ПРОБЛЕМА ПРИРОДЫ И СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Заварзина Юлия Олеговна1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Центральным вопросом одного из ключевых философских разделов философии – философской антропологии – является до сих пор «окончательно» не решённая проблема происхождения человека. Понять, что такое человек, означает не только раскрытие его природы, но и выделение существенного свойства, предельного качества, способного дать шанс раскрыться «собственно человеческому». Эволюционная теория Ч. Дарвина во многом детерминировала дальнейшие теоретико-практические проблематизации главного вопроса антропогенеза.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Заварзина Ю.О., Пятилетова Л.В. Проблема природы и сущности человека в философской антропологии // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/09/24365 (дата обращения: 21.02.2024).

Центральным вопросом философской антропологии является проблема происхождения человека: позволяя увидеть существенные признаки человеческого бытия, она даёт ключ к ответу на вопрос «что такое человек».

Представленная многообразием альтернативных мировоззренческих форм, философская антропология, кардинально отделившись от «других» антропологий, будучи сосредоточенной на глубинном осмыслении человеческой природы, позволяет более фундаментально (по-иному) находить и прорабатывать «другие темы и проблемы – необходимость определить основы и сферы «собственно человеческого бытия, объяснить существо и границы творческих возможностей человека, понять не только собственную природу, но ещё и смысл окружающего мира» [1, с. 84], все эти ответвления – как круги на воде расходятся от этого центральной проблемы философии человека.

Решение проблемы природы и сущности человека, в первую очередь, упирается в вопрос о соотношении понятий «природа» и «человеческая сущность» [2].

И в том, и в другом случае речь идёт о тех или иных родовых признаках человека, изначально присущих человеческому существу: разум, чувства, свободы воли, общение, стыд, чувство вины, милосердие, творчество, открытость бытию, язык… и т.д.

Однако путь «простого» перечисления признаков становится тупиковым при ответе на вопрос не о природе человека (здесь такой подход вполне уместен), а о человеческой сущности. Другими словами, дать ответ на вопрос о человеческой сущности, – по сути, –  значит сформулировать понятие «человек».

Таким образом, центральный вопрос философской антропологии может быть осмыслен путём раскрытия содержания понятия «человек».

Одним из возможных способ наполнения содержательного объёма понятия «человек» стал путь выявления значимого качества, в всей полноте позволяющего проявиться человеческой природе.

Метафизическая традиция Нового времени, размещающего в центре человека, обладающего разумом, была преобладающей вплоть до ХХ века (до сих пор исследователи рассматривают человеческий разум как недоиспользованный ресурс «очеловечивания» [3]). Однако трагическая история человека разумного ХХ века, а также естественнонаучные и открытия в области социально-гуманитарного знания значительно обогатили и в корне изменили взгляд на сущность человека, расшатав ранее преобладавший подход.

Огромное влияние на «окончательное» решение вопроса о природе и сущности человека оказала эволюционная теория Ч. Дарвина, не только оставившая в своё время глубокий эмоциональный след на восприятии человечеством самого себя, но и заложившая в последующем определённый ракурс на решение вопроса о человеке и его сущности: доказанное биологическое родство человека и животного мира (человек произошёл от обезьяноподобных предков), выделение гоминидной триады в качестве (существенного) признака человека разумного.

В последующем исследователи феномена «человек» пытаются заполнить теоретическую лакуну дарвинизма: и дело не только в отсутствующей морфологической переходной формы, но и в том, что гоминидной триады недостаточно для обнаружения «собственно человеческого». Нужен какой-то иной эволюционный рывок. И каждый исследователь природы человека предлагает собственную версию, не забывая об открытой Ч. Дарвиным «животной ипостаси» в человеке.

Так, В. Ф. Поршнев предположил, что человеческая история начинается не просто с «животного», но со «сверхживотного», с мутировавшей, что оказалось выигрышным моментом в эволюции, психикой. Человек как «разумный невротик». «Прачеловек оказался в экстремальной ситуации, и здесь сложились изменения в самой психике животного. Сфера бессознательного под прессом страха оказалась способной к своеобразным мутациям» [2, с. 93].

Появление собственно человеческого в связи с мутациями психики (бессознательного) находит своё отражение и в концепции З. Фрейда, первооткрывателя бессознательного как ведущей психической инстанции человека. Человек представлен З. Фрейдом как «раскаявшееся животное».

Чувство вины, существовавшее до проступка (коллективного убийства отца на почве сексуального соперничества), оказалось ключевым пунктом в антропосоциогенезе, полностью перелицевав природу человека. Существенным свойством человеческого, таким образом, согласно З. Фрейду, оказывается феномен человеческого стыда.

На сегодня главный вопрос о человек – «что есть его сущность» – остаётся без окончательного ответа, ожидая новых предположений/открытий.


Библиографический список
  1. Плотников В.И. Философская антропология как метафизика культуры // XXI век: будущее России в философском измерении. Доклады второго Российского философского конгресса (6 – 11 июня 1999 г.). – Екатеринбург, 1999. – 161 с.
  2. Гуревич П.С. Философская антропология.: Учебное пособие. – М., 1997. – 448 с.
  3. Заварзина Ю.О., Пятилетова Л.В. Этический рационализм Сократа в свете клипового мышления и буддистских медитативных практик // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/?p=84301 (дата обращения: 15.09.2017).


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: