Государственное управление – это регулирующее, стабилизирующее и организующее влияние государства на жизнедеятельность людей в целях ее сохранения, упорядочения или преобразования.
Представляется возможным провести выявление особенностей государственного управления в двух развитых странах – Австралии и Канаде.
Канада – это федеративное парламентское государство, в ее составе находится десять провинций и три особые территории. В основе формирования системы государственной власти Канады лежит принцип разделения властей.
Существует три ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная – они должны соответствовать различным государственным органам. Если в руках одного органа сконцентрируется власть, разная по своему содержанию, то будет существовать возможность для злоупотребления этой властью своих полномочий, а, следовательно, это будет содействовать нарушению свобод и прав граждан. У каждой ветви власти существует свое предназначение для формирования и осуществления определенных функций государства.
В соответствии с Конституцией Канады, исполнительная власть назначается Королевой и исполняет ее генерал-губернатор, а так же премьер-министр, который является лидером партии парламентского большинства. Они реализуют полный контроль и регулируют деятельность органов федерального управления. Государственный аппарат находится в их непосредственном подчинении, в том числе главы ведомств и министры.
Конституция Канады наделяет законодательной властью федеральный парламент, который состоит из Палаты общин и Сената (орган представительства штатов – территорий и провинций). Особая роль Сената заключается в том, что по Конституции за ним прикреплено несколько самостоятельных полномочий, например, с согласия Сената заключаются международные договоры.
Основные полномочия Палаты общин: налогообложение, регулирование торговли с иностранными государствами и между штатами, формирование и развитие вооруженных сил, и финансирование их содержания, право объявления войны. Палате общин также предоставляются полномочия, которые позволяют принимать необходимые законы с целью поддержания эффективного функционирования системы государственного аппарата. Законодательная власть у него связана непосредственно с суверенитетом, это – воля всего суверенного народа и потому Палата общин должна осуществлять и решать вопросы общего характера.
Кроме того, Палата общин имеет право принимать законы, режим исполнения которых обязуются соблюдать граждане на всей территории Канады в соответствии с принципом разделения властей. В случае их невыполнения главенствующая роль отдается судебной ветви власти.
Верховный суд представляет высшую судебную власть в Канаде, он рассматривает вопросы конституционного, гражданского и уголовного права. Главными принципами, которые характеризуют деятельность судов в Канаде, считаются принципы равенства всех граждан перед правосудием и непредвзятость судов.
Судебная система Канады имеет три горизонтальных уровня власти – федеральный, провинциальный и территориальный. Почти на всей территории страны применяется британская практика судопроизводства, которая подразумевает, что решение принимается судьей по практике общего права. Но на территории провинции Квебек проводится суд присяжных, и принимается коллегиальное решение, что более соответствует римской системе прав.
Верховный суд Канады включает в себя девять судей, которые назначаются премьер-министром, и, конечно, следует отметить, что они не должны быть из одной провинции. Также необходимо отметить, что Верховный суд Канады является последней инстанцией в судебных процессах по гражданским и уголовным делам. Деятельность судов на местном уровне разнится от одной провинции к другой: в ряде провинции это окружные суды, но в Квебеке и Новой Шотландии это всего лишь муниципальные суды.
Не менее интересным представляется рассмотрение особенностей системы государственного управления в Австралийском Союзе (Австралии), который также является федеративным парламентским государством, в его составе находится шесть штатов и две территории. Каждая территория и штат обладают собственным парламентом и правительством.
Австралия по государственному устройству является конституционной монархией. Во главе государства официально стоит Королева Великобритании, которую в стране представляет так же, как и в Канаде, генерал-губернатор, в полномочии которого входят созыв и роспуск федерального парламента.
В Австралии, также как и в любой развитой стране, присутствует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Федеральный парламент является высшим законодательным органом Австралии. Состоит этот парламент из Палаты представителей (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Федеральным правительством осуществляется исполнительная власть, которое формируется либо из коалиции, либо из представителей партии парламентского большинства.
В Австралии судебную власть представляет Верховный суд Австралии, который является ведущей инстанцией суда в Австралии, так и последней инстанцией апелляционного суда. В состав Верховного суда Австралии входит семь судей: председатель Верховного суда Австралии и еще шесть других назначаемых судей. По достижению 70-ти лет они добровольно уходят в отставку, в противном случае их увольняют решением обеих палат Парламента.
Верховный суд Австралии обладает безграничной юрисдикцией в решении судебных споров, а также находится на вершине иерархии в пределах своей юрисдикции. Также есть нижестоящие суды, которые вторичны по отношению к высшим судам. Они обладают властью принимать решения, которые им отведет Парламент. Решения этих нижестоящих судов могут быть обжалованы в Верховном суде соответствующей области, а позже переданы в Верховный суд Австралии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Канада и Австралия имеют идентичную историю создания и во главе этих стран стоит Королева Великобритании, которую в странах представляет генерал-губернатор. Обе страны были доминионами и стали формально независимыми государствами, имеющими три исправно работающие ветви власти.
Библиографический список
- Ахунов Р.Р. Вызовы интенсификации внешнеэкономической деятельности регионов в глобальном пространстве // Международное публичное и частное право. – 2015. – №5. – с.13-15.
- Ахунов Р.Р. Развитие межрегиональной интеграции как направление повышения конкурентоспособности в системе воспроизводственного потенциала региона // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2016. – №1. – с.7-17.
- Моргачев В.И. Формы и методы территориального устройства в США и Канаде. – М.: Наука, 1999. – 143с.
- Рабцевич А.А. Анализ и моделирование взаимодействия труда и капитала в региональной экономике // Теоретико-методологические проблемы использования естественнонаучных методов в гуманитарных науках: материалы Международной научно-практической конференции, 16-17 октября 2014г. – Уфа: УГАТУ, Аэтерна, 2014. – с.257-267.
- Рабцевич А.А. Формирование макрорайонов как метод управления народно-хозяйственной системой региона // Инновации в экономике и управлении на предприятиях нефтегазовой промышленности и смежных отраслей: материалы IV студенческой научно-практической конференции с международным участием, 30 мая 2014г. – Пермь: ПНИПУ, 2014. – с.219-223.
- Салемгареев А.А. Зарубежный опыт формирования сбалансированной региональной политики // Инновационное развитие современных социально-экономических систем: материалы III Международной заочной научно-практической конференции, 15-16 февраля 2016г. – Комсомольск-на-Амуре: КАГТУ, 2016. – с.100-104.
- Таймасов А.Р. Инструментарии взаимодействия предпринимательских структур и органов государственной власти / А.А. Созинова, А.Р. Таймасов // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2016. – №8. – с.348-351.
- Таймасов А.Р. Факторы вовлечения региона во внешнеэкономическую деятельность // Проблемы исследования финансово-экономических процессов в условиях глобализации: материалы Международной научно-практической конференции, 27-28 июня 2014г. – Уфа: Аэтерна, 2014. – с.186-188.
- Янгиров А.В. Эффективность производства как индикатор инновационной ориентации работодателей в региональной экономике / А.В. Янгиров, А.А. Рабцевич // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных статей. Т.1. – Уфа: БашГУ, 2016. – с.166-189.