Согласно положениям законодательства об исполнительном производстве, стороны обладают единой совокупностью прав, предусматривающих возможность знакомиться с материалами производства и снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства и отводы и осуществлять иные общие правомочия, характерные для участников того или иного производства.
Говоря о разграничении статусов взыскателя и должника, следует иметь ввиду, что последний, как правило, является лицом обязанным в отношении взыскателя, в частности это касается выполнения требований исполнительного документа. В свою очередь, должник имеет право указать имущество, на которое стоит в первую очередь обратить взыскание.
Анализ ФЗ “Об исполнительном производстве” позволяет выделить наличие и специальных прав и обязанностей сторон.
Так, взыскатель вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с требованием о возбуждении исполнительного производства, получать информацию от налоговых органов о наличии у должника счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях, отказаться от взыскания, от получения предметов, изъятых у должника при исполнении соответствующего исполнительного документа и тд. Само-собой, орган принудительного исполнения обязан содействовать обеспечению реализации этих прав.
Однако, закон устанавливает пределы осуществления прав взыскателя, он не может требовать от судебного пристава-исполнителя предоставления отчетов о выполненных действиях и предоставления всех материалов исполнительного производства. Взыскатель вправе лишь самостоятельно ознакомиться с такими материалами.
Для сторон предусмотрена особая возможность заключить мировое соглашение, законная сила которого утверждается судом. Это происходит при соответствии соглашения требованиям законности и ненарушении им интересов третьих лиц. Соответствие же условий соглашения интересам сторон суд не будет интересовать, поэтому сторона должна проследить за этим самостоятельно.
К типичным условиям таких соглашениям можно отнести размер и срок исполнения обязательств, нередко в таких случаях договариваются о рассрочке.
Вступление в законную силу определения суда об утверждении такого соглашения влечёт за собой прекращение исполнительного производства, но лишь до момента отказа должником исполнения требований. В таком случае исполнительный лист выдается взыскателю заново.
Немаловажно будет раскрыть значение правопреемства в исполнительном производстве. По общему правилу, оно допускается в случаях, влекущих переход прав и обязанностей лицу, ранее не являвшемуся участником производства. Процессуальным основанием такой перемены в лицах будет вынесением приставом-исполнителем соответствующего постановления. В то же время, на пристава-исполнителя возложена обязанность проверить обстоятельства, обуславливающие факт правопреемства. С заявлением о замене вправе обращаться правопреемники обеих сторон и сам пристав-исполнитель. Правопреемник определяется в судебном или административном порядке, в зависимости от того кем был выдан исполнительный документ. Вынесение приставом-исполнителем постановления о правопреемстве в обход вышеназванного порядка влечет признание его действий незаконными.
После вынесения постановления процесс исполнительного производства продолжается, поскольку действия предшественника носят обязательный характер.
Само собой, стороны могут поручить осуществление прав и обязанностей своим представителям, которыми могут быть любые дееспособные лица с надлежаще оформленными полномочиями. Более того, не могут быть представителями должностные лица и сотрудники правоохранительных органов, кроме случаев представительства этих самых организаций либо законного представительства. Так же закон предусматривает случаи только личного участия в производстве, как правило это касается требования о вселении и выселении сторон, которые не представляется возможным исполнить через представителя.
Законные представители вправе совершать действия, правом на совершение которых обладают недееспособные либо ограниченные в дееспособности граждане. Конечно же, не без ограничений, что касается правила о предварительном контроле сделок, влекущих уменьшение активов подопечного. Полномочия таких представителей подтверждаются документально.
Полномочия других представителей подтверждаются доверенностью, содержащими в себе перечень полномочий такого представителя, либо актами организаций.
Библиографический список
- Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 29.06.2015) “Об исполнительном производстве” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // “Собрание законодательства РФ”, 08.10.2007, N 41, ст. 4849.
- Гуреев В.А., Сазанов С.В. Настольная книга судебного пристава-исполнителя: учебно-практическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. // М.: Статут, 2013. – с. 320
- Решетникова И.В. Как исполнить решение суда? Пособие для взыскателя // М., “Инфотропик Медиа”, 2013 – С. 47
- Ярков В.В. Комментарий к Федеральному закону “Об исполнительном производстве”, постатейный, 2-е издание, исправленное и дополненное // “НОРМА”, “ИНФРА-М”, 2014 – с. 106