Образование является системообразующим фактором стабильности государственно-общественной системы, который должен иметь статус постоянного государственного приоритета. Образовательное пространство определяет положение нации в мировом сообществе и человека в обществе, так как образование отвечает на потребность человека определить смысл жизни, социальную роль, нравственные обязательства по отношению к себе и другим [1, С. 5]. Модернизация образования в большей степени связана с интеллектуальными ресурсами, и должна расширять пространство непрерывного образования, охватывая всю жизнь человека, включая официальные формы (школа, вуз, дополнительное образование) и неформальные виды образования (контакты, встречи, беседы, СМИ и другое). Роль интеграции всех уровней непрерывности берут на себя Центры довузовского обучения. В Ростовском государственном медицинском университете работает Центр довузовского образования, объединяющий профильные общеобразовательные школы (на договорной основе), клуб «Юный медик» городского Дворца творчества детей и молодежи (на договорной основе), подготовительные курсы, кафедры университета, обеспечивающие учебно-воспитательный процесс, колледж РостГМУ (на функциональной основе) [2, С. 115; 3, С. 157]. Центр реализует учебно-воспитательную, научно-учебно-исследовательскую и профориентационную работу. Все виды деятельности центра имеет единую методологическую концепцию, гарантирующую долговременный выбор профильной специальности [4, С. 777]. Изменения, происходящие в системе среднего и дополнительного образования, открывают широкие возможности взаимодействия с высшими учебными учреждениями, способствуют совершенствованию и развитию системы непрерывного образования. В основе концепции этого взаимодействия представления о равноправности партнёров, усилия которых направлены на решение общей проблемы образованности общества, формирования его культуры посредствам установления связей между знаниями, получаемыми в элементах целостной системы. Основной целью содержательного сотрудничества является не только решение формальных вопросов поступления в ВУЗы, а подготовка учащихся, способных адекватно продолжить обучение и овладеть избранной специальностью [5, С. 119].
Увеличившийся спрос на высококвалифицированных специалистов на рынке труда и, как следствие, возросший конкурс при поступлении в ВУЗы, требуют раннего профессионального самоопределения, освоения в процессе обучения профильных предметов на более глубоком уровне. Особенностью работы Центра является психолого-педагогическое сопровождение - один из важнейших факторов воплощения идей личностно-ориентированного подхода в образовании, способствующий формированию особенностей естественно-научного мышления, повышению мотивации к обучению, психологической адаптации слушателей подготовительных курсов к вузовской системе обучения [6, С. 169]. В своей работе Центр на всех ступенях интеграции большое внимание уделяет воспитательной работе, способствуя воспитанию разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, отвечающего запросам современной медицинской науки и здравоохранения, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота, имеющего стойкие ценностные ориентиры, в том числе на здоровый образ жизни [7, С. 793; 8, С. 162].
Субъективным показателем эффективности функционирования системы являются данные анализа результатов анкетирования, ежегодно проводимого Центром. По данным анкетирования 90% прошедших систему непрерывного образования констатируют «повышение уровня успеваемости в школе», у 98% «оправдались ли Ваши надежды на получение дополнительных знаний, необходимых для успешной сдачи экзаменов», 92% старшеклассников при «повторном выборе формы подготовки к ЕГЭ, вновь выбрали бы занятия в Центре», 86% «считают, что занятия в Центре дали им возможность адаптироваться к «учебной среде Вуза», 89% «одобряют форму занятий, проводимых в симуляционных классах вуза и колледжа по освоению первичных профессиональных навыков» [9, С. 481]. Все респонденты считают высокоинформативными, способствующими формированию нравственных и морально-этических качеств, проводимые в вузе «Дни открытых дверей», «Дни знакомства с колледжем», экскурсии по университету, посещение клиник, учебных кафедр, музеев вуза и кафедр, встречи с профессорско-преподавательским составом университета, ветеранами войны и труда [10, 11]. Большая часть обучающихся (87%) высоко оценивают возможность развития своих интеллектуально-творческих потребностей, за счет участие в подготовке и реализации учебно-научно-исследовательских проектов. Обучающиеся выступают на Итоговых научно-практических конференциях Дома творчества детей и молодежи, студенческой НПК вуза и конференциях других уровней, публикуют результаты своей деятельности в сборниках и журналах. Такая разноплановая и многокомпонентная система обучения, реализуемая в рамках Центров довузовского образования, дополняет школьную программу и является ступенью к профессиональному образованию и формированию конкурентоспособного абитуриента.
Библиографический список
- Агеева Н.А. Роль зеркальных нейронов в процессе социализации личности и консолидации общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 1-3 (45). – С. 5–11.
- Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В., Сависько А.А. Клуб «Юный медик» первая ступень университетской науки // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 8. – С. 115.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Интегративная система континуального образования в вузе // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ материалы международной научно-практической конференции. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 157-158.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Стратифицирующая роль непрерывного довузовского образования в формировании образа будущего врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 777-780.
- Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Особенности организации педагогического процесса на факультете довузовского образования // Успехи естествознания. – 2004. – № 10. – С. 119-120.
- Сависько А.А., Сидоренко Ю.А. Формирование духовно-нравственной позиции будущего врача // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 169-170.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Воспитательная парадигма в системе континуального образовательного процесса // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 793-796.
- Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162–170.
- Харламов Е.В., Сидоренко Ю.А., Сависько А. А. Проблема адаптации к учебной нагрузке в системе непрерывного образования // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в ХХI веке. – 2011. – Т. 13. – № 10. – С. 481-482.
- Харламов Е.В. 50 лет с Alma Mater // Е.В. Харламов, Склярова Е.К., О.Ф. Киселёва, Ю.А. Сидоренко. Ростов-на-Дону, 2015.
- Нажева М.И. Актуальные вопросы физического и патриотического воспитания студентов // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59).