Модель Исикавы
По статистике сайта Учеба.ру 2015 года, предмет Информатика занимает нижнюю позицию по выбору ЕГЭ, что и стало основанием направления нашего проекта. (см. рис. 1). [6]
Рисунок 1. Статистика 2015
Для изучения причин и факторов данной проблемы
было принято решение провести анализ с использованием диаграммы Исикавы.
Были выявлены, причинно-следственные взаимосвязи между факторами влияющих на проблему «Низкий % выбора ЕГЭ по информатике» (см. рис. 2). [2]
Рисунок 2. Диаграмма Исикава
На рисунке представлен вариант оценки значимости выделенных факторов с точки зрения экспертов, на основе, полученной от них информации. Оценка проводилась по методу ранжирования.
В итоге анализа, экспертами было выделено три основных фактора первого уровня. Каждый из которых декомпозируется на факторы второго и даже третьего уровня:
-
Самым важным фактором оказалась «Внешняя среда» которая берет на себя 38%, из которых 14% это влияние Сверстников, 13% – Неопределенность в будущей профессии и 11% – Недостаточность информации;
-
«Уровень образования» 35%, из которых 10% – Нежелание школьников изучать предмет, 9% – Малое количество часов обучения предмета в школе, 9% – Сложность предмета и 8% – Незаинтересованность учителей преподавать предмет;
-
Фактор «Семья» составляет 27%, из которых 14% это мнение Родителей школьника и 12% – Недостаточность средств для полного обучения
Модель бизнес-процесса «Определить абитуриента»
IDEF0 – нотация графического моделирования, предназначенная для создания функциональной модели, отображающей структуру и функции системы, а также потоки информации и материальных объектов, связывающих эти функции. [1]
С помощью IDEF0 мы графически хотим представить бизнес-процесс нашего проекта «Выбор предмета по ЕГЭ» (см. рис.3).
Рисунок 3. Контекстная диаграмма нотации IDEF0
Желание выбрать предмет является входным потоком в основную функцию, выходным потоком будет Заявление о выбранных предметах, в котором будет присутствовать предмет информатика. Этому послужат механизмы, такие как интернет, реклама и разработанная нами компьютерная игра «Информатика везде», которые повлияют на выбор старшеклассника. Все действия в данном процессе должны быть урегулированы ФЗ «Об образовании в РФ» и «Постановлением Правительства РФ», учитывая сроки, мнение преподавателей и родителей.
Нотация IDEF0 поддерживает последовательную декомпозицию процесса до требуемого уровня детализации. Это более подробное описание процесса. С теми же границами что и родительская диаграмма (см.рис. 4). [1]
Рисунок 4. Декомпозиция IDEF0
Основная функция «Выбор предмета по ЕГЭ» декомпозируется на такие функции как: поиск информации, прохождение игры и принятие решения.
Управленческое решение для бизнес-процесса «Определить абитуриента»
Прохождение компьютерной игры может способствовать выбору ЕГЭ по информатике. Таким образом, появилась идея по созданию игры под названием «Информатика везде», в которой главной целью будет помощь выпускнику определиться в своем дальнейшем будущем. Чтобы создать компьютерную игру необходимо для начала выбрать конструктор, с помощью которого будет создаваться проект.
Конструкторы игр
Мы долго не могли выбрать, каким именно средством воспользоваться для осуществления наших идей. На выбор попали: Game Editor, Game Develop, Adventure Game, ConstructClassic или DevelNext. [3, 4, 5]
Сравнительный анализ данных конструкторов представлен в таблице.
Таблица 1 Сравнение конструкторов игр по критериям
Game Editor |
001 Game Creator |
Adventure Game |
ConstructClassic |
DevelNext |
|
Цена |
99-1499$ |
Бесплатный |
Бесплатный |
Бесплатный |
Бесплатный |
Язык программирования |
C-скрипт, без программирования |
Локальный скрипт |
Без программирования |
Python, С++ |
Без программирования |
Платформа |
Mac OS X, iPhone, iPad, Linux, Windows (95/98/Me/2000/2003/XP/Vista/7) |
PC (Windows) |
PC Windows, MacOS X, Linux |
Windows XP, Vista, 7, 8 |
Windows, Linux (32/64bit), MacOS, Java |
Спец. знания |
Не требуются |
Не требуются |
Не требуются |
При доработке, создание более сложных элементов |
Не требуются |
Русификатор |
Отсутствует |
Имеется |
Отсутствует |
Отсутствует |
Имеется |
Выбирая конструктор, мы основывались на бесплатном доступе, отсутствие языка программирования и наличие русификаторов.
Самым подходящим и удобным оказался DevelNext именно его мы и выбрали.
Заключение
Результатом нашего проекта будет игра, в которой школьнику будет предложен список самых распространенных профессий так или иначе связанных с информатикой. Таким образом, хочется донести до играющего, что информатика в современном мире неотъемлемая часть будущего.
Библиографический список
- Нотация IDEF0; Документация Business Studio. URL: http://www.businessstudio.ru/wiki/docs/v4/doku.php/ru/csdesign/bpmodeling/idef0 (дата обращения: 21.11.2016).
- Диаграмма Исикавы // Менеджмент качества; KPMS. URL: http://www.kpms.ru/Implement/Qms_Ishikawa_Chart.htm (дата обращения: 21.11.2016).
- Construct Classic// Создание игр; BIBLPROG. URL: http://biblprog.org.ua/ru/construct_classic/ (дата обращения: 21.11.2016).
- Универсальный кондуктор игр // Конструктор игр; ЧайниковNET. URL: http://segelor.ucoz.ru/publ/programmirovanie/prostye_konstruktory_igr/6-1-0-22 (дата обращения: 21.11.2016).
- Конструкторы, системы разработки игр // Создание игр; Make-games. URL: http://make-games.ru/load/sozdanie_igr/konstruktory_i_sistemy_dlja_razrabotki_igr/134 (дата обращения: 21.11.2016).
- ЕГЭ 2015 как это было // Статистика ЕГЭ; Учеба.ру URL:https://www.ucheba.ru/for-abiturients/ege/stat/informatics(дата обращения: 28.11.2016).