ЦЕНТРЫ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Сидоренко Юлия Андреевна1, Якименко Лилия Альбертовна2
1Ростовский государственный медицинский университет, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены
2Ростовский государственный медицинский университет, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения № 1 с курсом истории медицины

Аннотация
В статье раскрывается эффективность деятельности Центра довузовского образования в вузе по интеграции деятельности систем общего, дополнительного и довузовского образования в вопросах расширения образовательного пространства подготовки конкурентоспособных абитуриентов.

Ключевые слова: интеграция деятельности, непрерывное образование, Центры довузовского образования, эффективность


PRE-UNIVERSITY EDUCATION CENTERS AS A LINK OF A CONTINUING PROCESS OF EDUCATION

Sidorenko Yuliya Andreevna1, Yakimenko Liliya Albertovna2
1Rostov State Medical University, Candidate of medical sciences, associate professor of the department of hy-giene
2Rostov State Medical University, teaching assistant of the department of public health and health care No. 1 with the course of the history of medicine

Abstract
The article reveals the efficiency of the activity of pre-University centers in Higher school to integrate the basic, additional and pre-University education systems in the context of the expanding of educational space for the training of competitive school-leavers.

Keywords: continuing education, efficiency, integration of activity, pre-University education centers


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Центры довузовского образования связующее звено непрерывного образовательного процесса // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/05/14832 (дата обращения: 23.02.2024).

Образование является системообразующим фактором стабильности государственно-общественной системы, который должен иметь статус постоянного государственного приоритета. Образовательное пространство определяет положение нации в мировом сообществе и человека в обществе, так как образование отвечает на потребность человека определить смысл жизни, социальную роль, нравственные обязательства по отношению к себе и другим [1, С. 5]. Модернизация образования в большей степени связана с интеллектуальными ресурсами, и должна расширять пространство непрерывного образования, охватывая всю жизнь человека, включая официальные формы (школа, вуз, дополнительное образование) и неформальные виды образования (контакты, встречи, беседы, СМИ и другое). Роль интеграции всех уровней непрерывности берут на себя Центры довузовского обучения. В Ростовском государственном медицинском университете работает Центр довузовского образования, объединяющий профильные общеобразовательные школы (на договорной основе), клуб «Юный медик» городского Дворца творчества детей и молодежи (на договорной основе), подготовительные курсы, кафедры университета, обеспечивающие учебно-воспитательный процесс, колледж РостГМУ (на функциональной основе) [2, С. 115; 3, С. 157]. Центр реализует учебно-воспитательную, научно-учебно-исследовательскую и профориентационную работу.  Все виды деятельности центра имеет единую методологическую концепцию, гарантирующую долговременный выбор профильной специальности [4, С. 777]. Изменения, происходящие  в  системе  среднего и дополнительного образования, открывают  широкие  возможности  взаимодействия  с  высшими учебными учреждениями,  способствуют  совершенствованию  и  развитию  системы  непрерывного  образования. В основе  концепции  этого  взаимодействия  представления  о  равноправности партнёров,  усилия  которых  направлены  на  решение  общей  проблемы образованности  общества,  формирования его  культуры посредствам установления  связей  между  знаниями,   получаемыми  в элементах  целостной  системы. Основной  целью содержательного  сотрудничества   является  не  только решение  формальных  вопросов  поступления  в  ВУЗы,  а  подготовка  учащихся, способных  адекватно продолжить  обучение  и  овладеть  избранной  специальностью [5, С. 119].

Увеличившийся спрос на высококвалифицированных специалистов на рынке труда и, как следствие, возросший конкурс при поступлении в ВУЗы, требуют раннего профессионального самоопределения, освоения  в  процессе  обучения  профильных  предметов на  более глубоком  уровне. Особенностью работы Центра является психолого-педагогическое  сопровождение  -  один из  важнейших факторов  воплощения  идей  личностно-ориентированного  подхода  в  образовании, способствующий формированию особенностей естественно-научного мышления, повышению мотивации к обучению, психологической адаптации слушателей подготовительных курсов к вузовской системе обучения [6, С. 169]. В своей работе Центр на всех ступенях интеграции большое внимание уделяет воспитательной работе, способствуя воспитанию разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, отвечающего запросам современной медицинской науки и здравоохранения, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота, имеющего стойкие ценностные ориентиры, в том числе на здоровый образ жизни [7, С. 793; 8, С. 162].

Субъективным показателем эффективности функционирования системы являются данные анализа результатов анкетирования, ежегодно проводимого Центром. По данным анкетирования 90% прошедших систему непрерывного образования  констатируют «повышение уровня успеваемости в школе», у 98% «оправдались ли Ваши надежды на получение дополнительных знаний, необходимых для успешной сдачи экзаменов», 92% старшеклассников при «повторном выборе формы подготовки к ЕГЭ, вновь выбрали бы занятия в  Центре», 86%  «считают, что занятия в Центре дали им возможность адаптироваться к «учебной среде Вуза»,  89% «одобряют форму занятий, проводимых в симуляционных классах вуза и колледжа по освоению первичных профессиональных навыков» [9, С. 481]. Все респонденты считают высокоинформативными, способствующими формированию нравственных и морально-этических качеств, проводимые в вузе «Дни открытых дверей», «Дни знакомства с колледжем», экскурсии по университету, посещение клиник, учебных кафедр, музеев вуза и кафедр, встречи с профессорско-преподавательским составом университета, ветеранами войны и труда [10, 11]. Большая часть обучающихся (87%) высоко оценивают возможность развития своих интеллектуально-творческих потребностей, за счет участие в  подготовке и реализации учебно-научно-исследовательских проектов. Обучающиеся выступают на Итоговых научно-практических конференциях Дома творчества детей и молодежи, студенческой НПК вуза и конференциях других уровней, публикуют результаты своей деятельности в сборниках и журналах. Такая разноплановая и многокомпонентная система обучения, реализуемая в рамках Центров довузовского образования, дополняет школьную  программу  и является  ступенью  к  профессиональному  образованию и формированию конкурентоспособного абитуриента.


Библиографический список
  1. Агеева Н.А. Роль зеркальных нейронов в процессе социализации личности и консолидации общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 1-3 (45). – С. 5–11.
  2. Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В., Сависько А.А. Клуб «Юный медик» первая ступень университетской науки // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 8. – С. 115.
  3. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Интегративная система континуального образования в вузе // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ материалы международной научно-практической конференции. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 157-158.
  4. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Стратифицирующая роль непрерывного довузовского образования в формировании образа будущего врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 777-780.
  5. Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Особенности организации педагогического процесса на факультете довузовского образования // Успехи естествознания. – 2004. – № 10. – С. 119-120.
  6. Сависько А.А., Сидоренко Ю.А. Формирование духовно-нравственной позиции будущего врача // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 169-170.
  7. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Воспитательная парадигма в системе континуального образовательного процесса // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). –  С. 793-796.
  8. Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162–170.
  9. Харламов Е.В., Сидоренко Ю.А., Сависько А. А. Проблема адаптации к учебной нагрузке в системе непрерывного образования // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в ХХI веке. –  2011. – Т. 13. – № 10. – С. 481-482.
  10.  Харламов Е.В. 50 лет с Alma Mater // Е.В. Харламов, Склярова  Е.К., О.Ф. Киселёва, Ю.А. Сидоренко. Ростов-на-Дону, 2015.
  11.  Нажева М.И. Актуальные вопросы физического и патриотического воспитания студентов // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59).


Все статьи автора «Якименко Лилия Альбертовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: