ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ С МЕСТНЫМИ АДМИНИСТРАЦИЯМИ КРАСНОТУРЬИНСКОГО ГАРНИЗОНА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Латыпов Ринат Тавзихович1, Денюшин Роман Петрович2
1Уральский государственный экономический университет, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления
2Уральский государственный экономический университет, студент магистратуры заочной формы обучения

Аннотация
В представленной статье отражены вопросы взаимодействия Государственной противопожарной службы с органами местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности на территории муниципальных образований Краснотурьинского гарнизона пожарной безопасности. Исследованы основные направления взаимодействия 6 ОФПС по Свердловской области с администрациями Волчанского, Карпинского, Краснотурьинского и Серовского городских округов по обеспечению пожарной безопасности. Определены проблемы в вопросах взаимодействия и пути их решения.

Ключевые слова: взаимодействие Государственной противопожарной службы с органами местного самоуправления, вопросы местного значения, деятельность органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, обеспечение пожарной безопасности


THE INTERACTION OF THE STATE FIRE SERVICE WITH THE LOCAL ADMINISTRATIONS KRASNOTURINSK GARRISON ON FIRE SAFETY IN MUNICIPALITIES

Latypov Rinat Tavzikhovich1, Denushin Roman Petrovich2
1Ural State University of Economics, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of state and municipal administration
2Ural State University of Economics, master's student of the correspondence form of training

Abstract
In the presented article describes the issues of interaction of the State fire service with the local government on maintenance of fire security on the territory of the municipalities of Krasnoturinsk garrison fire safety. The basic directions of interaction 6 OFPS in Sverdlovsk region with the administrations of Volchansky, Karpinski, Krasnoturinsk and Serov urban districts for provision of fire safety. Identified problems in the interaction and their solutions.

Keywords: activities of local governments in provision of primary measures of fire safety, fire safety, interaction of the State fire service with the local authorities, local issues


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Латыпов Р.Т., Денюшин Р.П. Взаимодействие государственной противопожарной службы с местными администрациями Краснотурьинского гарнизона по обеспечению пожарной безопасности в муниципальных образованиях // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/02/14090 (дата обращения: 22.02.2024).

Среди вопросов местного значения одно особое место занимают вопросы организации пожарной безопасности в муниципальных образованиях. В содержание пожарной безопасности как вопроса местного значения входит непосредственное обеспечение пожарной безопасности, организация мер по борьбе с пожарами, тушение пожаров на территории муниципальных образований. Федеральный закон РФ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] определил, что организационное, правовое, финансовое, материально-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальных образованиях входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

Подразделения федерального государственного казенного учреждения «6  отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» созданы на основании штатного расписания от 30.04.2013 № 23, утвержденного начальником Главного управления генерал-майором Заленским А.В., и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом федерального государственного казенного учреждения «6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области», утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 05.09.2011 № 488 «Об утверждении уставов территориальных и объектовых подразделений федеральной противопожарной службы, расположенных в Уральском федеральном округе» [4].

Федеральное государственное казенное учреждение «6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» создано в соответствии с приказом ГУ МЧС России по Свердловской областив 2008 году.

В структуру ФГКУ «6 ОФПС по Свердловской области» входят:

- штаб;

- служба пожаротушения;

- 5 подразделений по охране 4 городских округов:

- Волчанский ГО – 267 ПЧ 6 ОФПС по Свердловской области;

- ГО Карпинск – 266 ПЧ 6 ОФПС по Свердловской области;

- ГО Краснотурьинск – 57 ПЧ 6 ОФПС по Свердловской области;

- 256 ПЧ 6 ОФПС по Свердловской области;

- Серовский ГО – 56 ПЧ 6 ОФПС по Свердловской области.

Федеральное государственное казенное учреждение  «6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» осуществляет деятельность по охране городов Краснотурьинска, Серова, Карпинска, Волчанска, пос.Рудничного.

Пожарные части  6 ОФПС аттестованы аттестационной комиссией Правительства Свердловской области по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на территории Свердловской области актом от 17.03.2011 серия 502 № 00027, регистрационный номер №0-502-088, на следующие виды аварийно-спасательных работ:

- оказание первой  помощи пострадавшим;

- проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации;

- ликвидация (локализация) чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте.

Имеется карта зоны действия пожарно-спасательных подразделений, соглашение о взаимодействии органов управления, подразделений и сил, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на территории городских округов.

На территории каждого городского округа определен перечень потенциально опасных объектов, территорий и рисков возникновения чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с уставами городских округов к полномочиям администрации городских округов за счет средств местного бюджета, относится решение следующих вопросов:

- участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб;

- создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа, деятельности муниципальной пожарной охраны.

В городских округах Краснотурьинского гарнизона пожарной охраны приняты и реализуются следующие муниципальные программы по обеспечению пожарной безопасности:

- в г. Волчанске постановлением Главы Волчанского городского округа от 29.01.2014 г. № 67 принята муниципальная программа Волчанского городского округа «Обеспечение общественной безопасности Волчанского городского округа на 2014-2020 годы».

- в г. Карпинске реализована «Муниципальная целевая программа по обучению населения мерам пожарной безопасности и обеспечения мероприятий по предупреждению ЧС природного и техногенного характера, безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности на территории ГО Карпинск  на 2012-2015 гг.». В настоящее время реализуется Муниципальная программа «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения городского округа Карпинск на 2014-2016 годы», утверждённая Постановлением Администрации городского округа Карпинск от 08.11.2013 г. № 2234.

В г. Краснотурьинске постановлениями администрации городского округа в 2013 году приняты следующие планы основных мероприятий в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций:

- План мероприятий по гражданской обороне в ГО Краснотурьинск на 2014-2016 гг.;

- План мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ГО Краснотурьинск на 2014-2016 гг.;

- План мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в ГО Краснотурьинск на 2014-2016 гг.

В г. Серове реализована муниципальная программа «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории Серовского городского округа» на 2012-2015 годы, утвержденная постановлением администрации Серовского городского округа от 21.07.2011 г. № 1192.

В связи с увеличением количества пожаров  администрациями городских округов  совместно с 6 ОФПС проведены    заседания  КЧС и ОПБ, аппаратные совещания при Главах МО,  на которых рассматривались следующие вопросы:

-  приняты планы мероприятий по стабилизации обстановки с пожарами и гибелью людей  в жилом секторе на территории городских округов;

- проведены аппаратные совещания при главах городских округов  по вопросу  обстановки с пожарами на территории муниципальных образований  и мерам, принимаемым по стабилизации обстановки с пожарами;

- приняты постановления глав городских округов «Об утверждении плана мероприятий по стабилизации обстановки с пожарами и гибелью людей в жилом секторе»;

- в 2015 году администрациями городских округов приняты постановления глав администраций  по вопросам обеспечения пожарной безопасности и обучения населения мерам пожарной безопасности на территории МО;

- в муниципальных образованиях осуществляются месячники по обучению населения мерам пожарной безопасности, по подготовке населения к действиям при возникновении ЧС;

- проведена операция «Жилище – 2015»;

- эффективно организовано сотрудничество со средствами массовой информации в муниципальных образованиях.

Приказом начальника 6 ОФПС №39 от 27.01.2015 г. «О назначении лиц, ответственных за информационно-пропагандистскую деятельность» ответственными за организацию ИПД по 6 ОФПС  назначены:

- на территории Серовского ГО – начальник 56 ПЧ 6 ОФПС подполковник внутренней службы Л.В.Казанцев;

- на территории ГО Краснотурьинск – начальник 57 ПЧ 6 ОФПС лейтенант внутренней службы Рассохин А.Ю,;

- на территории ГО Карпинск – и.о. 266 ПЧ 6 ОФПС Брянцева Н.А.;

- на территории ГО Волчанск начальник 267 ПЧ 6 ОФПС и.о. начальника 277 ПЧ Зауэр А.В.

В 2015 году совместно были разработаны и реализовывались следующие совместные планы взаимодействия 6 ОФПС и отраслевых подразделений администраций городских округов:

- планы взаимодействия с управлениями образования  по обучению детей мерам пожарной безопасности,

- план совместных мероприятий с управлениями социальной защиты населения по стабилизации обстановки с пожарами и гибелью людей;

- план мероприятий по проведению месячника безопасности детей на территории городских округов;

- план по организации работы  с детьми по пожарной безопасности в городских округах.

- ежемесячные графики подготовки материалов в СМИ.

В 6 ОФПС проведение ежемесячного анализа обстановки с пожарами в жилом секторе и гибелью людей должностными обязанностями возложено на начальников пожарных частей. Однако ежемесячный анализ оперативной обстановки в жилом секторе на закрепленной территории не проводился, что не позволяет эффективно планировать  работу в жилом секторе, поэтому наиболее неблагоприятные населенные пункты на основе анализа не выявляются.

График по проверке жилого сектора личным составом дежурных караулов составлен на год.  Работа по обучению населения в частном жилом секторе личным составом дежурных караулов ведется согласно разработанного  графика. Проведение рейдов в жилом секторе подтверждается корешками – рекомендациями и записями в соответствующий журнал.

На оперативных совещаниях при начальнике отряда также рассматривается оперативная обстановка с пожарами, гибелью и травмированием людей на подведомственных  территориях, заслушивается информация о проводимой профилактической работе, ставятся задачи по проведению работы по обучению населения мерам пожарной безопасности, работе с общественными формированиями, работе в жилом секторе, информированию населения через СМИ. Кроме того проводится заслушивание начальников частей по вопросам выполнения решений оперативных совещаний.

Руководящим составом и сотрудниками 6 ОФПС в муниципальных общеобразовательных учреждениях проводятся:  классные часы, торжественных линейки, викторины,  учебные эвакуации на случай возникновения, проводятся   экскурсии в  пожарные части, а также   родительские собрания.

Однако в 2015 году сельские сходы и собрания по вопросам обеспечения пожарной безопасности не проводились, работа с внештатными инструкторами не осуществлялась. Так, например, списки внештатных инструкторов профилактики имеются, но отсутствуют планы работ и конспекты для проведения занятий.

Не осуществляется работа с общественными формированиями (старшие домов, улиц, десятидворок). Пожарные добровольцы к работе по обучению населения в жилом секторе не привлекаются. Так, например, на территории Краснотурьинского ГО 6 управляющих компаний, но работа с ними по обучению населения мерам пожарной безопасности не была организована. А отсутствие ежемесячного анализа оперативной обстановки по пожарам не позволяет эффективно планировать и проводить работу в жилом секторе.

В Серове заслушивание при главе МО руководителей жилищных организаций и глав сельских администраций в 2015 г. не проводились, не организовано взаимодействие с общественными формированиями  по обучению населения мерам пожарной безопасности, не ведется работа со службами социальной защиты, службой занятости и ЖЭУ.

При образовательных учреждениях созданы и функционируют   ДЮП, Положение о ДЮП доведено до органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, однако работа по созданию районных штабов в соответствии с положением не организована.

Организация пожарной безопасности в муниципальных образованиях напрямую зависит от того, насколько грамотно и четко законодательно закреплены полномочия органов местного самоуправления по решению соответствующего вопроса местного значения. Значение имеет и то, насколько хорошо законодательство закрепляет и механизм реализации пожарной безопасности. Только в этом случае данная организация будет действующей и эффективной.

В обеспечении пожарной безопасности муниципальных образований немаловажную роль играет создание органами местного самоуправления подразделений муниципальной пожарной охраны. Финансирование таких подразделений, также как и проведение органами местного самоуправления мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности, напрямую зависит от наличия денежных средств в местном бюджете.

Потребность в систематизации представлений о пожарной безопасности применительно к взаимодействию Государственной противопожарной службы и органов местного самоуправления во многом определяют поиск путей совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности в муниципальных образованиях.

Полагаем, что для эффективного управления противопожарной службой необходимо принятие в каждом субъекте Российской Федерации закона о пожарной безопасности. В данном законе необходимо отразить вопросы обеспечения пожарной безопасности, виды пожарной охраны, создаваемые в субъекте Федерации, полномочия исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности.

В законе о пожарной безопасности также необходимо указать  критерии создания пожарной охраны – это может быть определенная взаимосвязь между численностью населения на одного пожарного в субъекте Федерации, или в качестве критерия может быть создание противопожарной службы в населенных пунктах с численностью от 2 000 человек либо другой критерий. Безусловно, что данные критерии должны разрабатываться в соответствии ст. 76 федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [3] исходя из условий времени прибытия подразделений к месту вызова. Эти критерии должны разрабатываться в каждом конкретном субъекте Федерации, общего критерия на уровне Федерации быть не должно, данное положение обуславливается различным экономическим положением субъектов Федерации, а также разветвленностью инфраструктуры и соответственно площадью территорий.

В обеспечении пожарной безопасности в муниципальных образованиях немаловажную роль играет создание органами местного самоуправления подразделений муниципальной пожарной охраны. Финансирование таких подразделений, также как и проведение органами местного самоуправления мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности, напрямую зависит от наличия денежных средств в местном бюджете. Полагаем, что финансирование муниципалитетов по осуществлению вопросов обеспечения пожарной безопасности должно осуществляться не только за счет средств местного бюджета, но и в значительной степени за счет государственных (федеральных и региональных) субсидий.

В целях комплексного решения вопросов обеспечения пожарной безопасности в муниципальных образованиях необходимо расширить обозначенный в статье 19 закона  «О пожарной безопасности» [1] перечень соответствующих полномочий органам местного самоуправления, которые представлены в работе.


Библиографический список
  1. О пожарной безопасности: Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://base.garant.ru/10103955/ (дата обращения 31.01.2016)
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://base.garant.ru/186367/ (дата обращения 01.02.2016)
  3. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://base.garant.ru/10103955/ (дата обращения 31.01.2016)
  4. Об утверждении уставов территориальных и объектовых подразделений федеральной противопожарной службы, расположенных в Уральском федеральном округе [Электронный ресурс]: приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 05.09.2011 г. № 488 // Система «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188772/ (дата обращения 31.01.2016)


Все статьи автора «Шведов Владислав Витальевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: