На сегодняшний день человечество выработало достаточно много разнообразных средств и форм общения, среди которых в эпоху информационного общества особое место занимает общение использованием глобальной компьютерной сети – Интернет. Развитие Интернета как новой сферы общения, широкое распространение чат-коммуникации привело к активному использованию самономинаций. Как пишет Е.И. Литневская, в Интернете «при полном отсутствии телесности и негласном отречении от своей реальной личности человек вынужден творить свой виртуальный образ и в силу этого имеет возможность показать себя таким, каким захочет, причем все окружающие будут воспринимать его так и никак иначе» [1, c.53]. С данным мнением согласуется и утверждение М.В. Голомидовой, согласно которой самономинации есть «продукт индивидуального и намеренного словотворчества» [2, с. 54].
Следует отметить, что исследователи пока не определились с лингвистическим статусом самономинаций в сети Интернет. Так как самономинации предназначены для того, чтобы скрыть подлинное имя участника сетевого общения, то они в этом плане ближе к псевдониму. Именно на этом основании ряд ученых относит самономинации к категории псевдонимов, определяя его как вымышленное неосновное имя, созданное в результате искусственного целенаправленного самонаречения. Так, например, Е.Г. Брунова определяет сетевое имя как псевдоним, выбираемые пользователем Интернета для виртуального общения с целью идентификации в пределах одной виртуальной среды – форума, чата или блог-платформы [3, с.44]. Самономинация определяется как своего рода проекция индивидуальной самооценки в Интернет.
Это довольно неразработанная еще область человеческой деятельности, а потому перед исследователями встают разнообразные вопросы. К ним, помимо прочего, относятся и вопросы, связанные с выбором самономинаций. В литературе отмечается, что «онлайн-возможности позволяют людям принимать практически любую личность или форму. Эта гибкость помогает индивиду надевать несколько сущностей одновременно и играть роль себя или кого-то другого» [4, с. 52]. Общеизвестно, что самономинации в Интернет очень разнообразны и обусловлены различными лингвистическими и экстралингвистическими факторами.
Поэтому изучение экстралингвистической обусловленности англоязычных самономинаций в Интернет-общении представляет немалый интерес. Ведь именно в этой области сегодня происходят существенные изменения. В свете популярности английского языка интересно выяснить, чем детерминированы англоязычные самономинации в сети Интернет (в блоге, чате, форуме).
Материалом для нашего исследования послужили около 300 самономинаций неизвестных англоязычных Интернет-пользователей, отобранные спонтанно в порядке выборки в социальных сетях.
Вначале определим, что включает в себя экстралингвистические факторы самономинаций. Это факторы, которые не имеют прямого отношения к лингвистике и включают те явления внеязыковой действительности, в которых протекает речевое общение и под влиянием которых происходит отбор и организация языковых средств, то есть речь приобретает свои стилевые характеристики. Другими словами, это внешние факторы развития языка, его социальная природа. К ним относятся объективные и субъективные (уровень общей культуры автора, его социальное положение, профессиональная деятельность, возраст, национальность, гендерная принадлежность и т.д.) факторы.
Согласно антропологическому подходу, утвердившемуся в филологической науке в последнее время, важную роль в формировании самономинаций играют субъективные факторы, цели и установки, мотивы пользователя. Среди них можно выделить желание выделиться, реализовать свое «Я», часто не совпадающее с реальным, преодолеть барьеры в реальном общении, указать на свои пристрастия и увлечения: AnimeForever, Footballer, LadyGaGa, Dior, HelloKitte, Rapboy.
Второе место в детерминации самономинаций занимают объективные свойства реалий, особенности культуры и национального характера, государственного строя. М. Э. Рябова подмечает, что «это становится еще более очевидным в эпоху электронной культуры, где устные, визуальные и текстовые формы передачи данных сливаются воедино, создавая новые виды коммуникаций» [5, с. 9].
Надо сказать, что многие лингвисты связывают создание самономинаций с внешними факторами. Так, например, Н.Д. Голев подчеркивает, что «сугубо лингвистическими аспектами изучение принципов номинации ограничивать нельзя, так как непосредственно определяющими для них являются внеязыковые факторы. Само выделение принципов номинации и их классификация основаны на этих факторах: свойствах и признаках самих реалий» [6, с.58].
Экстралингвистические факторы дают первую, причем достаточно важную информацию о свойствах и признаках называемого объекта. Среди них существенную роль играет возрастной фактор, детерминирующий выбор самономинаций, и мотивы нахождения в сети.
Анализ сетевых имен с точки зрения возрастной обусловленности позволяет сделать вывод о том, что самыми активными коммуникантами являются лица от 12–13 лет до 30 лет.
Как известно, это – такая стадия возрастного развития, для которой характерна повышенная эмоциональность, и эта особенность находит свое отражение в отборе лексем для самономинации, злоупотреблении сокращениями, смайлами, повторах букв: («i made it a whole week w/o him! Yay!» — w/o; «lmk if im making the right decision…»; I swear… me and mimi been on the same page for years!!!; «thanks Hun © »; «hmmmmm!»).
Другая особенность этой стадии возрастного развития заключается в личностной неустойчивости, что проявляется в частой смене самономинации (причем это возможно даже в ходе коммуникации): EMIL_96 → EMİL → EMİLE → EMİLY. Люди старшего поколения обычно не меняют свою самономинацию, и в разных сообществах имеют одну и ту же самономинацию. Это очень удобно для их идентификации на разных форумах. Иногда можно встретить старого знакомого на новом форуме. Такие самономинации, как aggressive, im_sad, insomnia, angry, отображающие психические и эмоциональные состояния своих владельцев, выбирают себе обычно люди юношеского и молодого поколений (18–30лет). Если бы не было определенных основ и предпосылок, то мысль про такую самономинацию, вообще, видимо, не приходила бы человеку в голову. Люди с вышеуказанными самономинациями, как правило, приходят за эмоциональной поддержкой, для улучшения своего настроения, расположения духа.
Раз мы говорим о возрастной обусловленности самономинаций, то мы не можем не отметить использование лексем студенческого жаргона в роли сетевого имени, что типично для самономинаций молодежи. К числу таких самономинаций можно отнести следующие: Fresh Student, awesome, cool, hanging_out. В самономинациях людей зрелого и пожилого периодов жизни возрастной признак не особо выделяется и семиотически обычно почти никак не выделяется.
Наряду с таким параметром, как возраст, важную роль в выборе самономинаций играет гендер.
Гендерные различия не могли не отразиться на выборе самономинаций при регистрации зарегистрироваться в социальных сетях и на различных форумах Интернета. И обнаружилось, что к созданию самономинации в сети представители обоих полов подходят по-разному.
Гендерная детерминация самономинаций в сети Интернет находит отражение прежде всего на грамматическом уровне. Так как в английском языке категория пола отсутствует у большинства имен существительных и определяется только по сопоставлению его с местоимением третьего лица единственного числа (he–он, she–она), то пол пользователя можно вычислить по полу имени собственного: jim_beam_, _NikkiParker, _Romeo_ amanda_rocks, Flora34, Jessicahanders.
С лексико-семантических позиций придание самономинациям определенного гендерного содержания происходит в результате употребления единиц, в значении которых однозначно выражены фемининность или маскулинность: TuxedoMask, Lady lexa energo de vamp, princess, girllll. Иногда в самономинациях в англоязычных чатах бывают такие слова, как man, boy, girl, woman и т.д., что позволяет идентифицировать пол: MissSnow, lady_of_night, Lovely_Boy.
Часто встречаются случаи нейтрализации и маскировки гендера и судить о фемининности или маскулинности трудно, например: ryonly, MALICIOUS SPIRIT, your_fascination, The sacred sinner, Ziggi, SkyCloud, Magic Fire, Reathy, Cheers, sr_forever, Jeaday.
И у мужчин, и у женщин встречаются сетевые имена, которые отражают какую-либо черту характера (naughty, insolent, cool); имена собственные (<<this_is_slavik>>, anny4); прозвища, полученные в реальной жизни, которые в дальнейшем превратились в сетевые имена (Einstein, long) и др.
Мужские самономинации менее эмоциональны и отличаются ярко выраженным чувством превосходства над окружающими (DANDY, ACrusher7, Badboytroy01, Unique9, mr_president); многие носят выраженный романтичный характер (romantic_boy). Другие, напротив, например: awesome_boy. Некоторые пользователи-мужчины пытаются утвердить свой жизненный статус (LoneLy _ Boy).
Женщины в отличие от мужчин стараются приукрасить себя как внешне, так и внутренне – sensitive_girl, smart_and_beautiful, a_real_lady и т. п.
На выбор самономинации влияет профессия или определенный род деятельности, или что-либо, что очень тесно связано профессиональной деятельностью. Иллюстрацией сказанному являются самономинации, сконструированные из терминологических единиц определенных профессий: surgeon, hacker, professor, docent, engineer, Lawyer, devils_advocate. Часто у пользователей выбор самономинации бывает связан с каким-нибудь хобби (fisherman, autolover, booklover, hunter и т.п.).
Самономинации с географическими названиями или образованными от них (LondonScotM New York – NY, Kilimandgaro, Berliiin, HaMbuRg, cubarusia, tatarin, Kilimanjaro, Sаhаrа, riga ники, Arthur-Lyon-7, Falcon_NNovgorod_21, FARRUH81_from_london) вскрывают не только географическое местоположение владельцев, но и сообщают дополнительные смыслы, транслируемые лексической единицей топонимы (названия географических объектов).
Выбор самономинаций обусловливается и влиянием истории, политики, литературы, поп-культуры. В основе своей это имена личностей, которые являются для пользователя кумирами или образцами для подражания в какой либо сфере жизни: M.Jackson, shruik, Jasomirgott, Hitler, Mephisto, James Bond, harry_potter, albert_einstein, NATALIA_ORIERO, Napoleon, Romeo Darvian.
Иногда в качестве самономинаций выступают названия растений, цветов, фруктов, ягод (Rose, dandelion, chrysanthemum, lotus, wild_orhid) и даже вещей и технических устройств, с качествами и параметрами которых человек ассоциирует сам себя - BMW, Egon Spengler, Infinity, Nikon, Canon, названия различных продуктов – bagel, bun, patty.
В ходе исследования получены следующие выводы:
Самономинации — это имена, используемые для личного общения в Интернет-пространстве, которое дает возможность личности создавать свое имя, комбинируя различные буквенные и графические символы.
Выбор самономинаций в сети Интернет происходит под влиянием различных языковых и внеязыковых факторов. В экстралингвистических источниках самономинаций изображены реальный мир, окружающий человека, его менталитет, национальный характер, профессия, образ жизни, мироощущение, видение мира.
Процессы формирования и дальнейшего развития самономинаций так или иначе связаны с явлениями культурного и мировоззренческого порядка. Вполне возможно, что с изменением языка, обычаев, культуры появятся и другие сферы распространения самономинаций и мотивы для выбора нового имени. Поэтому в дальнейшем можно расширить сферу исследования, включив сюда логины и доменные имена в социальных сетях. Всестороннее изучение и тщательный анализ их позволит выявить наиболее важные тенденции в развитии языка современных англоязычных пользователей Интернет.
Библиографический список
- Литневская Е.И.Психолингвистические особенности Интернета и некоторые языковые особенности чата как исконно сетевого жанра //Вестник МГУ. Сер. 9. Лингвистика. 2005. № 6. С. 46–61.
- Голомидова М.В. Искусственная номинация в русской ономастике: монография. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998. 232 с.
- Брунова Е.Г. Этимология онлайн: о происхождении сетевых имен // Естественный и виртуальный дискурс: когнитивный, категориальный и семиолингвистический аспекты: материалы межд. научн. конф. Тюмень, 16–17 окт. 2009г. // Тюмень, 2009. С. 43–47.
- Рябова М. Э., Вашунина И. В. Функционирование зрительных образов в средствах массовой коммуникации // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире, 2016. № 2. С. 50-54.
- Рябова М. Э. Коммуникация в сетевом ин- формационном обществе: новые реальности // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика, 2016. Т. 5. № 3. С. 8–12.
- Голев Н.Д. Антиномии русской орфографии. 2-е изд, испр. М. : Едиториал УРСС, 2004. 160 с.
Количество просмотров публикации: Please wait