СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ (АВСТРАЛИЯ И КАНАДА)

Хазиахметов Ильнур Радмирович
Башкирский государственный университет

Аннотация
Данная статья посвящена сравнительному анализу государственного управления в Австралии и Канаде. Кроме этого, делаются общие выводы об уровне развития государственного управления в данных странах.

Ключевые слова: Австралия, государственное управление, законодательная власть, исполнительная власть, Канада


COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FUNCTIONING OF THE BRANCHES OF GOVERNMENT IN FOREIGN COUNTRIES (AUSTRALIA AND CANADA)

Khaziakhmetov Ilnur Radmirovich
Bashkir State University

Abstract
This article focuses on comparative analysis of public administration in Australia and Canada. In addition, the general conclusions about the level of development of public administration in these countries are made.

Keywords: Australia, Canada, executive power, legislative power, public administration


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Хазиахметов И.Р. Сравнительный анализ функционирования ветвей власти в зарубежных странах (Австралия и Канада) // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/20942 (дата обращения: 26.02.2024).

Государственное управление – это регулирующее, стабилизирующее и организующее влияние государства на жизнедеятельность людей в целях ее сохранения, упорядочения или преобразования.

Представляется возможным провести выявление особенностей государственного управления в двух развитых странах – Австралии и Канаде.

Канада – это федеративное парламентское государство, в ее составе находится десять провинций и три особые территории. В основе формирования системы государственной власти Канады лежит принцип разделения властей.

Существует три ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная – они должны соответствовать различным государственным органам. Если в руках одного органа сконцентрируется власть, разная по своему содержанию, то будет существовать возможность для злоупотребления этой властью своих полномочий, а, следовательно, это будет содействовать нарушению свобод и прав граждан. У каждой ветви власти существует свое предназначение для формирования и осуществления определенных функций государства.

В соответствии с Конституцией Канады, исполнительная власть назначается Королевой и исполняет ее генерал-губернатор, а так же премьер-министр, который является лидером партии парламентского большинства. Они реализуют полный контроль и регулируют деятельность органов федерального управления. Государственный аппарат находится в их непосредственном подчинении, в том числе главы ведомств и министры.

Конституция Канады наделяет законодательной властью федеральный парламент, который состоит из Палаты общин и Сената (орган представительства штатов – территорий и провинций). Особая роль Сената заключается в том, что по Конституции за ним прикреплено несколько самостоятельных полномочий, например, с согласия Сената заключаются международные договоры.

Основные полномочия Палаты общин: налогообложение, регулирование торговли с иностранными государствами и между штатами, формирование и развитие вооруженных сил, и финансирование их содержания, право объявления войны. Палате общин также предоставляются полномочия, которые позволяют принимать необходимые законы с целью поддержания эффективного функционирования системы государственного аппарата. Законодательная власть у него связана непосредственно с суверенитетом, это – воля всего суверенного народа и потому Палата общин должна осуществлять и решать вопросы общего характера.

Кроме того, Палата общин имеет право принимать законы, режим исполнения которых обязуются соблюдать граждане на всей территории Канады в соответствии с принципом разделения властей. В случае их невыполнения главенствующая роль отдается судебной ветви власти.

Верховный суд представляет высшую судебную власть в Канаде, он рассматривает вопросы конституционного, гражданского и уголовного права. Главными принципами, которые характеризуют деятельность судов в Канаде, считаются принципы равенства всех граждан перед правосудием и непредвзятость судов.

Судебная система Канады имеет три горизонтальных уровня власти – федеральный, провинциальный и территориальный. Почти на всей территории страны применяется британская практика судопроизводства, которая подразумевает, что решение принимается судьей по практике общего права. Но на территории провинции Квебек проводится суд присяжных, и принимается коллегиальное решение, что более соответствует римской системе прав.

Верховный суд Канады включает в себя девять судей, которые назначаются премьер-министром, и, конечно, следует отметить, что они не должны быть из одной провинции. Также необходимо отметить, что Верховный суд Канады является последней инстанцией в судебных процессах по гражданским и уголовным делам. Деятельность судов на местном уровне разнится от одной провинции к другой: в ряде провинции это окружные суды, но в Квебеке и Новой Шотландии это всего лишь муниципальные суды.

