В настоящее время в связи с совершенствованием и реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации повышаются требования к профессиональной подготовке военных специалистов [1].
К военным специалистам связи предъявляются повышенные требования, так как связь является основой управления войсками.
Проведенный в статье анализ формирования знаний, умений и навыков позволяет определить основные методологические рекомендации по обучению и воспитанию студентов, что в конечном итоге позволяет сформировать высококлассного компетентного специалиста связи.
Президент, Правительство, Министр обороны Российской Федерации – прилагают все усилия к тому, чтобы постоянно всесторонне совершенствовалась обороноспособность нашей страны. В этой связи государство проявляет повседневную заботу о подготовке и воспитании офицерских кадров, от которых в решающей степени зависит повышение боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации [2].
Подготовка офицеров к военной службе в нашей стране осуществляется не только в высших военно-учебных заведениях, но и на военных кафедрах гражданских вузов. Руководствуясь требованиями приказов Министра обороны Российской Федерации № 666, Министерства образования и науки Российской федерации №249, военные кафедры гражданских Вузов готовят будущих офицеров - военных специалистов по специально разработанным программам.
Но как показали наши исследования, в них не учитываются требования Общевоинских Уставов Вооружённых Сил Российской Федерации, связанных с вопросами формирования у студентов военных кафедр гражданских Вузов навыков и умений воспитательной работы в подразделении, что понижает качество их подготовки.
Навыки воспитательной работы – это знание и способность использовать на практике различные приемы, схемы, способы обучения и воспитания, методы психологического влияния. Данный вид навыков является очень важным для данного профиля обучения, так как именно он закладывает в студентах способности к планированию и организации своей деятельности, изучению индивидуально-психологических особенностей подчиненных, проведению воспитательных мероприятий, построению грамотного общения и взаимоотношений между подчиненными внутри подразделения, укреплению воинской дисциплины [3].
Необходимость в развитии данных навыков вызвана тем, что в войсках имеются случаи нарушения воинской дисциплины, суицида.
В воинском коллективе создаются благоприятные условия для проведения воспитательной работы с личным составом подразделения.
Переоценка значимости коллектива в советское время, как и ее недооценка в постсоветский период заставляют по-новому рассмотреть военную подготовку, особенно в контексте исследования проблемы формирования профессиональной компетентности офицера войск связи.
Задача заключается в том, чтобы, глубоко зная возможности и механизмы развития коллектива, его влияние на сознание и поведение человека всесторонне содействовать становлению яркой, самобытной, неповторимой личности.
Роль коллектива как стимулирующего ориентира профессиональной компетентности в области военной подготовки не только не преуменьшается, а наоборот, возрастает. Объясняется это, прежде всего, возможностями коллектива как особого социокультурного феномена, обладающего мощным воспитательным потенциалом [4].
Целесообразно организованная и проводимая воспитательная работа обладает широкими возможностями в организации здорового образа жизни, сплочении воинских коллективов, воспитании дисциплинированности военнослужащих, борьбы с вредными привычками и т.д. Ее содержание и формы непрерывно развиваются, обогащаются, и поэтому люди, которые призваны непосредственно ее организовывать и проводить в войсках, должны обладать определенными знаниями и умениями [5].
Как показали наши исследования, на военных кафедрах гражданских вузов теории методической подготовки студентов недостаточно научно обоснованы и разработаны. Рекомендации, раскрывающие содержание, условия и последовательность формирования у них педагогических навыков и умений воспитательной работы в подразделении преимущественно направлены на обучение работе на военной технике и аппаратуре, общевоенной подготовке.
Такой подход к роли и предназначению процесса методической подготовки студентов военных кафедр гражданских вузов ограничивает их возможности в решении задач формирования педагогических навыков и умений воспитательной работы в подразделении, что, несомненно, понижает эффективность подготовки будущих офицеров – специалистов как руководителей и воспитателей своих подчиненных.
Следствием данного положения является то, что большая часть выпускников военных кафедр гражданских вузов не представляют себе объема и содержания воспитательной работы в подразделении, они не имеют достаточных навыков ее проведения в процессе учебно-боевой деятельности.
Важное место в контексте исполнения обязанностей военной службы офицера-специалиста ротного звена занимает его деятельность, связанная с организацией и проведением воспитательной работы в подразделении, которая проводится с целью обучения и воспитания военнослужащих, психологической подготовки, формирования и развития у них высоких морально-психологических, интеллектуальных, физических и боевых качеств, воинского мастерства, необходимых для поддержания высокой боевой готовности и выполнения воинского долга.
Анализ литературы свидетельствует о том, что рекомендации по методической подготовке студентов военных кафедр не связаны в единую систему педагогического процесса, фактически отсутствует система формирования у будущих офицеров – военных специалистов педагогических навыков и умений в организации и проведении мероприятий воспитательной работы в процессе повседневной деятельности. Требует своего разрешения вопрос разработки структуры и содержания педагогических умений командиров ротного звена в организации и проведении воспитательной работы в подразделении, а также психолого-педагогические условия их формирования [6].
