Современная ступень экономического развития постиндустриального общества характеризуется динамичным распространением электронных сетей и виртуальных отношений, постепенно формирующих сложную систему сетевой экономики. Под термином «сетевая экономика» научным сообществом понимается, как правило, «среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия» [1,2]. Названная особенность сетевой экономики, связанная с экономией затрат посредством использования электронных технологий, открывает предприятиям малого и среднего бизнеса новые возможности для усиления конкурентных позиций. Не секрет, что для предприятий малого и среднего бизнеса непосильна ценовая конкуренция. Относительно скромный масштаб производства, нехватка средств на крупномасштабную рекламу, разработку бренда, научно-технические исследования и разработки делают малые и средние предприятия уязвимыми в борьбе с крупными конкурентами.
Вышесказанное предопределяет важнейший тренд развития малого и среднего предпринимательства, заключающийся в активном встраивании последнего в структуры крупного бизнеса с помощью глобальных и локальных сетей. Как утверждает профессор А. В. Виленский, будущее отечественного бизнеса напрямую определяется возможностями формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий [3]. Развиваясь в лоне сетевых структур крупного бизнеса, малые и средние предприятия получают стабильность и предсказуемость внешней среды, являющиеся наиболее ценными на фоне непрекращающихся кризисов в глобализирующейся экономике, доступ к финансовым, технологическим, информационным, материальным ресурсам. В свою очередь крупный бизнес использует гибкость в сочетании со способностью сосредоточения специализации в определенных сферах деятельности своих меньших партнеров. Формы подобных кооперационных взаимодействий в условиях сетевой экономики крайне разнообразны.
Самым простым видом кооперации на платформе электронных сетей являются оказываемые многочисленными небольшими компаниями по договорам аутсорсинга бухгалтерские, юридические, консалтинговые, дизайнерские, администраторские и другие услуги [4]. Более сложным способом сетевой кооперации является франчайзинг. В условиях расширения сетевой экономики и виртуального пространства предприятии и корпорации все более испытывают потребность в продвижении собственных товаров в сети-Internet, а стремление к минимизации издержек и повышению качества обслуживания интернет магазинов, особенно на слабо освоенных территориях, формирует тенденцию к увеличению объемов продаваемых франшиз. Малое или среднее предприятие, работая по схеме франчайзинга, получает право реализовывать через свой сайт брендовую продукцию, не испытывает проблем с поставками и внеплановыми скачками цен, заботясь лишь о продвижении созданного сайта, качестве и скорости обслуживания, чем содействует расширению и закреплению продаваемых товаров и брендов на рынках [5]. Также возможна кооперация бизнеса в формах субконтракции и венчурного финансирования. В целях расширения своего участия в сетевых структурах предприятия малого и среднего бизнеса реализуют высокотехнологичные инновационные проекты, связанные с разработкой новых деталей, устройств, приборов, программ и прочего [6].
Сопутствующим трендом развития малого и среднего бизнеса, характерным для предприятий, оставшихся за пределами зоны кооперационных взаимоотношений с крупными корпорациями, является слияние их в различные производственные (деловые) сети с наличием административного центра или без него. Предпринимательская сеть сочетает элементы рынка и иерархической координации действий, но на первый план в ней выходят кооперационные и информационные связи [7]. Входящие в производственную сетевую организацию предпринимательские структуры сохраняют свою автономность, однако плотно срастаются благодаря формированию на основе электронных технологий единого информационного пространства, разработки новых предпринимательских решений, формирования общей коммерческой политики. Все это позволяет обеспечить взаимодействие не только взаимосвязанных и (или) взаимодополняющих предприятий между собой, но также сотрудничество с органами управления, потенциальными партнерами и информационно-аналитическими центрами.
Опыт производственной кооперации предприятий имел место в нашей стране и в условиях плановой экономики в форме промышленных узлов, однако их ни в коей мере нельзя отождествлять с современными сетями. Если несколько десятилетий назад взаимодействие предприятий строилось на основе государственного планирования и снабжения, то современные объединения складываются исключительно с целью извлечения положительного коммерческого эффекта. Так, явным примером предпринимательской сети является сложившееся сотрудничество пароходств, консервных заводов и жестяно-баночных фабрик на о. Сахалин [8]. Представлены производственные сети также в строительстве и сельском хозяйстве (например, ОАО Производственная сетевая организация «Проектно-строительное объединение «Леноблагрострой»). При условии вовлечения в предпринимательские сети крупного бизнеса вполне естественно их преобразование в кластеры, что получило развитие за рубежом.
Выделенные тренды развития малого и среднего бизнеса в условиях формирования сетевой экономики постепенно меняют институциональную среду, функциональную структуру, принципы и устои ведения предпринимательской деятельности. Однако, в результате предприятия получают возможность снизить затраты на сбыт и рекламу, уменьшить воздействие ограничивающих факторов географического распределения участников совместной хозяйственной деятельности, повысить качество координации работ между различными производственными конфигурациями и нарастить адаптивность к внешним и внутренним изменениям. Удачное использование информационных технологий превращает малые и средние предприятия в неотъемлемые элементы сетевых структур, что дает им новое качество, не сопоставимое с предшествующими традиционными формами существования. Вышесказанное влечет расширение информационно-экономического пространства, а, следовательно, дает основания предполагать дальнейшее укрепление обозначенных тенденций и их роли в выстраивании конкурентных преимуществ отечественного бизнеса.
Библиографический список
- Касьянова А. Формирование инновационной экономики как важнейшая задача современной России / Режим доступа: http://www.fondmk.ru.
- Чистяков, А.Е. Сетевая экономика / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2010. – 88 с.
- Виленский А.В. Особенности российского малого предпринимательства / Экономический журнал ВШЭ. 2004. Т. 8. № 2. С. 246–256.
- Зверев В. В., Ганжа И. В. Информационная инфраструктура предпринимательства: теория и практика развития: моногр. / Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2009. – 200 с.
- Акила К., Еремеевский А. Интернет-магазин с нуля: Полное пошаговое руководство / СПб. Питер. 2013. – 176 с.
- Дорошенко А.В. Эффективность взаимодействия крупного и малого бизнеса в современной российской экономике / Молодой ученый. 2013. №3. С. 212-216.
- Асаул М.А. Управление устойчивостью предпринимательских структур / СПб. Издание института проблем экономического возрождения, 2008. – 285 с.
- Кизим А.А., Алексеева Е.А. Роль малых предприятий в формировании предпринимательских сетей / Известия ВУЗов. Пищевая технология. 2003, № 5-6. С.15.