ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ КАТЕГОРИИ «ВОСПИТАНИЕ» В СТРУКТУРЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»

Бобровская Юлия Константиновна1, Козырева Ольга Анатольевна2
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье раскрывается возможность использования педагогического моделирования в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика», определяются возможности качественного уточнения категории «воспитание» в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре.

Ключевые слова: воспитание, здоровьесбережение, культура самостоятельной работы, самореализация, социализация


FEATURES OF DETERMINATION «EDUCATION» CATEGORY IN THE STUDY OF THE STRUCTURE OF THE COURSE «THEORETICAL PEDAGOGY»

Bobrovskaya Julia Konstantinovna1, Kozyreva Olga Anatolievna2
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Siberian state Industrial University, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of pedagogical sciences, associate Professor

Abstract
The article deals with the use of pedagogical modeling the structure of the study course "Theoretical Pedagogy", identifies opportunities qualitative refinement category "education" in the structure of the preparation of the future teacher of physical culture.

Keywords: culture independent work, education, health preservation, self-realization, socialization


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Бобровская Ю.К., Козырева О.А. Особенности детерминации категории «воспитание» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/04/14723 (дата обращения: 26.02.2024).

Возможности использования педагогического моделирования в структуре решения задач курса «Теоретическая педагогика» [1-5] определяются спецификой визуализации и оптимизации педагогических условий использования продуктивного обучения в структуре адаптивно-акмепедагогического способа решения задач развития личности, фасилитация которых осуществляется в конструктах и особенностях решения задач технологии системно-педагогического моделирования [6-20], обеспечивающей персонифицированное формирование культуры самостоятельной работы.

В структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» уточнение категории «воспитание» осуществляется в различных направлениях использования педагогического моделирования:

- локальная детерминация понятия «воспитание»,

- узко-специальная детерминация понятия «воспитание»,

- частно-предметная детерминация понятия «воспитание»,

- общепедагогическая детерминация понятия «воспитание».

Кроме того, можно выделить направление, определяющие конструкты педагогической методологии в качестве определяющего элемента педагогического моделирования, так можно выделить следующие методологические подходы, в структуре которых строятся словесно-логические модели категории «воспитание»:

- адаптивный подход (определяется понятие в конструктах адаптивного знания);

- акмепедагогический подход (определяется понятие через вершины способностей, ценностей, приоритетов и возможностей личности);

- аксиологический подход (определяется понятие в конструктах педагогической аксиологии, т.е. ценностей и ценностных ориентаций);

- герменевтический подход (определяется понятие в модели уточнений и перифразов, используемых для повышения качества усвоения дидактического знания, учета принципа возрастосообразности в структуре педагогического взаимодействия с обучающимися и пр.);

- гносеологический подход (определяется понятие в моделях теории познания, обеспечивающей объяснение научного знания как главного ресурса развития личности и общества / антропосреды);

- графологический подход (определяется понятие в конструктах структурно-логических моделей);

- диалектический подход (определяется понятие в моделях развития, т.е. законах диалектики);

- диалогический подход (определяется понятие в конструктах коммуникаций и коммуникативно-операционном решении задач развития личности обучающегося, включенного в систему непрерывного образования);

- дихотомический подход (определяется понятие в конструктах диаметрально противоположных явлений);

- информационный подход (определяется понятие в системе возможности определения, накопления, трансформации, реконструкции, ретрансляции, преобразования и прочих допустимых научных действий с информацией);

- исторический подход (определяется понятие в конструктах фактов и моделей истории, истории педагогики и образования);

- компетентностный подход (определяется понятие в системе формируемых компетенций, определяемых по группам в системе СПО и ВО);

- культурологический подход (определяется понятие в иерархии ценностей, смыслов, условий, моделей доминирующей культуры);

- лексический подход (определяется понятие в конструктах и моделях лексики);

- мультисредовый подход (определяется понятие в конструктах многообразия систем и продуктов социального поля, реализующего микро-, мезо-, макрогрупповые отношения и способы решения проблем);

- поликультурный подход (определяется понятие в конструктах многообразия культур, определяющих поле смыслов, ценностей, продуктов, условий и возможностей развития личности и общества);

- полисистемный подход (определяется понятие в конструктах многообразия пересекающихся и непересекающихся систем, предопределяющих качество решения детерминируемой задачи);

- синергетический подход (определяется понятие в моделях самоорганизации);

- тезаурусный подход (определяется понятие в конструктах использования терминологического аппарата современной педагогики);

- эзотерический подход (определяется понятие в конструктах анаучного и квазинаучного знания, таких как «добро», «вера», «любовь», «надежда» и пр.).

Выделенные направления педагогического моделирования определяют возможность уточнения и моделирования категории «воспитание».


Библиографический список
  1. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.  ISBN 978-5-85117-742-2.
  2. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014.  52 с.
  3. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
  4. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
  5. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
  6. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
  7. Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал.  2011. № 6. С.54-73.
  8. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  9. Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2009. №9.  С.79-83.
  10. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
  11. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  12. Козырева О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. 2011. №2(73). С.109-117.
  13. Козырева О. А., Гайко М. Е., Горбунова И. А., Седова К. С. Модели формирования и управления культурой самостоятельной работы педагога в условиях непрерывного профессионального образования // European Social Science Journal. 2012. № 8. С.83-90.
  14. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. №12 (165). С.129-135.
  15. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  16. Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
  17. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
  18. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособие для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  19. Степанов С. В., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы педагога как механизм формирования профессиональной компетентности, самореализации и конкурентоспособности // Профессиональное образование в России и за рубежом.  2011.  №1 (3).  С. 76-80.
  20. Сукиасян А. А., Козырева О. А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.


Все статьи автора «Бобровская Юлия Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: