Среди вопросов местного значения одно особое место занимают вопросы организации пожарной безопасности в муниципальных образованиях. В содержание пожарной безопасности как вопроса местного значения входит непосредственное обеспечение пожарной безопасности, организация мер по борьбе с пожарами, тушение пожаров на территории муниципальных образований. Федеральный закон РФ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] определил, что организационное, правовое, финансовое, материально-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальных образованиях входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Подразделения федерального государственного казенного учреждения «6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» созданы на основании штатного расписания от 30.04.2013 № 23, утвержденного начальником Главного управления генерал-майором Заленским А.В., и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом федерального государственного казенного учреждения «6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области», утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 05.09.2011 № 488 «Об утверждении уставов территориальных и объектовых подразделений федеральной противопожарной службы, расположенных в Уральском федеральном округе» [4].
Федеральное государственное казенное учреждение «6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» создано в соответствии с приказом ГУ МЧС России по Свердловской областив 2008 году.
В структуру ФГКУ «6 ОФПС по Свердловской области» входят:
- штаб;
- служба пожаротушения;
- 5 подразделений по охране 4 городских округов:
- Волчанский ГО – 267 ПЧ 6 ОФПС по Свердловской области;
- ГО Карпинск – 266 ПЧ 6 ОФПС по Свердловской области;
- ГО Краснотурьинск – 57 ПЧ 6 ОФПС по Свердловской области;
- 256 ПЧ 6 ОФПС по Свердловской области;
- Серовский ГО – 56 ПЧ 6 ОФПС по Свердловской области.
Федеральное государственное казенное учреждение «6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» осуществляет деятельность по охране городов Краснотурьинска, Серова, Карпинска, Волчанска, пос.Рудничного.
Пожарные части 6 ОФПС аттестованы аттестационной комиссией Правительства Свердловской области по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на территории Свердловской области актом от 17.03.2011 серия 502 № 00027, регистрационный номер №0-502-088, на следующие виды аварийно-спасательных работ:
- оказание первой помощи пострадавшим;
- проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации;
- ликвидация (локализация) чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте.
Имеется карта зоны действия пожарно-спасательных подразделений, соглашение о взаимодействии органов управления, подразделений и сил, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на территории городских округов.
На территории каждого городского округа определен перечень потенциально опасных объектов, территорий и рисков возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с уставами городских округов к полномочиям администрации городских округов за счет средств местного бюджета, относится решение следующих вопросов:
- участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб;
- создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;
- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа, деятельности муниципальной пожарной охраны.
В городских округах Краснотурьинского гарнизона пожарной охраны приняты и реализуются следующие муниципальные программы по обеспечению пожарной безопасности:
- в г. Волчанске постановлением Главы Волчанского городского округа от 29.01.2014 г. № 67 принята муниципальная программа Волчанского городского округа «Обеспечение общественной безопасности Волчанского городского округа на 2014-2020 годы».
- в г. Карпинске реализована «Муниципальная целевая программа по обучению населения мерам пожарной безопасности и обеспечения мероприятий по предупреждению ЧС природного и техногенного характера, безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности на территории ГО Карпинск на 2012-2015 гг.». В настоящее время реализуется Муниципальная программа «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения городского округа Карпинск на 2014-2016 годы», утверждённая Постановлением Администрации городского округа Карпинск от 08.11.2013 г. № 2234.
В г. Краснотурьинске постановлениями администрации городского округа в 2013 году приняты следующие планы основных мероприятий в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций:
- План мероприятий по гражданской обороне в ГО Краснотурьинск на 2014-2016 гг.;
- План мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ГО Краснотурьинск на 2014-2016 гг.;
- План мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в ГО Краснотурьинск на 2014-2016 гг.
В г. Серове реализована муниципальная программа «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории Серовского городского округа» на 2012-2015 годы, утвержденная постановлением администрации Серовского городского округа от 21.07.2011 г. № 1192.
В связи с увеличением количества пожаров администрациями городских округов совместно с 6 ОФПС проведены заседания КЧС и ОПБ, аппаратные совещания при Главах МО, на которых рассматривались следующие вопросы:
- приняты планы мероприятий по стабилизации обстановки с пожарами и гибелью людей в жилом секторе на территории городских округов;
- проведены аппаратные совещания при главах городских округов по вопросу обстановки с пожарами на территории муниципальных образований и мерам, принимаемым по стабилизации обстановки с пожарами;
- приняты постановления глав городских округов «Об утверждении плана мероприятий по стабилизации обстановки с пожарами и гибелью людей в жилом секторе»;
- в 2015 году администрациями городских округов приняты постановления глав администраций по вопросам обеспечения пожарной безопасности и обучения населения мерам пожарной безопасности на территории МО;
- в муниципальных образованиях осуществляются месячники по обучению населения мерам пожарной безопасности, по подготовке населения к действиям при возникновении ЧС;
- проведена операция «Жилище – 2015»;
- эффективно организовано сотрудничество со средствами массовой информации в муниципальных образованиях.
Приказом начальника 6 ОФПС №39 от 27.01.2015 г. «О назначении лиц, ответственных за информационно-пропагандистскую деятельность» ответственными за организацию ИПД по 6 ОФПС назначены:
- на территории Серовского ГО – начальник 56 ПЧ 6 ОФПС подполковник внутренней службы Л.В.Казанцев;
- на территории ГО Краснотурьинск – начальник 57 ПЧ 6 ОФПС лейтенант внутренней службы Рассохин А.Ю,;
- на территории ГО Карпинск – и.о. 266 ПЧ 6 ОФПС Брянцева Н.А.;
- на территории ГО Волчанск начальник 267 ПЧ 6 ОФПС и.о. начальника 277 ПЧ Зауэр А.В.
В 2015 году совместно были разработаны и реализовывались следующие совместные планы взаимодействия 6 ОФПС и отраслевых подразделений администраций городских округов:
- планы взаимодействия с управлениями образования по обучению детей мерам пожарной безопасности,
- план совместных мероприятий с управлениями социальной защиты населения по стабилизации обстановки с пожарами и гибелью людей;
- план мероприятий по проведению месячника безопасности детей на территории городских округов;
- план по организации работы с детьми по пожарной безопасности в городских округах.
- ежемесячные графики подготовки материалов в СМИ.
В 6 ОФПС проведение ежемесячного анализа обстановки с пожарами в жилом секторе и гибелью людей должностными обязанностями возложено на начальников пожарных частей. Однако ежемесячный анализ оперативной обстановки в жилом секторе на закрепленной территории не проводился, что не позволяет эффективно планировать работу в жилом секторе, поэтому наиболее неблагоприятные населенные пункты на основе анализа не выявляются.
График по проверке жилого сектора личным составом дежурных караулов составлен на год. Работа по обучению населения в частном жилом секторе личным составом дежурных караулов ведется согласно разработанного графика. Проведение рейдов в жилом секторе подтверждается корешками – рекомендациями и записями в соответствующий журнал.
На оперативных совещаниях при начальнике отряда также рассматривается оперативная обстановка с пожарами, гибелью и травмированием людей на подведомственных территориях, заслушивается информация о проводимой профилактической работе, ставятся задачи по проведению работы по обучению населения мерам пожарной безопасности, работе с общественными формированиями, работе в жилом секторе, информированию населения через СМИ. Кроме того проводится заслушивание начальников частей по вопросам выполнения решений оперативных совещаний.
Руководящим составом и сотрудниками 6 ОФПС в муниципальных общеобразовательных учреждениях проводятся: классные часы, торжественных линейки, викторины, учебные эвакуации на случай возникновения, проводятся экскурсии в пожарные части, а также родительские собрания.
Однако в 2015 году сельские сходы и собрания по вопросам обеспечения пожарной безопасности не проводились, работа с внештатными инструкторами не осуществлялась. Так, например, списки внештатных инструкторов профилактики имеются, но отсутствуют планы работ и конспекты для проведения занятий.
Не осуществляется работа с общественными формированиями (старшие домов, улиц, десятидворок). Пожарные добровольцы к работе по обучению населения в жилом секторе не привлекаются. Так, например, на территории Краснотурьинского ГО 6 управляющих компаний, но работа с ними по обучению населения мерам пожарной безопасности не была организована. А отсутствие ежемесячного анализа оперативной обстановки по пожарам не позволяет эффективно планировать и проводить работу в жилом секторе.
В Серове заслушивание при главе МО руководителей жилищных организаций и глав сельских администраций в 2015 г. не проводились, не организовано взаимодействие с общественными формированиями по обучению населения мерам пожарной безопасности, не ведется работа со службами социальной защиты, службой занятости и ЖЭУ.
При образовательных учреждениях созданы и функционируют ДЮП, Положение о ДЮП доведено до органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, однако работа по созданию районных штабов в соответствии с положением не организована.
Организация пожарной безопасности в муниципальных образованиях напрямую зависит от того, насколько грамотно и четко законодательно закреплены полномочия органов местного самоуправления по решению соответствующего вопроса местного значения. Значение имеет и то, насколько хорошо законодательство закрепляет и механизм реализации пожарной безопасности. Только в этом случае данная организация будет действующей и эффективной.
В обеспечении пожарной безопасности муниципальных образований немаловажную роль играет создание органами местного самоуправления подразделений муниципальной пожарной охраны. Финансирование таких подразделений, также как и проведение органами местного самоуправления мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности, напрямую зависит от наличия денежных средств в местном бюджете.
Потребность в систематизации представлений о пожарной безопасности применительно к взаимодействию Государственной противопожарной службы и органов местного самоуправления во многом определяют поиск путей совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности в муниципальных образованиях.
Полагаем, что для эффективного управления противопожарной службой необходимо принятие в каждом субъекте Российской Федерации закона о пожарной безопасности. В данном законе необходимо отразить вопросы обеспечения пожарной безопасности, виды пожарной охраны, создаваемые в субъекте Федерации, полномочия исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности.
В законе о пожарной безопасности также необходимо указать критерии создания пожарной охраны – это может быть определенная взаимосвязь между численностью населения на одного пожарного в субъекте Федерации, или в качестве критерия может быть создание противопожарной службы в населенных пунктах с численностью от 2 000 человек либо другой критерий. Безусловно, что данные критерии должны разрабатываться в соответствии ст. 76 федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [3] исходя из условий времени прибытия подразделений к месту вызова. Эти критерии должны разрабатываться в каждом конкретном субъекте Федерации, общего критерия на уровне Федерации быть не должно, данное положение обуславливается различным экономическим положением субъектов Федерации, а также разветвленностью инфраструктуры и соответственно площадью территорий.
В обеспечении пожарной безопасности в муниципальных образованиях немаловажную роль играет создание органами местного самоуправления подразделений муниципальной пожарной охраны. Финансирование таких подразделений, также как и проведение органами местного самоуправления мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности, напрямую зависит от наличия денежных средств в местном бюджете. Полагаем, что финансирование муниципалитетов по осуществлению вопросов обеспечения пожарной безопасности должно осуществляться не только за счет средств местного бюджета, но и в значительной степени за счет государственных (федеральных и региональных) субсидий.
В целях комплексного решения вопросов обеспечения пожарной безопасности в муниципальных образованиях необходимо расширить обозначенный в статье 19 закона «О пожарной безопасности» [1] перечень соответствующих полномочий органам местного самоуправления, которые представлены в работе.
Библиографический список
- О пожарной безопасности: Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://base.garant.ru/10103955/ (дата обращения 31.01.2016)
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://base.garant.ru/186367/ (дата обращения 01.02.2016)
- Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://base.garant.ru/10103955/ (дата обращения 31.01.2016)
- Об утверждении уставов территориальных и объектовых подразделений федеральной противопожарной службы, расположенных в Уральском федеральном округе [Электронный ресурс]: приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 05.09.2011 г. № 488 // Система «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188772/ (дата обращения 31.01.2016)