В 2014 году в школах ввели еще один обязательный экзамен – сочинение по литературе, более детальное и внимательное изучение художественных произведений поможет нам в подготовке к этому ответственному творческому испытанию.В своей работе мы попытались дать описание функций пейзажных зарисовок в художественных текстах; проанализировать их и обобщить данные наблюдения.
В станице Вешенской Ростовской области, которая расположена в ста километрах от станицы Алексеевской Волгоградской области, в сентябре 2015 года проходила шестая Международная научно-практическая конференция “Музей-заповедник: экология и культура”. М.A. Шолохов внес большой личный вклад в сохранение природы, приумножение донской фауны и флоры. “Земля, как мир, неделима, и любовно и бережно относясь к пахотной земле, земле-кормилице, всем нам необходимо так же любовно и бережно относиться и ко всей остальной земле, на которой живем и трудимся, радуемся и страдаем, и ко всему, что существует на пользу человеку: это и леса, и воды, и все, населяющее их”,- эти слова писателя сегодня по-прежнему актуальны. По мнению директора Государственного музея-заповедника А.М. Шолохова, музеи-заповедники, связанные с изучением и комплексной охраной культурного и природного наследия, призваны, не только быть хранителями, но и искать пути решения актуальных проблем.
Природа в произведениях Шолохова составляет огромный и разнообразный мир. Мы не знаем, какой видели люди природу в начале или середине прошлого века, но мы можем ее представить благодаря пленительным пейзажам многих мастеров слова, запечатлевших в своих рассказах, повестях и романах мир русской природы. Их пейзажи отличаются необычной красотой, поражают удивительной поэтической зоркостью и наблюдательностью.
Территория Шолоховского района относится к степной зоне. Но в настоящее время практически вся площадь степей распахана и засевается сельскохозяйственными культурами. лишь на отдельных участках сохранилась растительность целинных степей. Историческая, мемориальная, культурная и научная ценность этих мест очевидна. Здесь сохранился практически тот же ландшафт, который был при жизни писателя и шолоховские пейзажи, которыми так восхищались и будут восхищаться верные и признательные читатели.
Используя отрывки из произведений Шолохова можно воссоздать картину прежней целинной растительности. Шолоховский текст можно использовать как тот же заповедный степной участок. В данной работе проанализированы различные пейзажные зарисовки писателя, при этом заметна информационная полнота и точность представления автора о флоре и фауне доской степи. Шолохов при описании степи уделяет внимание травяному покрову, отмечает виды трав, цвет. Шолохов был человеком знающим и любящим природу Донского края. Во всех его произведениях ощущается любовь к родным просторам, каждому стебельку, каждому листочку, он не представлял себя вне природы. Дома и усадьбы, в которых писатель жил, утопали в зелени.
На территории Шолоховского района сохранились целинные степные участки, подробно описанные в произведениях Шолохова, которые целесообразно изучать и сохранять как культурное наследие нации.
Роль пейзажа различна: в произведении он является фоном, на котором происходят те или иные события, помогает нам, читателям, понять и почувствовать глубокие переживания и душевное состояние героев. Автор, используя пейзаж, выражает свою точку зрения, на происходящие события и свое отношение к описываемым событиям.
Мы знакомы, например, с Тургеневым-пейзажистом по его рассказам из «Записок охотника». И в романе «Отцы и дети», рисуя деревенский пейзаж, пронизанный любовью к крестьянству, писатель говорит об их разорении яснее и ярче, чем могли бы быть пространные описания и различные рассуждения, изображая бедные крестьянские поля и луга, убогие пастбища с запущенными грязными водоемами, развалившиеся избенки. При виде этого разорения даже Аркадий понимает, что необходимость преобразований давно назрела.
Не похожи на наших современников и герои шолоховских произведений, их характеры, быт, повседневные заботы. Но эти люди становятся нам близкими, их проблемы начинают нас волновать по-настоящему. Отобразить их помогают пейзажные зарисовки. Вспомним грозу над бахчой, когда Наталья проклинает Григория. Своеобразной экспозицией к центральному событию становится пейзаж жаркого солнечного дня. Вроде бы ничего не предвещало бури. Весь мир пропитан ослепительным светом, слышится пение жаворонка.
Пейзажные зарисовки в художественных текстах выполняют различные функции: они не только раскрывают характеры и внутреннее состояние героев, но и поэтизируют события: Роль пейзажа различна: в произведениях он является фоном, на котором происходят описываемые события, помогает понять переживания и душевное состояние героев. Автор, используя пейзаж, выражает свою точку зрения, на происходящие события. Пейзажные зарисовки имеют и композиционное значение, при описании и раскрытии характеров героев; предваряя какие-либо события, в будущем происходящие в жизни персонажей произведений. Пейзаж Шолохова не имеет аналогов в мировой литературе по своему многообразию, тесной связи с характерами и происходящими событиями. Рассмотрим своеобразие использования различных пейзажных зарисовок в шолоховских произведениях.
«Милая, светлая Родина! Вся наша безграничная сыновья любовь – тебе, все наши помыслы – с тобой. Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать, – так Шолохов, великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии, Сталинской премии, Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда, а также наш соотечественник, которого знают не только в нашей области, но и по всей России, а также и во всем мире, с любовью обращается к своей малой Родине.
Михаил Александрович Шолохов много времени провёл в типичной казачьей станице. Поэтому всю свою жизнь он считал себя настоящим казаком. Большая часть его произведений подробно описывает всю красоту России: её поля, степи, леса, реки. Его пейзаж в романах не существует отдельно от событий, описанных в них, а тесно связан с ними. У них есть общее: пейзаж связан с настроением героев, с их восприятием окружающего мира и себя. Российскую и мировую известность Шолохову принёс роман «Тихий Дон» о донском казачестве в Первой мировой и Гражданской войнах. В 1965 году Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».
Основное действие романа длится девять лет – с 1912 по 1921 год. Меняются на протяжении этого времени исторические события, но природа остается неповторимой, вечной; каждый год неизменно разливается могучий Дон, зацветает степь изумительным соцветием весенних первоцветов, тюльпанов и ковыля.
В романе «Тихий Дон» шолоховские картины природы приобретают особое идейно-эстетическое наполнение. Роман начинается с описания мелеховского двора на самом краю хутора, похожие постройки и сейчас можно увидеть на территории музея-заповедника: «крутой спуск», означающий переломные события в истории народа, «намелованные волнами гальки», обозначающие тяжёлые испытания, и «вороненые ряби стремени Дона», символизирующие события, которые произойдут в жизни казачества.
Приведем отрывок из главы ХIХ третьей книги: «Там, где, как замёрзшие волны, бугрится серебряная от снега пахота, где мертвой зыбью лежит заборонованная с осени земля, – там, вцепившись в почву жадными, живучими корнями, лежит поваленное морозом озимое жито. Шелковисто – зелёное, все в слезинках застывшей росы, оно зябко жмётся к чернозёму, кормится его живительной чёрной кровью и ждет весны…».
Картины природы означают и символические образы, и описание состояния героев: «С юга двое суток дул тёплый ветер. Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли степные лога и речки. На заре третьего дня ветер утих, и пали под степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля, потонули в непроглядной белесой дымке курганы, буераки, станицы, шпили колоколен, устремлённые ввысь вершины пирамидальных тополей. Стала над широкой донской степью голубая весна».
Пейзажные зарисовки говорят о большой любви художника к природе донского края: «Степь родимая! Низко кланяюсь и по- сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!». Пейзаж у автора одушевлён, например, «ветер казакует», «вода ворковала», «полая вода стояла как завороженная», «вода клокотала как бешеная», «степь оделась серебром» и помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим событиям.
У Шолохова события в жизни людей и в жизни природы даются в единстве, мир людей и мир природы изображен как единый жизненный поток. Чтобы выяснить, что увидел и испытал Григорий Мелехов в первые месяцы войны, вновь обратимся к пейзажу: «В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья – в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью». Благодаря выразительным метафорам, ярким олицетворениям создается ощущение, что сама природа участвует в войне. Война – вселенское бедствие. Этот пейзаж раскрывает внутренне состояние людей, оказавшихся на войне. Изменения, происходящие в природе, соответствуют тому, что совершается в душе каждого человека.
Традиционный для русской литературы пейзаж звездной, лунной ночи дан через восприятие донского казака. Кровно связанный с родной природой, любящий все живое – таким мы видим Григория к началу Первой мировой войны, центральному историческому событию первой книги романа. Военные эпизоды предваряет пейзаж: «Сухое тлело лето …на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетал на кладбище, ископыченное телятами, стонал над бурыми затравевшими могилами» [6, с. 142]. Здесь мы видим немало деталей, которые готовят читателей к изображению народного бедствия, и вспоминаем солнечное затмение, ставшее грозным предзнаменованием перед походом князя Игоря на половцев.
Шолохов противопоставляет братоубийственной войне, взаимной жестокости людей животворящую силу природы. В финале второй книги, там, возле могилы, у часовни гнездо, в котором девять дымчато-синих крапленых яиц греет теплом своего тела самка стрепета. Природа и человек в «Тихом Доне» выступают как самостоятельные, но равновеликие силы. Шолоховские пейзажи – не застывшие картины, они полны жизни, наполнены лиризмом и предельной точностью деталей. Конкретные приметы степного ландшафта: балки, суходол, яры, шляхи, перепела, суслики, кузнечики - все это создает ощущение удивительной достоверности изображения. Цветовая палитра поражает своей многокрасочностью.
Пейзаж в романе Шолохова «Тихий Дон» выполняет различные функции: он не только раскрывает характеры и внутреннее состояние героев, но и поэтизирует события: «Шуршали на кукурузных будыльях сохлые листья. За холмистой равниной переливами синели отроги гор. Около деревушки по нажитям бродили рыжие коровы. Ветер клубил за перелеском морозную пыль. Сонлив и мирен был тусклый октябрьский день; благостным покоем, тишиной веяло от забрызганного скупым солнцем пейзажа. А неподалёку от дороги в бестолковой злобе топтались люди, готовились кровью своей травить сытую от дождей, обсеменённую, тучную землю». В приведённом отрывке несложно проследить любимые Шолоховым донские просторы.
В романе «Поднятая целина» писатель рисует красочную картину наступающего лета: «Земля набухла от дождевой влаги , и когда ветер раздвигал облака, млела под ярким солнцем и курилась голубоватым паром» [3, с. 29] Первое, чего нельзя не заметить в этом отрывке – это эмоциональность и выразительность авторской речи. Она достигается двумя путями. Прежде всего, использованием художественных средств языка. К ним относятся: олицетворение (земля млела, ветер раздвигал), эпитеты (голубоватый пар, бирюзовая дымка), сравнение (как рассыпанная дробь), метафора (разлив пшеницы) и другие.
Родство казаков и земли в романе Шолохова «Тихий Дон», ощущение ее одухотворенности подчеркнуто метафорой «луг вздыхал». Рассказывая о характере Григория Мелехова, автор отмечает и свойственное ему чувство нерасторжимой связи с окружающим миром, особенно в эпизоде купания коня: «Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. На сердце у Григория легкая сладостная пустота» [4, с. 36].
Пейзажи дают богатый материал для наблюдения над языком писателя. Истоки этого – в народной речи, много использует Шолохов и диалектных слов и выражений, что придает произведению неповторимый колорит и яркую метафоричность. Жизнь природы и жизнь людей тесно связаны. «Люди как реки»,- утверждал Л.Толстой. То же самое мы наблюдаем в творчестве Шолохова. Человек подхвачен бурным потоком жизни, но он не песчинка в водах разлившегося Дона. Свое русло он должен найти сам. Но как определить, какой путь ведет жизнь к правде?
Прочитав шолоховские произведения и изучив статьи некоторых авторов, можно сделать следующие выводы: роль пейзажа различна: в произведениях он не только является фоном, на котором происходят описываемые события, но и помогает понять чувства и глубокие переживания и душевное состояние героев. Автор, используя пейзаж, выражает свою точку зрения, на происходящие события и свое отношение к ним. Своеобразие пейзажных зарисовок в произведениях Шолохова заключается том, что они имеют и композиционное значение, при описании и раскрытии характеров, внутренних состояний героев; часто автор обращается к пейзажу, когда предваряет какие-либо события.
Писатель использует различные изобразительно-выразительные средства языка: олицетворения, метафоры, эпитеты, необычные сравнения, анафоры. Авторское восприятие природы передается при помощи эмоционально окрашенных эпитетов – молитвенно, безрадостное, гордые, прозрачно-недвижимые, сказочно и невнятно, удивительных метафор и сравнений: месяц – казачье солнышко, пшеничная россыпь звезд.
М. А. Шолохов является певцом степи. Пейзаж у него всегда одухотворен. Он соотнесен с человеком, с течением жизни, то своей красотой и величием оттеняя несовершенство человеческого бытия, жестокость людскую, то гармонически сливаясь с душевным миром человека, охваченного высокими стремлениями, светлыми чувствами [2].
Пейзаж Шолохова не имеет аналогов в мировой литературе по своему многообразию, тесной связи с характерами и происходящими событиями. В своих произведениях мастера художественного слова обращаются прежде всего к каждому из нас. И всем нам, конечно же, следует всегда помнить, что человек и природа – понятия вечные и неотделимые друг от друга, взаимодополняющие друг друга.
Библиографический список
- Антамошкина З.С., Антамошкина Е.Н. История и традиции родного края // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: //human.snauka.ru/2014/05/6357/ (дата обращения: 25.07.2016).
- Антамошкина З.С. Изображение природы в литературе // Сборник печатных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции к 110-летию со дня рождения М.А. Шолохова «Музей-заповедник: экология и культура». Ростов-на-Дону: ЗАО Книга, 2015. 219-220 с.
- Бирюков Ф.Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. М.: Просвещение, 1980. с. 29.
- Нянковский М.А. Шолохов в школе. Книга для учителя. М.: ООО Дрофа, 2001. с. 142.
- Шолохов А.М. Музей-заповедник: экология и культура. Материалы шестой Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, ЗАО “Книга”, 2015. 240 с.
- Шолохов М. А. Тихий Дон. Собрание сочинений. Т.3. М.: Художественная литература, 1978. 329 с.