Не менее интересным представляется рассмотрение особенностей системы государственного управления в Австралийском Союзе (Австралии), который также является федеративным парламентским государством, в его составе находится шесть штатов и две территории. Каждая территория и штат обладают собственным парламентом и правительством.

Австралия по государственному устройству является конституционной монархией. Во главе государства официально стоит Королева Великобритании, которую в стране представляет так же, как и в Канаде, генерал-губернатор, в полномочии которого входят созыв и роспуск федерального парламента.

В Австралии, также как и в любой развитой стране, присутствует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Федеральный парламент является высшим законодательным органом Австралии. Состоит этот парламент из Палаты представителей (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Федеральным правительством осуществляется исполнительная власть, которое формируется либо из коалиции, либо из представителей партии парламентского большинства.

В Австралии судебную власть представляет Верховный суд Австралии, который является ведущей инстанцией суда в Австралии, так и последней инстанцией апелляционного суда. В состав Верховного суда Австралии входит семь судей: председатель Верховного суда Австралии и еще шесть других назначаемых судей. По достижению 70-ти лет они добровольно уходят в отставку, в противном случае их увольняют решением обеих палат Парламента.

Верховный суд Австралии обладает безграничной юрисдикцией в решении судебных споров, а также находится на вершине иерархии в пределах своей юрисдикции. Также есть нижестоящие суды, которые вторичны по отношению к высшим судам. Они обладают властью принимать решения, которые им отведет Парламент. Решения этих нижестоящих судов могут быть обжалованы в Верховном суде соответствующей области, а позже переданы в Верховный суд Австралии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Канада и Австралия имеют идентичную историю создания и во главе этих стран стоит Королева Великобритании, которую в странах представляет генерал-губернатор. Обе страны были доминионами и стали формально независимыми государствами, имеющими три исправно работающие ветви власти.


Библиографический список
  1. Ахунов Р.Р. Вызовы интенсификации внешнеэкономической деятельности регионов в глобальном пространстве // Международное публичное и частное право. – 2015. – №5. – с.13-15.
  2. Ахунов Р.Р. Развитие межрегиональной интеграции как направление повышения конкурентоспособности в системе воспроизводственного потенциала региона // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2016. – №1. – с.7-17.
  3. Моргачев В.И. Формы и методы территориального устройства в США и Канаде. – М.: Наука, 1999. – 143с.
  4. Рабцевич А.А. Анализ и моделирование взаимодействия труда и капитала в региональной экономике // Теоретико-методологические проблемы использования естественнонаучных методов в гуманитарных науках: материалы Международной научно-практической конференции, 16-17 октября 2014г. – Уфа: УГАТУ, Аэтерна, 2014. – с.257-267.
  5. Рабцевич А.А. Формирование макрорайонов как метод управления народно-хозяйственной системой региона // Инновации в экономике и управлении на предприятиях нефтегазовой промышленности и смежных отраслей: материалы IV студенческой научно-практической конференции с международным участием, 30 мая 2014г. – Пермь: ПНИПУ, 2014. – с.219-223.
  6. Салемгареев А.А. Зарубежный опыт формирования сбалансированной региональной политики // Инновационное развитие современных социально-экономических систем: материалы III Международной заочной научно-практической конференции, 15-16 февраля 2016г. – Комсомольск-на-Амуре: КАГТУ, 2016. – с.100-104.
  7. Таймасов А.Р. Инструментарии взаимодействия предпринимательских структур и органов государственной власти / А.А. Созинова, А.Р. Таймасов // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2016. – №8. – с.348-351.
  8. Таймасов А.Р. Факторы вовлечения региона во внешнеэкономическую деятельность // Проблемы исследования финансово-экономических процессов в условиях глобализации: материалы Международной научно-практической конференции, 27-28 июня 2014г. – Уфа: Аэтерна, 2014. – с.186-188.
  9. Янгиров А.В. Эффективность производства как индикатор инновационной ориентации работодателей в региональной экономике / А.В. Янгиров, А.А. Рабцевич // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных статей. Т.1. – Уфа: БашГУ, 2016. – с.166-189.


Все статьи автора «Хазиахметов Ильнур Радмирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: