СВОЕОБРАЗИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М.А. ШОЛОХОВА

Антамошкина Зинаида Семеновна
МБОУ Алексеевская СОШ
Алексеевский муниципальный район Волгоградской области, учитель русского языка и литературы высшей категории

Аннотация
В статье рассматриваются основные функции пейзажа в художественных произведениях и анализируются особенности использования пейзажных зарисовок в творчестве Михаила Шолохова. Посредством методики сопоставительного анализа, обоснования и характеристики функций пейзажа в произведениях литературы определены методологические особенности применения пейзажных зарисовок на примере творчества М. Шолохова. Установлено, что пейзажные зарисовки являются элементом композиционного значения, который используется при описании и раскрытии характеров героев художественных произведений.

Ключевые слова: выразительные средства в литературе, особенности описания пейзажа, пейзажные зарисовки


THE ORIGINALITY OF OF LANDSCAPE LYRICS IN THE WORKS OF M.A. SHOLOKHOV

Antamoshkinа Zinaida Semenovna
Municipal budget educational institution of secondary school Alekseevskaya
Alekseevskiy municipal district of the Volgograd region, teacher of Russian language and literature of the highest category

Abstract
The article discusses the main features of the landscape in works of art and analyzes the features of the use of landscape sketches in the work of Mikhail Sholokhov. Through the technique of benchmarking study and the characteristics of the landscape features in the works of literature identified methodological features of the application landscape sketches by the example of Mikhail Sholokhov's creativity. It was found that the landscape sketches are part of a composite value that is used in the description and disclosure of the characters of works of art.

Рубрика: Литературоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Антамошкина З.С. Своеобразие пейзажной лирики в творчестве М.А. Шолохова // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/01/18649 (дата обращения: 23.02.2024).

В 2014 году в школах ввели еще один обязательный экзамен – сочинение по литературе, более детальное и внимательное изучение художественных произведений поможет нам в подготовке к этому ответственному творческому испытанию.В своей работе мы попытались дать описание функций пейзажных зарисовок в художественных текстах; проанализировать их и  обобщить данные наблюдения.

В станице Вешенской Ростовской области, которая расположена в ста километрах от станицы Алексеевской Волгоградской области, в сентябре 2015 года проходила шестая Международная научно-практическая конференция “Музей-заповедник: экология и культура”. М.A. Шолохов внес большой личный вклад в сохранение природы, приумножение донской фауны и флоры. “Земля, как мир, неделима, и любовно и бережно относясь к пахотной земле, земле-кормилице,  всем нам необходимо так же любовно и бережно относиться и ко всей остальной земле, на которой живем и трудимся, радуемся и страдаем, и ко всему, что существует на пользу человеку: это и леса, и воды, и все, населяющее их”,- эти слова писателя сегодня по-прежнему актуальны. По мнению директора Государственного музея-заповедника А.М. Шолохова, музеи-заповедники, связанные с изучением и комплексной охраной культурного и природного наследия, призваны, не только быть хранителями, но и искать пути решения актуальных проблем.

Природа в произведениях Шолохова составляет огромный и разнообразный мир. Мы не знаем, какой видели люди природу в начале  или середине прошлого века, но мы можем ее представить благодаря пленительным пейзажам многих мастеров слова, запечатлевших в своих рассказах, повестях и романах мир русской природы. Их пейзажи отличаются необычной красотой, поражают удивительной поэтической зоркостью и наблюдательностью.

Территория Шолоховского района относится к степной зоне. Но в настоящее время практически вся площадь степей распахана и засевается сельскохозяйственными культурами. лишь на отдельных участках сохранилась растительность целинных степей. Историческая, мемориальная, культурная и научная ценность этих мест очевидна. Здесь сохранился практически тот же  ландшафт, который был при жизни писателя и шолоховские пейзажи, которыми так восхищались и будут восхищаться верные  и признательные читатели.

Используя отрывки из произведений Шолохова можно воссоздать картину прежней целинной  растительности. Шолоховский текст можно использовать как тот же заповедный степной участок. В данной работе проанализированы различные пейзажные зарисовки писателя, при этом заметна информационная полнота и точность представления автора о флоре и фауне доской степи. Шолохов при описании степи уделяет внимание травяному покрову, отмечает виды трав, цвет. Шолохов был человеком знающим и любящим природу Донского края. Во всех его произведениях ощущается любовь к родным просторам, каждому стебельку, каждому листочку, он не представлял себя вне природы. Дома и усадьбы, в которых писатель жил, утопали в зелени.

На территории Шолоховского района сохранились целинные степные участки, подробно описанные в произведениях Шолохова, которые  целесообразно изучать и сохранять как культурное наследие нации.

Роль  пейзажа различна: в произведении он является фоном, на котором происходят те или иные события, помогает нам, читателям, понять и почувствовать глубокие переживания и душевное состояние героев. Автор, используя пейзаж, выражает свою точку зрения,  на происходящие события и свое отношение к описываемым событиям.

Мы знакомы, например, с Тургеневым-пейзажистом по его рассказам из «Записок охотника». И в романе «Отцы и дети», рисуя деревенский пейзаж, пронизанный любовью к крестьянству, писатель говорит об их разорении яснее и ярче, чем могли бы быть пространные описания и различные рассуждения, изображая бедные крестьянские поля и луга, убогие пастбища с запущенными грязными  водоемами, развалившиеся избенки. При виде этого разорения даже Аркадий понимает, что необходимость преобразований давно назрела.

Не похожи на наших современников и герои шолоховских произведений, их характеры, быт, повседневные заботы. Но эти люди становятся нам близкими, их проблемы начинают нас волновать по-настоящему. Отобразить их помогают пейзажные зарисовки. Вспомним грозу над бахчой, когда Наталья проклинает Григория. Своеобразной экспозицией к центральному событию становится пейзаж жаркого солнечного дня. Вроде бы ничего не предвещало бури. Весь мир пропитан ослепительным светом, слышится пение жаворонка.

Пейзажные зарисовки в художественных текстах выполняют различные функции: они  не только раскрывают характеры и внутреннее состояние героев, но и  поэтизируют события: Роль пейзажа различна: в произведениях он является фоном, на котором происходят описываемые события, помогает понять переживания и душевное состояние героев. Автор, используя пейзаж, выражает свою точку зрения,  на происходящие события. Пейзажные зарисовки имеют и композиционное значение, при описании и раскрытии характеров героев; предваряя какие-либо события, в будущем происходящие в жизни персонажей произведений. Пейзаж Шолохова не имеет аналогов в мировой литературе по своему многообразию, тесной связи с характерами и происходящими событиями. Рассмотрим своеобразие использования различных пейзажных зарисовок в шолоховских произведениях.

«Милая, светлая Родина! Вся наша безграничная сыновья любовь – тебе, все наши помыслы – с тобой. Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать, – так Шолохов, великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии, Сталинской премии, Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда, а также наш соотечественник, которого знают не только в нашей области, но и по всей России, а также и во всем мире, с любовью обращается к своей малой Родине.

Михаил Александрович Шолохов много времени провёл в типичной казачьей станице. Поэтому всю свою жизнь он считал себя настоящим казаком. Большая часть его произведений подробно описывает всю красоту России: её поля, степи, леса, реки. Его пейзаж в романах не существует отдельно от событий, описанных в них, а тесно связан с ними. У них есть общее: пейзаж связан с настроением героев, с их восприятием окружающего мира и себя. Российскую и мировую известность Шолохову принёс роман «Тихий Дон» о донском казачестве в Первой мировой и Гражданской войнах. В 1965 году Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

Основное действие романа длится девять лет – с 1912 по 1921 год. Меняются на протяжении этого времени исторические события, но природа остается неповторимой, вечной; каждый год неизменно разливается могучий Дон, зацветает степь изумительным соцветием весенних первоцветов, тюльпанов и ковыля.

В романе «Тихий Дон» шолоховские картины природы приобретают особое идейно-эстетическое наполнение. Роман начинается с описания мелеховского двора на самом краю хутора, похожие постройки и сейчас можно увидеть на территории музея-заповедника: «крутой спуск», означающий переломные события в истории народа, «намелованные волнами гальки», обозначающие тяжёлые испытания, и «вороненые ряби стремени Дона», символизирующие события, которые произойдут в жизни казачества.

Приведем отрывок из главы ХIХ третьей книги: «Там, где, как замёрзшие волны, бугрится серебряная от снега пахота, где мертвой зыбью лежит заборонованная с осени земля, – там, вцепившись в почву жадными, живучими корнями, лежит поваленное морозом озимое жито. Шелковисто – зелёное, все в слезинках застывшей росы, оно зябко жмётся к  чернозёму, кормится его живительной чёрной кровью и ждет весны…».

Картины природы означают и символические образы, и описание состояния героев: «С юга двое суток дул тёплый ветер. Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли степные лога и речки. На заре третьего дня ветер утих, и пали под степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля, потонули в непроглядной белесой дымке курганы, буераки, станицы, шпили колоколен, устремлённые ввысь вершины пирамидальных тополей. Стала над широкой донской степью голубая весна».

Пейзажные зарисовки говорят о большой любви художника к природе донского края: «Степь родимая!  Низко кланяюсь и по- сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!». Пейзаж у автора одушевлён, например, «ветер казакует», «вода ворковала», «полая вода стояла как завороженная», «вода клокотала как бешеная», «степь оделась серебром» и помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим событиям.

У Шолохова события в жизни людей и в жизни природы даются в единстве, мир людей и мир природы изображен как единый жизненный поток. Чтобы выяснить, что увидел и испытал Григорий Мелехов в первые месяцы войны, вновь обратимся к пейзажу: «В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья – в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью». Благодаря выразительным метафорам, ярким олицетворениям создается ощущение, что сама природа участвует в войне. Война – вселенское бедствие. Этот пейзаж раскрывает внутренне состояние людей, оказавшихся на войне. Изменения, происходящие в природе, соответствуют тому, что совершается в душе каждого человека.

Традиционный для русской литературы пейзаж звездной, лунной ночи дан через восприятие донского казака. Кровно связанный с родной природой, любящий все живое – таким мы видим Григория к началу Первой мировой войны, центральному историческому событию первой книги романа. Военные эпизоды предваряет пейзаж: «Сухое тлело лето …на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетал на кладбище, ископыченное телятами, стонал над бурыми затравевшими могилами» [6, с. 142]. Здесь мы видим немало деталей, которые готовят читателей к изображению народного бедствия, и вспоминаем солнечное затмение, ставшее грозным предзнаменованием перед походом князя Игоря на половцев.

Шолохов противопоставляет братоубийственной войне, взаимной жестокости людей животворящую силу природы. В финале второй книги, там, возле могилы, у часовни гнездо, в котором девять дымчато-синих крапленых яиц греет теплом своего тела самка стрепета. Природа и человек в «Тихом Доне» выступают как самостоятельные, но равновеликие силы. Шолоховские пейзажи  – не застывшие картины, они полны жизни, наполнены лиризмом и предельной точностью деталей. Конкретные приметы степного ландшафта: балки, суходол, яры, шляхи, перепела, суслики, кузнечики -  все это создает ощущение удивительной достоверности изображения. Цветовая палитра поражает своей многокрасочностью.

Пейзаж в романе Шолохова «Тихий Дон» выполняет различные функции: он не только раскрывает характеры и внутреннее состояние героев, но и поэтизирует события: «Шуршали на кукурузных будыльях сохлые листья. За холмистой равниной переливами синели отроги гор. Около деревушки по нажитям бродили рыжие коровы. Ветер клубил за перелеском морозную пыль. Сонлив и мирен был тусклый октябрьский день; благостным покоем, тишиной веяло от забрызганного скупым солнцем пейзажа. А неподалёку от дороги в бестолковой злобе топтались люди, готовились кровью своей травить сытую от дождей, обсеменённую, тучную землю». В приведённом  отрывке несложно проследить любимые Шолоховым донские просторы.

В романе «Поднятая целина» писатель рисует красочную картину наступающего лета: «Земля набухла от дождевой влаги , и когда ветер раздвигал облака, млела под ярким солнцем и курилась голубоватым паром» [3, с. 29] Первое, чего нельзя не заметить в этом отрывке – это эмоциональность и выразительность авторской речи. Она достигается двумя путями. Прежде всего, использованием художественных средств языка. К ним относятся: олицетворение (земля млела, ветер раздвигал), эпитеты (голубоватый пар, бирюзовая дымка), сравнение (как рассыпанная дробь), метафора (разлив пшеницы) и другие.

Родство казаков и земли в романе Шолохова «Тихий Дон», ощущение ее одухотворенности подчеркнуто метафорой «луг вздыхал». Рассказывая о характере Григория Мелехова, автор отмечает и свойственное ему чувство нерасторжимой связи с окружающим миром, особенно в эпизоде купания коня: «Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. На сердце у Григория легкая сладостная пустота» [4, с. 36].

Пейзажи дают богатый материал для наблюдения над языком писателя. Истоки этого – в народной  речи, много использует Шолохов и диалектных слов и выражений, что придает произведению неповторимый колорит и яркую метафоричность. Жизнь природы и жизнь людей тесно связаны. «Люди как реки»,- утверждал Л.Толстой. То же самое мы наблюдаем в творчестве Шолохова. Человек подхвачен бурным потоком жизни, но он не песчинка в водах разлившегося Дона. Свое русло он должен найти сам. Но как определить, какой путь ведет жизнь к правде?

Прочитав шолоховские произведения и изучив статьи некоторых авторов, можно сделать следующие выводы: роль  пейзажа различна: в произведениях он не только является фоном, на котором происходят описываемые события, но и помогает понять чувства и глубокие переживания и душевное состояние героев. Автор, используя пейзаж, выражает свою точку зрения,  на происходящие события и свое отношение к ним. Своеобразие пейзажных зарисовок в произведениях Шолохова заключается  том, что они имеют и композиционное значение, при описании и раскрытии характеров, внутренних состояний героев; часто автор обращается к пейзажу, когда предваряет какие-либо события.

Писатель использует различные изобразительно-выразительные средства языка: олицетворения, метафоры, эпитеты, необычные сравнения, анафоры. Авторское восприятие природы передается при помощи эмоционально окрашенных эпитетов – молитвенно, безрадостное, гордые, прозрачно-недвижимые, сказочно и невнятно, удивительных метафор и сравнений: месяц – казачье солнышко, пшеничная россыпь звезд.

М. А. Шолохов является певцом степи. Пейзаж у него всегда одухотворен. Он соотнесен с человеком, с течением жизни, то своей красотой и величием оттеняя несовершенство человеческого бытия, жестокость людскую, то гармонически сливаясь с душевным миром человека, охваченного высокими стремлениями, светлыми чувствами [2].

Пейзаж Шолохова не имеет аналогов в мировой литературе по своему многообразию, тесной связи с характерами и происходящими событиями. В своих произведениях мастера художественного слова обращаются прежде всего к каждому из нас. И всем нам, конечно же, следует всегда помнить, что человек и природа – понятия вечные и неотделимые друг от друга, взаимодополняющие друг друга.


Библиографический список
  1. Антамошкина З.С., Антамошкина Е.Н. История и традиции родного края // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: //human.snauka.ru/2014/05/6357/ (дата обращения: 25.07.2016).
  2. Антамошкина З.С. Изображение природы в литературе // Сборник печатных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции к 110-летию со дня рождения М.А. Шолохова «Музей-заповедник: экология и культура». Ростов-на-Дону: ЗАО Книга, 2015. 219-220 с.
  3. Бирюков Ф.Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. М.: Просвещение, 1980. с. 29.
  4. Нянковский М.А. Шолохов в школе. Книга для учителя. М.: ООО Дрофа, 2001. с. 142.
  5. Шолохов А.М. Музей-заповедник: экология и культура. Материалы шестой Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, ЗАО “Книга”, 2015. 240 с.
  6. Шолохов М. А. Тихий Дон. Собрание сочинений. Т.3. М.: Художественная литература, 1978. 329 с.


Все статьи автора «Антамошкина Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: