ПРОБЛЕМЫ В КРОССКУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СВЯЗИ С ОБРАЩЕНИЕМ К ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЕ В КАЧЕСТВЕ ПЕРЕМЕННОЙ

Ставропольский Юлий Владимирович
Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии

Аннотация
В большинстве кросскультурно-психологических исследований содержится взаимодействие между исследователями и испытуемыми в формате интервью, опросников и т. п. Японские психологи проявляют особый интерес к стилям реагирования японских испытуемых. Характерные особенности стилей реагирования японских респондентов на опросники не раз исследовались социальными психологами.

Ключевые слова: исследование, кросскультурный, переменная, проблема, психологический, различия, японский


PROBLEMS IN CROSS-CULTURAL PSYCHOLOGY IN CONNECTION WITH REFERENCE TO JAPANESE CULTURE AS A VARIABLE

Stavropolsky Yuliy Vladimirovich
Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky
Ph. D. (Sociology), Associate Professor of the General & Social Psychology Department

Abstract
The majority of the cross-cultural psychological researches contain the interactions between researchers and subjects in the format of interviews, questionnaires, etc. Japanese psychologists have a particular interest in the response styles of Japanese subjects. The characteristic features of the response styles of Japanese respondents to the questionnaires repeatedly investigated by social psychologists.

Keywords: cross-cultural, differences, Japanese, problem variable, psychological, study


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Ставропольский Ю.В. Проблемы в кросскультурной психологии в связи с обращением к японской культуре в качестве переменной // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/01/17500 (дата обращения: 01.03.2024).

Тенденции в японских кросскультурно-психологических исследованиях характеризуются весьма широким тематическим разнообразием. Вклад этих исследований следует оценивать в контексте соответствующих областей психологии. Направления развития кросскультурной психологии в Японии можно свести к следующим общим вопросам.

В большинстве кросскультурно-психологических исследований содержится взаимодействие между исследователями и испытуемыми в формате интервью, опросников и т. п. Японские психологи проявляют особый интерес к стилям реагирования японских испытуемых. Характерные особенности стилей реагирования японских респондентов на опросники не раз исследовались социальными психологами. [3] [5]

Между японскими психологами существует консенсус в отношении того, что японские испытуемые предпочитают нейтральные ответы на вопросы, такие как “Так сложились обстоятельства” либо “Не могу сказать ни да, ни нет”, а некоторые кросскультурные исследователи интерпретируют ответы, получаемые от японских испытуемых, с учётом их склонности к нейтральному стилю реагирования. [8]

В одном исследовании испытуемым предлагали разложить кусочки мрамора в зависимости от степени личного согласия с предложенными альтернативными вариантами ответов. Оказалось, что японские испытуемые рассеивали своё предпочтение среди большего количества альтернативных вариантов, по сравнению с американскими испытуемыми. [2] Кроме того, есть основания полагать, что превалирующее среди японцев принятие двойных стандартов обусловлено культурной концепцией “татэмаэ и хоннэ” (формального и неформального). Это предположение указывает на то, что японцы придерживаются двух разновидностей мнения и пребывают в состоянии хрупкого психологического равновесия, а какой альтернативный вариант будет ими выражен, предположительно, зависит от ситуации. [6]

Данные вопросы можно отнести к методологическим проблемам кросскультурной психологии. Однако, стили реагирования также предстоит исследовать исчерпывающим образом, равно как и взаимодействия в различных культурных контекстах. Можно порекомендовать японским психологам придерживаться более системного подхода в проведении кросскультурно-психологических исследований.

Отдельные кросскультурно-психологические исследования явно либо исподволь привели к догадкам о том, что исследование различий между культурами значительно продвинется, если рассматривать концепции в качестве независимых переменных. Например, Япония – коллективистское общество по параметру “индивидуализм – коллективизм”. Большая часть подобных параметров либо концепций стали производны от исследований социально-культурных антропологов либо других обществоведов. В отношении этих переменных необходимо отметить две следующие проблемы.

Во-первых, утверждения относительно японской культуры как таковой подчас имеют спорный характер и требуют исследования с применением психологических методов. Например, несмотря на превалирующее представление о том, что японская культура является коллективистской, попытка доказать существование различий по шкале коллективизма между студентами колледжей из Соединённых Штатов Америки и студентами колледжей из Японии не увенчалась успехом. [4]

Также высказывалась гипотеза о необходимости учитывать статусы испытуемых в их культурах. Вполне допустимо полагать, что студенты колледжей из западных стран акцентированы в индивидуалистических культурах. Но ни одна культура не состоит ни из гомогенного народа, ни из гомогенных субкультур.

Во-вторых, немало параметров либо переменных, используемых в кросскультурно-психологических исследованиях, представляются сконструированными путём сравнения западных и восточных культур. Однако, в отдельных кросскультурно-психологических исследованиях предполагается, что такие концепции, как, например, конструкт “индивидуализма – коллективизма”, мало помогает в деле объяснения кросскультурно-психологических различий, в особенности среди азиатских культур. [1]

Например, высказывалась гипотеза о том, что корейские и тайванско-китайские студенты колледжей при оценивании помогающего поведения принимают во внимание родство между помогающим и жертвой. [7] Для объяснения различий между азиатскими культурами, которые классифицируются как коллективистские, могут потребоваться новые конструкты либо более дифференцированные концепции.

Следует остановиться на двух вопросах, которыми будут в перспективе характеризоваться кросскультурно-психологические исследования в Японии. Во-первых, тематика кросскультурно-психологических исследований в Японии приобрела выраженно специфический характер и варьировала на протяжении последних десятилетий. С другой стороны, необходима общая матрица для анализа методов кросскультурно-психологических исследований и для интегрирующего обобщения данных, полученных в различных областях психологии.

Во-вторых, для объяснения сходств и различий между японской культурой и различными незападными культурами необходима дальнейшая концептуализация либо новые конструкты. Усилия в данных направлениях способны открыть возможности реконструирования превалирующих концепций, которые рождаются в процессе сравнения запада и востока. Кроме того, потребность в подобного рода исследованиях диктуется социальной ситуацией в современной Японии. Согласно докладу правительства, в 1991 году в Японию въехали четыре миллиона иностранцев, что почти вдвое больше, чем в 1986 году. [9] Среди них были представители иных азиатских стран и стран ближневосточного региона. Кросскультурно-психологические исследования, проводимые в Японии и посвящённые адаптации к новым социальным ситуациям, также способны внести свой вклад во всемирную копилку знаний по кросскультурной психологии.


Библиографический список
  1. Имура О., Паку У. Окинава-то Канкоку-но сэйнэн-но тайдзинканкэй-но бунсэки // Окинава-но хито-то кокоро. Фукуока: Кюсюдайгаку сюппанкай, 1994.
  2. Хаяси С. Нихондзин-но кокоро-о хакару. Токио: Асахи симбунся, 1988.
  3. Gordon L. V. Kikuchi A. Response Sets of Japanese and American students // Journal of Social Psychology, 1970. No. 82. P. 143 – 148.
  4. Gudykunst W. B., Gao G., Nishida T., Bond M., Leung K., Wang G. A Cross-Cultural Comparison of Self-Monitoring // Communication Research Reports, 1989. No. 6. P. 7 – 12.
  5. Iwasaki S., Zax M. Personality Dimensions and Extreme Response Tendency // Psychological Reports, 1969. No. 25. P. 31 – 34.
  6. Naito T., Gielen U. P. Tatemae and Honne: A Study of Moral Relativism in Japanese Culture // Psychology in International Perspective. Ed. by U. P. Gielen, L. Loeb, P. Adler, N. Milgram. Amsterdam: Swets and Zeitlinger, 1992.
  7. Naito T., Ibusuki R., Lin W., Rhee C. Interpersonal Relations and Helping Norms among University Students of Japan, Taiwan and Korea // Psychological Reports, 1991. No. 69. P. 1044 – 1046.
  8. Smith P. B., Peterson M., Misumi J., Bond M. A Cross-Cultural Test of the Japanese PM Leadership Theory // Applied Psychology: An International Re-view, 1992. No. 41 (1). P. 5 – 19.
  9. The Minister of Justice 31st Annual Report of Entry and Departure Control. Tokyo, 1992.


Все статьи автора «Ставропольский Юлий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: