В начале 1990-х годов в связи с возрастанием полномочий и одновременно ответственности органов власти субъектов Российской Федерации за состояние культуры вопрос о развитии регионального образования в данной сфере становился все более актуальным и злободневным.
Несмотря на экономические трудности последнего десятилетия ХХ века, в Республике Башкортостан удалось не только сохранить, но и несколько преумножить количество учебных заведений начального звена образования в сфере культуры: если в 1991 г. их функционировало 140, то в 1999 г. – 145. В целом был улучшен и процент охвата детей школьного возраста эстетическим воспитанием [1].
Поскольку основная масса культработников в Башкортостане готовилась учебными заведениями среднего звена, Министерство культуры РБ стало ориентировать ссузы на осуществление в максимально короткий срок качественной подготовки кадров по наиболее необходимым республике специальностям. В учебных планах училищ и техникумов были устранены второстепенные и устаревшие предметы, акцент был сделан на качественную профессиональную подготовку учащихся, составной частью которой являлось более глубокое изучение культуры, истории Башкортостана [2, л. 27]. Только за 1993-1994 гг. в ссузах осуществлено столько нововведений, сколько не делалось ранее в десятилетие. Исходя из имеющегося в учебном заведении творческого потенциала и потребностей республики, каждое училище стало самостоятельно определять для себя спектр специальностей, наиболее соответствующих его ориентации.
Так, Салаватское музыкальное училище помимо академических направлений начало выпускать специалистов для клубных учреждений по специальности «культурно-просветительная работа» и для системы народного образования по специальности «музыкальная педагогика» [2, л. 28]. Появилась новая специальность «педагог-организатор» в Республиканском техникуме культуры, что в первую очередь заинтересовало заведующих отделами культуры районных и городских администраций, наиболее остро нуждающихся в кадрах культработников. В Учалинском музыкальном училище было открыто отделение «Декоративно-прикладное искусство» [3, с.16].
В 1990-е годы произошло и расширение образовательных учреждений культуры в географическом плане, вызванное острой необходимостью в обеспеченности кадрами юго-восточных районов. Так, стремление привлечь как можно большее количество музыкально одаренных детей из районов Башкирского Зауралья (Абзелиловского, Бурзянского, Баймакского, Хайбуллинского, Зианчуринского, Зилаирского и др.) способствовало открытию в 1994 г. филиала Средней специальной музыкальной школы-лицея в Сибае. В этом же городе в 1997 г. был образован и филиал Уфимского училища искусств [3, с. 22]. В 1998 г., помимо действовавшего вокального отделения, в филиале были открыты художественное отделение и отделение башкирских народных инструментов по классу курая, в 1999 г. – по классу баяна.
В Стерлитамаке в 1999 г. на базе техникума культуры было открыто представительство Челябинской Государственной Академии культуры и искусства. Здесь на коммерческой основе стали обучаться студенты по специальности «Режиссура» специализации «Режиссура театрализованных представлений и празднеств» и по специальности «Народное художественное творчество» специализации «Хореография».
Всего же в республике к началу ХХI века действовали 8 ссузов культуры, в которых обучались около трех тысяч учащихся. По итогам приемных экзаменов в 1999 г. в ссузы было принято 775 учащихся, из них 405 (53%) человек из районов и 365 – из городов РБ, 5 человек – из других регионов страны [1].
Изменения произошли и в высшем образовании. Создание в Уфимском государственном институте искусств на музыкальном факультете кафедры башкирской музыки еще в 1989 г. дало возможность начать целевую подготовку специалистов, в основном из юго-восточного региона Башкортостана. В 1993 г. открыта новая специализация по подготовке исполнителей на традиционных народных инструментах: курае, домбре, баяне. На театральном факультете сформировались две кафедры: режиссуры и мастерства актера, истории и теории искусства.
В целях реализации Послания Президента РБ Государственному Собранию на 1999 г. Кабинетом Министров РБ было принято постановление «О подготовке специалистов для учреждений культуры и искусства Республики Башкортостан» [4], где было разрешено Минкультуры проводить плановую целевую подготовку специалистов в вузах России в пределах средств, выделенных по смете расходов. В итоге, в конце 1999 г. на платной основе в ведущих вузах страны обучались 169 студентов различных специальностей, в т. ч. и культурно-досугового профиля.
Для координации трех ступеней профессионального музыкального и художественного образования при Минкультуры РБ в 1995 г. был создан Республиканский учебно-методический центр (РУМЦ). Он проводил и всесторонний анализ состояния учреждений дополнительного образования детей и ссузов культуры и искусства республики. Так, методический отдел центра регулировал деятельность клубных учреждений, осуществлял методическую помощь, участвовал в работе аттестационных комиссий. Отделом повышения квалификации осуществлялась организация курсов повышения квалификации для преподавателей различных специальностей. Редакционно-издательским отделом выпускались учебные программы по различным специальностям, учебно-методические пособия, нотные сборники. А с 1996 г. был начат регулярный выпуск сборников нормативно-правовой документации для директоров клубов, школ и начальников отделов культуры [3, с. 5].
С целью выявления и подготовки талантливой молодежи, обмена педагогическим опытом РУМЦ проводил конкурсы, фестивали, олимпиады и выставки. Все больше стали проявлять активность в организации подобных мероприятий и сами учебные заведения. Салаватское музыкальное училище, например, своими высокими достижениями и смелыми организационными инициативами всероссийского масштаба могло поспорить с именитыми учебными заведениями страны. Начало этому было положено еще в 1992 г., когда училище организовало Республиканский (открытый) конкурс хоровых дирижеров, на котором были представители Екатеринбурга, Кирова, Новороссийска, Березняков. Успешный опыт этого и последующих турниров позволил в дальнейшем поднять «планку» конкурса на более высокий уровень. На I Всероссийском конкурсе (1995 г.) география турнира расширилась до 11 городов России [5]. На II Всероссийском конкурсе (2000 г.) половину участников составляли начинающие хормейстеры Санкт-Петербурга и Москвы [3, с. 15].
Несмотря на очевидные достижения, в сфере образования были и проблемы, прежде всего финансовые. В том же Салаватском музыкальном училище в середине 1990-х годов не было своего общежития, и более ста иногородних студентов вынуждены ежегодно ездить из мест постоянного проживания. По Уфимскому библиотечному техникуму не решен был вопрос как с общежитием (арендовался в авиационном техникуме), так и с учебным зданием (занятия шли в Уфимском технологическом институте сервиса). Находился в аварийном состоянии и учебный корпус Башкирского республиканского техникума культуры, стены его были заражены грибком [6]. Список этот можно продолжить. Несмотря на стопроцентное финансирование учебных заведений в 1999 г., проблемы ссузов не уменьшились. Старели основные «орудия производства» преподавателей – музыкальные инструменты, библиотечный фонд, изнашивалось оборудование, разрушались и требовали ремонта здания [1]. Выделенных средств на это было просто не достаточно.
Очевидным было то, что наступил момент, когда и образовательные учреждения должны обратить внимание на хозрасчетные методы обучения, принимая во внимание опыт высшей школы. Возросла необходимость открывать коммерческие курсы, группы, особенно по тем специальностям, где имеется их избыток. Кроме всего, директорам учебных заведений необходимо было искать другие возможности укрепления материальной базы – через местные бюджеты и внебюджетные фонды, спонсорскую и договорную помощь. При сравнении объема платных услуг, оказанных организациями культуры за 1993–1995 гг., можно увидеть, что ссузы занимают среди прочих учреждений последнее место. Детские музыкальные и художественные школы же наоборот сделали в этом отношение огромный рывок за этот период, немного уступая только театрально-зрелищным предприятиям.
Однако и у образовательных учреждений начального звена были свои проблемы. Многие из них располагались в аварийных зданиях. Характерной чертой для большинства школ республики являлась и чрезвычайно большая загруженность учебных площадей, вынуждавшая преподавателей проводить занятия с детьми до десяти часов вечера, а также в субботние и воскресные дни. Практиковалось и проведение занятий с учениками на дому у преподавателей. С увеличением контингента учащихся все большее беспокойство вызывал недостаток учебных площадей. В среднем по республике количество учебной площади в расчете на одного учащегося в 1999 г. составляло 1,6 м² (с 1990 г. этот показатель оставался на одном уровне), что существенно отставало от действовавшего норматива по РФ – 4 м² на одного учащегося. Лишь 34 из 145 школ соответствовали данной норме [1].
Оставалось проблемой и нехватка во многих школах преподавателей по некоторым специальностям, особенно в отношении национальных инструментов. Однако можно привести и примеры, свидетельствующие о вкладе некоторых преподавателей в развитие народного искусства. Среди них – Т. М. Нуриев, который после окончания Салаватского музыкального училища с 1985 г. работал в Мелеузовской музыкальной школе по классу курая и кларнета. Он не ограничился проведением уроков по школьной программе, а создал ансамбль юных кураистов, который вскоре практически на всех конкурсах стал завоевывать звание «Лауреата», а с 1996 г. стал «Образцовым коллективом». В 1998 г. было выпущено пособие Нуриева «Учитесь играть на курае» («Азбука кураиста»), отличавшее от своих аналогов тем, что в нем очень своеобразно и популярно изложены методы игры на инструменте. То, что организационный съезд Союза кураистов проводился в г. Мелеузе надо считать данью, отданной славе его ансамбля. Присвоение Талгату Мухарлямовичу почетного звания «Заслуженный работник культуры» свидетельствует об этом [7, с. 202-203].
Следует отметить, что в начале 1990-х годов, в период рыночных реформ, произошло резкое уменьшение численности работников культуры. Это было связано, в первую очередь, с тем, что произошло сокращение профсоюзных клубных учреждений. В виду же специфики образования культработников им было трудно трудоустроиться и переквалифицироваться. Только к середине 1990-х годов ситуация с переподготовкой кадров изменилась в лучшую сторону, что было связано с образованием РУМЦ. Повышением квалификации культработников, организацией методической работы с руководителями любительских коллективов занимался и Республиканский центр народного творчества (далее – РЦНТ), который был создан в 1994 г. на базе Республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы. Помимо проведения различных семинаров, творческих лабораторий, выезда специалистов на места РЦНТ совместно с Центром досуга Совета Федерации профсоюзов РБ ежегодно с сентября по май организовывал Республиканскую школу культорганизаторов.
Как показывает анализ статистических данных [8, с. 18; 9, с. 12; 10, с. 10; 11, с. 8; 12, с. 8; 13, с. 15], в начале 1990-х годов наблюдался значительный прирост количества культпросветработников системы Минкультуры РБ за счет перевода в ведение министерства ведомственных клубных учреждений. С середины десятилетия начинается неравномерное развитие динамики численности специалистов культурно-досугового профиля, с чередующими периодами небольших спадов и подъемов показателей. Это было во многом связано с нестабильностью социально-экономического развития данного периода в целом по стране. В итоге, к концу 1999 г. насчитывалось 4380 работников культурно-досугового профиля, что превысило показатель 1991 г. на 22%, но было все же ниже показателя 1997 года.
Однако, несмотря на увеличение доли кадров с высшим и специальным средним образованием в общей структуре специалистов клубных учреждений (с 30% в 1990 г. до 50% в 1999 г.), по сравнению со средними показателями по Приволжскому федеральному округу (53%) и России (61%) [1] РБ занимала достаточно невысокую позицию. Статистика свидетельствуют о том, что оставался низким качественный состав культработников в сельской местности, особенно в таких районах, как Балтачевский (19,6%), Хайбуллинский (23%), Мечетлинский (23%), Белокатайский (25%). Не хватало, прежде всего, кадров с высшим образованием, которые составляли всего 10% от общего числа работников культурно-досугового профиля. При этом в некоторых местностях их насчитывалось менее 2% (Бурзянском, Татышлинском, Хайбуллинском районах), а в Балтачевском и Шаранском районах их не было вообще.
Наблюдалась и острая нехватка в кадрах по ряду специальностей. Так, в клубной системе долгое время не было механизма возобновления традиционных народных ремесел, несмотря на актуализацию в конце ХХ в. данного направления народного творчества. В РДК отсутствовали штатные единицы методистов и специалистов по традиционным видам декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, в СДК – руководителей кружков соответствующих направлений [14]. Во многих сельских клубах острая нехватка ощущалась не только в кадрах указанных «новых» специальностей, но и традиционных – хореографах, аккомпаниаторах-баянистах, руководителей фольклорных, театральных и хоровых коллективов, режиссеров массовых мероприятий.
Очевидно, что если удовлетвориться подготовкой клубных работников в действовавших ссузах (из них только Башкирский техникум культуры готовил непосредственно специалистов культурно-досуговой профиля), то республика никогда не сможет удовлетворить «голод» на данные кадры. Назрела необходимость создания института культуры, о чем на заседаниях Коллегии Минкультуры РБ говорилось не первый год. В действовавших же учебных заведениях была еще недостаточно качественной подготовка режиссеров, сценографов, оформителей художественно-зрелищных мероприятий, не было специалистов по подготовке менеджеров-управленцев в сфере культуры.
Следовательно, несмотря на очевидные успехи в развитии образовательной системы в сфере культуры республики, сделанные в первое десятилетие постсоветского периода, в ней, тем не менее, отсутствовал ряд направлений и уровней подготовки высокопрофессиональных кадров. В связи с этим в начале нового столетия была принята ведомственная «Программа подготовки специалистов для учреждений культуры и искусства на 2002-2006 годы» [15][1], которая опиралась на правовые нормы 1990-х годов, а также на комплексную программу «Развитие культуры и искусства Башкортостана до 2005 года». Наряду с достижением количественных показателей (прежде всего, повышением удельного веса специалистов в селах), программа должна была способствовать формированию нового поколения специалистов для дальнейшего развития в РБ культуры.
Библиографический список
- Об итогах работы учреждений культуры и искусства за 1999 год и задачах на 2000 год // Текущий архив Министерства культуры Республики Башкортостан за 1999 год.
- Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан. Ф. Р-1910. Оп. 4. Д. 1360.
- Образование, культура и искусство / Министерство культуры и национальной политики Республики Башкортостан. Уфа: Изд. дом «Ведомости Башкортостана», 2006.
- О подготовке специалистов для учреждений культуры и искусства Республики Башкортостан. Постановление Кабинета Министров РБ от 19 июля 1999 г. № 223 // СПС «ГАРАНТ».
- Российский государственный архив литературы и искусства. 3194. Оп.1 Д.3. Л. 44.
- Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан. Ф. 8945. Оп.1. Д.1062. Л. 18.
- Земля Мелеузовская: былое, будни, будущее. Уфа: «Китап», 2000.
- Анализ работы клубных учреждений Минкультуры РБ за 1991-1992 гг. – Уфа, 1993. – С. 18;
- Анализ работы клубных учреждений Минкультуры РБ за 1993-1994 гг. / Министерство культуры Республики Башкортостан, Республиканский центр народного творчества. Уфа, 1995.
- Анализ работы клубных учреждений Минкультуры РБ за 1994-1995 гг. / Министерство культуры Республики Башкортостан, Республиканский центр народного творчества. Уфа, 1996.
- Анализ работы клубных учреждений Минкультуры РБ за 1996-1997 гг. / Министерство культуры Республики Башкортостан, Республиканский центр народного творчества. Уфа, 1998.
- Анализ работы клубных учреждений Минкультуры РБ за 1997-1998 гг. / Министерство культуры Республики Башкортостан, Республиканский центр народного творчества. Уфа, 1999.
- Анализ работы клубных учреждений Минкультуры РБ за 1999-2000 гг. / Министерство культуры Республики Башкортостан, Республиканский центр народного творчества. Уфа, 2000.
- Отчет о деятельности Республиканского центра народного творчества (далее – РЦНТ) за 1999 год // Республиканский центр народного творчества: официальный сайт. URL: http://rcntrb.ru/page/3
- Об утверждении Программы подготовки специалистов для учреждений культуры и искусства на 2002-2006 годы. Постановление Коллегии Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан от 12 июля 2002 г. №8 // Текущий архив Министерства культуры и национальной политики РБ за 2002 год.