Недвижимое имущество в целом играет весомую роль в жизнедеятельности общества как экономический и социально-культурный ресурс, определяющий пространство функционирования человека.
Термин недвижимое имущество (недвижимость) многие исследователи по-разному интерпретировали.
Исходя из ст. 130 Гражданского кодекса РФ, под недвижимым имуществом (недвижимостью) понимаются земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства [1].
В данном исследовании нужно сформировать понятие локального рынка жилья бизнес-класса.
В общем понимании рынок – это экономические отношения, основанные на рыночных законах и принципах, в более узком понимании – это процесс обмена товаров на деньги, и денег на товары, а также сфера обращения, в которой эти процессы происходят. Для функционирования рынка обязательным условием является свободная конкуренция [2, 5].
Рынок как механизм можно рассматривать с различных сторон, в том числе с точки зрения экономического назначения рыночных объектов, характера конечного использования товаров, потребностей, определяющих спрос на товар, территориального охвата и т.п. [5, 6].
В ходе исследования автор склоняется к такому определению, выявленного из исследования Д.В. Рожкова «К вопросу формирования и развития локального рынка: теоретический аспект».
Локальный рынок — это рынок муниципального образования субъекта РФ или его части, представляющий собой совокупность существующих и потенциальных местных потребителей, производителей, посредников, вступающих во взаимоотношения, базирующиеся на принципах ограниченности ресурсов, а также характеризующийся преобладанием товаров местного производства, едиными логистикой и зоной ценового влияния [5, 6].
Для того чтобы сформулировать определение локального рынка жилья бизнес-класса, автор рассмотрел сущность определения локального рынка недвижимости.
Под локальным рынком недвижимости понимается сфера товарных и денежных отношений по поводу купли-продажи и использования земли, а также система, включающая совокупность объемов недвижимости, локализованных по уровню доступности в пространстве муниципального образования и примыкающих территорий, функционирующих в едином информационном поле и отношения между покупателями и продавцами на основе устойчивого спроса и равновесного ценообразования на однородное недвижимое имущество [4].
В рамках исследования мы будем рассматривать жилье бизнес-класса.
Под жильём бизнес-класса понимается жилье для среднеобеспеченных слоев населения, которые не имеют достаточных средств для строительства эксклюзивного жилья, но стремятся к индивидуальному, отличному от типового, жилью с минимальным набором помещений инфраструктуры (стоянка для автомобилей, магазин и т.п.). Для среднего класса насыщенный рынок недвижимости предлагает огромное количество вариантов квартир и предложений по перепланировке [3].
В бизнес-классе потребители обращают внимание не только на предметные и функциональные характеристики, но и на статусные характеристики (рисунок 1):
- соседи;
- архитектура здания;
- панорамный вид.
Рисунок 1 – Ключевые предпочтения покупателей жилой недвижимости бизнес-класса [7]
Характерные особенности жилой среды жилья бизнес-класса [3]:
- подземная автостоянка, автономные инженерные системы;
- локализованность в историческом центре города;
- широкий выбор квартир («классические», с кухнями, освещенными естественным светом, или квартиры с заглубленными кухнями-нишами, что дает больше свободы в использовании внутреннего пространства);
- скоростные современные лифты;
- остекленные лоджии, которые могут использоваться как зимние сады, тренажерные пространства, а те, что смыкаются с кухнями – как террасы для чаепитий;
- приближенное обслуживание;
- пятиминутная доступность от остановок общественного транспорта.
В 2011 году была разработана Единая классификация по потребительскому качеству, в которой были отражены характерные параметры для идентификации классовости жилья (таблица 1).
Таблица 1 – Параметры жилья бизнес-класса по классификации Уральской палаты недвижимости (УПН) [8]
Строительные характеристики объекта |
Бизнес-класс |
Этажность |
16-25 |
Тип несущей конструкции |
монолитно-каркасная, кирпичная |
Тип проекта |
Индивидуальный проект |
Планировочные решения |
Свободная планировка внутри квартиры |
Кол-во квартир на этаже |
до 8 |
Кол-во квартир на подъезд |
Без ограничений |
Ограничения по площади, кв.м. |
От 45 (1-комн.) от 65 (2-комн.) от 100 (3-комн.) от 130 (4-комн.) |
Высота потолка |
от 2,85 м |
Отделка |
Черновая отделка |
Тип паркинга |
Закрытый |
Обеспеченность машиноместами на 1 квартиру |
1 |
Электричество |
Не менее 15 КВт на квартиру |
Водоснабжение |
Автономное (газовая котельная), механическая система очистки |
Вентиляция |
Центральная принудительная с очисткой воздуха |
Назначение первых этажей в здании |
Нежилые |
Безопасность |
Консьерж, служба охраны, э/м замок, видеонаблюдение ‐ двора, паркинга, лифтов, МОП |
Состав жильцов |
Важен |
Обязательный |
|
Факультативный |
Таким образом, на основе исследования можно сформулировать, что под локальным рынком жилья бизнес-класса понимается система экономических отношений между носителями спроса и предложения по поводу эксклюзивного жилья, со включенным набором услуг и локализованного преимущественно в историческом центре населенного пункта.
Библиографический список
- Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Барсукова, Г. Н. Теоретические аспекты формирования земельного рынка [Электронный ресурс] / Г. Н. Барсукова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета – 2016. – № 1. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/
- Волкова, Т. Ф. Типы современного жилья и дифференциация жилой среды [Электронный ресурс] / Т. Ф. Волкова / Перспективы науки и образования – 2014. – № 4. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/
- Екимова, К.В., Буравова, С.В. Взаимосвязь локального рынка труда, рынка недвижимости и потребительского рынка через систему воспроизводственного процесса [Электронный ресурс] / К.В. Екимова, С.В. Буравова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент – 2012. – № 30. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/
- Леонтьев, А.И., Новикова, Н.В. Локальный рынок аренды земли: подходы к определению понятия [Текст] / А.И. Леонтьев, Н.В. Новикова // сб. науч. ст. «Конкурентоспособность территорий» – 2016.
- Рожкова, Д.В. К вопросу формирования и развития локального рынка: теоретический аспект [Электронный ресурс] / Д.В. Рожкова// Вестник Алтайского государственного аграрного университета – 2015. – № 2. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/
- Официальный сайт Аналитического центра «КД-консалтинг» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kd-consulting.ru
- Официальный сайт региональной ассоциации «Уральская Палата Недвижимости» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://upn.ru