дает понимание того, что компьютер не заменяет человека, а лишь является инструментом для работы.
- Технологические принципы работы интернета. Например, для подключение к сети Интернет необходимо специальное устройство.
- Представление о том, что такое персональный компьютер, операционная система Windows, уметь работать в приложениях Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint).
Поэтому, умение и соответственно обучение компьютерной грамотности в наш век является крайне важным и обязательным для любого человека.
Информационная этика — дисциплина, исследующая моральные проблемы, возникающие в связи с развитием и применением информационных технологий. Информационная этика связана с компьютерной этикой и философией информации. Каждый человек должен знать свои права и обязанности. Они прописаны в Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека. Этические принципы включает в себя право на свободу слова, право на выражения своего мнения, всеобщий доступ к информации, так же право на личную и культурную жизнь, право на образование и т.д.
Общество пришло к тому, что имеет неограниченный и бесплатный доступ к любой информации. Есть люди, которые, пользуясь информацией, не соблюдают этических норм, зачастую такими людьми являются подростки. Ведь именно в этом возрасте хочется узнать неизвестное и опасное, а так же есть склонность к протесту и нанесению вреда обществу. Любые отклонения в поведении подростков должны замечать в первую очередь родители, так же на поведение подростков следует обратить внимание педагогам и с помощью специальных методик выявить отклонения, при этом не нарушая коммуникативной этики[1].
Основной проблемой современного общества является не соблюдение норм этики. Широкие возможности, которые открываются людям с прогрессом в области информационных технологий, приводят не только к развитию и положительным результатам, но и к возникновению новых проблем этического характера.
Для того чтобы обезопасить своих граждан от различных угроз, многие страны создают компании, программы, направленные на обеспечение безопасности общества в сети Интернет.
На пути создания информационно-культурного и грамотного общества Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) со своими партнерами использует программу «Информация для всех» для решения проблемы, связанной с низкой компьютерной и информационной грамотностью.
Торгово-промышленная палатка РФ в 1996 году разработала «Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций». В данной кодексе, собраны принципы и нормы, которым необходимо следовать для того, чтобы обезопасить себя от различных видов угроз. Обязательства, которые следует соблюдать [3]:
- не производить, не копировать и не использовать программные и технические средства, не приобретённые на законных основаниях;
- не нарушать признанные нормы авторского права;
- не нарушать тайны передачи сообщений, не практиковать вскрытие информационных систем и сетей передачи данных;
- не извлекать прибыль от использования товарного знака, принадлежащего другой фирме или продукции.
Информационная культура рассматривается как информационная направленность сформированной личности, имеющая стремление к познанию и использованию новых знаний и умений в области информатики, а также как одна из сторон личностного развития, а не только ограничивается знаниями и умениями работы с компьютером.
Формирование компьютерной грамотности и информационной этики происходить еще в школе на уроках информатике. Помимо плановых занятий учителя проводят все возможные конкурсы, викторины, классные часы, посвященные безопасности в сети Интернет. На данных мероприятиях ученикам дается информация, как о пользе Интернета, так и вирусных атаках, киберпреступлениях, различных видах мошенничества. Учат, как обезопасить себя и своих близких от данных угроз, а также не стать самим преступником.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование информационной культуры зависит не только от полученных знаний, но и в большей степени от уровня самосознания каждого человека и от отношения общества к определенной существующей проблеме.
Библиографический список
- Chernovа E.V., Bobrovа I.I., Movchаn I.N., Trofimov E.G., Zerkinа N.N., Chusаvitinа G.N. Teаchers trаining for prevention of pupils deviаnt behаvior in ICT /В сборнике: Proceedings of the 2016 Conference on Informаtion Technologies in Science, Mаnаgement, Sociаl Sphere аnd Medicine (ITSMSSM 2016) 2016. С. 294-297
- Net-Club Взгляд в информационное общество. Информационная культура. Электронный ресурс: [http://www.fio.vrn.ru/2005/6/4.htm ]. Дата обращения(05.03.2017)
- PCWEEK. Кодекс устанавливает нормы этики. Электронный ресурс: [https://www.pcweek.ru/business/аrticle/detаil.php?ID=75941]. Дата обращения (05.03.2017)
- Боброва И.И. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды/ В сборнике: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи сборник статей. под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Л.З. Давлеткириевой, Е.В. Черновой. Магнитогорск, 2013. С. 13-24
- Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. – М. : Школьная библиотека, 2002. – 288 с. – (Прил. к журн. «Школьная библиотека». Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря).
- Плотникова Е.Б., Боброва И.И., О необходимости разработки обучающих интеллектуальных систем для студентов гуманитарного вуза /Проблемы современной науки. 2014. № 13. С. 47-54.
Количество просмотров публикации: Please wait