Воспитательная работа — это непосредственная живая работа с людьми. Наибольший результат она дает в случае, когда ею охватывается весь личный состав подразделения.
При этом главные усилия сосредоточиваются на деятельности в роте и равных ей воинских подразделениях, являющихся центром воспитательной и спортивно-массовой работы.
Содержание и формы воспитательной работы непрерывно развиваются, обогащаются, и поэтому люди, которые призваны ее непосредственно организовывать и проводить, должны обладать определенными знаниями, навыками и умениями.
Как нам известно, специальных исследований, которые раскрывали бы современную систему методической подготовки студентов военных кафедр гражданских Вузов направленную на формирование навыков и умений организации и проведения мероприятий воспитательной работы, предусмотренных распорядком дня как в учебное, так и вовне учебное время, как единого педагогического процесса на основе специально разработанных методических заданий алгоритмического типа, не проводились [7].
Таким образом, проблема методической подготовки студентов военных кафедр гражданских вузов выходит в ряд актуальных и практически значимых.
Ее актуальность обусловлена:
Во-первых, возросшими потребностями войск. Состояние и ближайшие перспективы развития средств ведения вооруженной борьбы с очевидностью свидетельствуют о том, что требования к человеческому фактору будут возрастать, так как современное оружие носит коллективный характер его боевого применения. Кроме того, интенсивность процессов обучения и воспитания личного состава, необходимость поддержания высокой боевой готовности подразделения, части – все это предполагает очень высокий уровень развития морально-психологических и боевых качеств военнослужащих, их межличностных отношений, дисциплинированности и организованности, слаженности действий.
Во-вторых, требованиями приказов Министерства обороны РФ по коренному улучшению подготовки офицерских кадров в Вузах [2].
В-третьих, недостаточной научной разработанностью и обоснованностью рекомендаций по привитию студентам военных кафедр педагогических навыков и умений в организации и проведении воспитательной работы в подразделении.
Наиболее важное практическое значение для будущих офицеров – специалистов ротного звена будут иметь вопросы грамотного подбора средств и методов воспитательной работы в различных формах ее проведения.
Традиционно формами воспитательной работы являются:
- индивидуальные (беседа, совет, поручение и др.);
- коллективные (собрания, вечера вопросов, тематические вечера и др.) [5].
При рассмотрении данных вопросов необходимо также учитывать:
- личные качества военнослужащего и пути укрепления воинской дисциплины (воспитание высоких МПК, подержание в подразделении внутреннего порядка, личной ответственности, четкой организации боевой подготовки, создание нормальных бытовых условий).
- дисциплинарную практику (система мер поощрений и взысканий). Ее анализ способствует более глубокому пониманию психолого-педагогического механизма воспитания у военнослужащих тех или иных личностных качеств, дисциплины и выработки на этой основе мер по ее укреплению.
- профилактическую работу с незаконным оборотом наркотиков и потреблением наркотических средств, токсических веществ и алкоголя среди военнослужащих.
- проводить теоретические и практические занятия.
Таким образом, развитие методических и воспитательных навыков составляют базис подготовки будущих офицеров. Отличительной особенностью выпускников военных кафедр гражданских вузов является то, что это не только военный специалист, но и руководитель, организатор, психолог и воспитатель воинского коллектива. Успехи воинского коллектива в боевой подготовке во многом будут зависеть от того, насколько хорошо офицер подготовлен как профессионал и владеет методами и навыками обучения и воспитания подчиненных, укреплении воинской дисциплины, сплочении воинского коллектива.
Библиографический список
- Программа президента РФ В.В. Путина [Электрон. ресурс] режим доступа к журн.: http://putin2012.ru/program
- Постановление Правительства Российской Федерации № 152 от 6 марта 2008 г. Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
- Горячев А.Р. Формирование умений и навыков управления повседневной деятельности подразделений в процессе военно-профессиональной подготовки студентов военных кафедр при гражданских вузах. Журнал «Вестник Казанского технологического университета». Россия г. Казань. 2012г.
- Симоненко И.В. Модель организации военно-профессиональной подготовки специалистов связи на основе интеграции гражданских и военных ВУЗов. Журнал НТВ СПбГПУ, ВАК №4. Гуманитарные и общественные науки, СПб, 2011. С. 119-124.
- Бахтин, В.К. Формирование у курсантов высших ВПУ навыков и умений организации воспитательной работы в подразделении. Автореферат канд. пед. наук / В.К. Бахтин.— М., 1980.— С. 25-29.
- Кондаков, А.М. Управление подразделением в мирное время. Учебник / А.М. Кондаков.— М.: Голден Би, 2007.— С. 74–149.
- Стаценко Ю.Н., Симоненко И.В. Перспективная модель организации взаимодействия гражданских вузов, военных учебных заведений и воинских частей по подготовке офицеров запаса и кадра для войск связи. Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования». Россия г. Санкт-Петербург, 2016г.