В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии управления ведутся по следующим направлениям: теоретико-игровое; теория организационных систем; теория и практика переговорного процесса [1,2].
На основании теоретического анализа психологической литературы по проблеме психологической помощи сотрудникам по проблемам конфликтности была разработана программа исследования.
Цель исследования: изучение особенностей организации психологической помощи сотрудникам по проблемам конфликтности; разработка и апробация программы психологической помощи сотрудникам.
Основу программы исследования составили:
- Программа психологической помощи «Конструктивное решение конфликтных ситуаций».
- Опросник оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН).
- Методика диагностики самооценки психических состояний (по Айзенку)
- Тест К. Томаса.
Выборка: В исследовании принимали участие 124 сотрудника
В экспериментальной группе в исследовании приняло участие 62 человека. Из беседы с руководителем, выяснилось, что сотрудники часто конфликтуют, не организованы.
В контрольной группе было обследовано 62 человека. Здесь выявлены схожие с экспериментальной группой проблемы конфликтности, неорганизованности.
Эмоциональное состояние сотрудников измерили с помощью опросника САН. Первичный качественный анализ показал, что средние значения показателей экспериментальной (контрольной) группы ниже нормы. Из чего следует неблагоприятное состояние испытуемых.
Результаты исследования представлены на рисунке 1
Рисунок 1. Измерение самочувствия, активности, настроения (САН) (1 срез)
Следующим шагом нашего исследования было измерение эмоционального состояния сотрудников методикой диагностики самооценки психических состояний (по Айзенку).
Из рисунка 2 видно,что средние значения показателей экспериментальной (контрольной) группы по шкале тревожность имеют показатели ниже нормы, по шкале фрустрация средний уровень. Результаты исследования представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Диагностика самооценки психических состояний (по Айзенку) (1срез)
Далее были изучены стили поведения сотрудников в конфликтных ситуациях. Результаты исследования представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Диагностика по К. Томасу (1 срез)
Обобщая полученные данные можно сделать следующие выводы:
- негативное эмоциональное состояние и трудности в разрешении конфликтов испытывают большинство сотрудников фирмы (Экспериментальная и контрольная группа).
На основании теоретического анализа и результатов психодиагностического обследования, был разработан проект авторской программы для психологической помощи сотрудникам по конструктивному решению конфликтных ситуаций, состоящий из 7 занятий [3,4].
Повторная диагностика показала, что произошли изменения в эмоциональном состоянии и стилях поведения в конфликтных ситуациях сотрудников. Полученное по шкалам «самочувствие», «активность», «настроение» по опроснику САН в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.
Количественный анализ результатов экспериментальной (контрольной группы) позволил отметить, что среднее значение показателей по Тесту самооценка психических состояний (по Айзенку) в экспериментальной группе по всем шкалам меньше, чем в контрольной группе. Результаты исследования представлены на рисунке 4. После проведения авторской программы психологической помощи и консультирования у испытуемых экспериментальной группы наблюдается положительная психического состояния, а именно, снижение показателей по шкалам тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
Рисунок 4. Диагностика самооценки психических состояний (по Айзенку) (2срез)
Результаты сравнительной психодиагностики стратегий поведения в конфликтных ситуациях показывают эффективность проведённой авторской программы психологической помощи и консультирования сотрудникам по проблемам конфликтности. По результатам явно прослеживается перераспределение выраженных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Рисунок 5. Диагностика по К. Томасу (2 срез)
Из рисунка 5 видно, что после проведения авторской программы психологической помощи у испытуемых экспериментальной группы наблюдается положительная динамика стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Следовательно, мы можем отметить, что реализация комплексной программы психологической помощи сотрудникам научно-производственной фирмы по проблемам конфликтности, помогла положительному изменению психоэмоционального состояния, оптимизации стилей поведения в конфликтных ситуациях участников экспериментальной группы.
Библиографический список
- Лебедева Т.Е. Управление стрессом специалистов, работающих в сфере сервиса и туризма //Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11-3 (43). С. 126-128.
- Лебедева Т.Е., Голубева О.В. Социально-психологическое сопровождение и адаптация персонала через оптимизацию социально-психологического климата в организации //Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 (68). С. 1230-1235.
- Лебедева Т.Е., Голубева О.В., Фокина Т.А., Васильева Т.Н. Тренинговые программы: подходы и алгоритмы разработки //Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С. 58.
- Егоров Е.Е., Крючкова Ю.Р. Некоторые аспекты управления персоналом в малом бизнесе //Заметки ученого. 2015. Т. 1. № 5-1 (5). С. 55-57.