Применительно к специфике правового регулирования вопросов отправления контрольной функции российского государства в сфере виртуального пространства, мы можем сказать о наличии тенденции объединения большей части форм государственного контроля в сфере виртуального пространства посредством их отражения в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также за счет периодического внесения изменений в данный федеральный закон. Касательно изменений в тексте Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», следует сказать, что имевшие место в 2012-2016 г.г. поправки, применительно к контрольной функции российского государства в сфере виртуального пространства, были направлены на ужесточение государственной контрольной деятельности.
Арсенал российского правоприменителя по осуществлению государственного контроля за виртуальным пространством в результате вышеуказанных законодательных изменений был существенно расширен: созданы федеральные реестры запрещенной информации, регламентирован порядок ограничения доступа к информационным ресурсам и информации в сети «Интернет», на отдельных субъектов информационных отношений в сети «Интернет» возложены обязательства по хранению распространяемой ими информации и ее предоставлению полномочным государственным органам исполнительной власти[1].
Вместе с тем, несмотря на осуществляемую со стороны российского государства политику по ужесточению государственного контроля за сетью «Интернет», преступления совершаемые при помощи и непосредственно внутри Всемирной компьютерной сети, имеют широкое распространение и сопряжены со значительной степенью сложности их раскрытия в силу глобального характера данной сети, высокой степени анонимности ее пользователей, недостаточно высокого уровня правовой и компьютерной грамотности населения, наличия технических возможностей по нивелированию многих усилий российского правоприменителя, направленных на пресечение противоправной деятельности в данном сегменте общественных отношений.
В результате среднестатистический российский гражданин по-прежнему остается незащищенным перед угрозами сети «Интернет». Как верно отмечает Трунцевский Ю.В.: «С 2011 г. киберпреступность оценивается как одно из четырех наиболее распространенных экономических преступлений – это мошенничества с кредитными картами в режиме онлайн, хищения личных данных, несанкционированный доступ к учетным записям электронной почты»[2]. Латентность киберпреступности имеет высокие показатели. Мы полностью согласны с М.В. Старичковым, который называет уровни латентности порядка 99,7% по ст. 272 УК РФ и 99,8% по ст. 273 УК РФ как для преступлений в сфере компьютерной информации, так и для преступлений, совершенных посредством сети «Интернет», хотя отмечает, что полученные данные вряд ли могут претендовать на абсолютную достоверность[3].
Следует при этом также согласиться с И.М. Рассоловым, утверждающим, что распространенность преступности в сети «Интернет» сопряжена, в том числе, с низким уровнем правовой и компьютерной грамотности населения, неумением граждан защитить свои права при их нарушении в сети «Интернет», игнорированием положений правовой культуры при работе с Всемирной компьютерной сетью[4]. Развивая данную мысль И.М. Рассолова, мы полагаем, что вышеприведенные негативные аспекты российской действительности, выявленные данным автором, являются следствием недостаточной деятельности российских властей по правовому просвещению российских граждан относительно работы с сетью «Интернет»[5].
В данном контексте в первую очередь хочется отметить игнорирование со стороны российских властей возможностей сети «Интернет» по распространению социально-полезной информации. В настоящее время профилактика правонарушений в сети «Интернет», осуществляемая со стороны федеральных органов исполнительной власти, сводится к созданию и размещению на своих официальных сайтах буклетов с социально-полезной информацией. В частности именно таким образом в данном направлении работают профильные структурные подразделения МВД России. В рамках Министерства внутренних дел имеет место практика по разработке и размещению на своих персональных сайтах в сети «Интернет» специальных памяток по поведению в различных жизненных ситуациях, касаясь, в том числе, некоторых ситуаций, связанных со всемирной компьютерной сетью (например: «Интернет-мошенничество», «Безопасный интернет детям» и некоторые другие буклеты)[6]. Вместе с тем нельзя не отметить, что при осуществлении данной деятельности совершенно игнорируются возможности социальных сетей, функционирующих внутри виртуального пространства, равно как и возможности по осуществлению автоматических рассылок на электронные почты пользователей Всемирной компьютерной сети. Широкое распространение социально-полезной информации при помощи вышеприведенных ресурсов, по нашему мнению, способно вывести профилактическую деятельность федеральных органов исполнительной власти на качественно новый уровень развития.
Другое важное направление профилактики правонарушений, совершаемых в сети «Интернет», может касаться реформирования школьных образовательных программ, с целью подготовки учащихся к работе со Всемирной компьютерной сетью. Представляется, что обучение основам информационной безопасности и должного поведения при работе с сетью «Интернет» может осуществляться в рамках учебного курса «Основы безопасности и жизнедеятельности». Как следует из Письма Минобрнауки РФ от 27.04.2007 N 03-898 «О Методических рекомендациях по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности”»[7], преподавание данного курса в российских образовательных учреждениях должно решать следующие задачи: 1) вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению 2) развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей и преодолении их трудностей 3) повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями и т.д. В то же время необходимо отметить, что современным курсом «Основы безопасности и жизнедеятельности» и нормативными правовыми актами, регулирующими его проведение, полностью игнорируется факт наличия угроз в виртуальном пространстве, при том, что данные угрозы, как было показано в настоящем исследовании, являются вполне реальными и российские пользователи сети «Интернет» повсеместно сталкиваются с их различными проявлениями. Данные обстоятельства обуславливают необходимость реформирования учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с целью повсеместного включения в данный учебный курс уроков по основам информационной безопасности и должного поведения при работе с сетью «Интернет». В продолжение развития данной мысли считаем необходимым также обеспечить включение вопросов по основам информационной безопасности и должного поведения при работе с сетью «Интернет» в программы этапов всероссийской олимпиады школьников по дисциплине «Основы безопасности и жизнедеятельности». Данные меры актуально дополнить созданием на уровне профильного федерального органа исполнительной власти в сфере государственного контроля за виртуальным пространством сети «Интернет» (т.е. Роскомнадзора) правил этического поведения в сети «Интернет» и обязательное ознакомление с этими правилами учащихся образовательных учреждений. В рамках данной темы некоторые исследователи предлагают разработать кодекс этического поведения в сети «Интернет», что, по нашему мнению, также могло бы иметь позитивное значение для повышения уровня культурного общения в виртуальном пространстве[8], тем более, что аналогичные кодексы имеют место быть во многих передовых странах современного мира, включая США, Великобританию, Австралию и некоторые другие[9].
Все вышеприведенные предложения, при их успешной реализации, существенно облегчат деятельность федеральных органов исполнительной власти по обеспечению режима законности во Всемирной компьютерной сети. Их реализация научит российских граждан не только более грамотно защищать свои права при их нарушении в сети «Интернет», но также повысит общую культуру общения во Всемирной компьютерной сети, что, в конечном счете, обеспечит снижение уровня преступности, применительно к виртуальному пространству, улучшение информационной экологии.
[1] Жарова А.К. Право и информационные конфликты в информационно-телекоммуникационной сфере: монография. М.: Янус-К, 2016.
[2] Трунцевский Ю.В. Состояние и тенденции преступности в Российской Федерации и прогнозы ее развития // Российская юстиция. 2016. N 8.
[3] Старичков М.В. Умышленные преступления в сфере компьютерной информации: уголовно-правовая и криминологическая характеристики: Дис. … канд. юрид. наук. Иркутск, 2006.
[5] Струков К.В. Контрольная деятельность Российского государства за информационными отношениями в сети Интернет // Журнал российского права. 2016. N 7.
[7] Письмо Минобрнауки РФ от 27.04.2007 N 03-898 «О Методических рекомендациях по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности”».
[8] А как следствие – облегчить контрольную деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере виртуального пространства (прим. автора).
[9] Рассолов И.М. Право и Интернет: теорет. проблемы: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2008.; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс, ред. пер. О.И. Шкаратан. – М. : Государственный университет – Высшая школа экономики, 2000. – 607 с.; Кананович А.И. Духовно-нравственные факторы совершения преступлений, посягающих на авторские права в глобальной сети Интернет // Российский следователь. 2012. N 21.
Библиографический список
- Жарова А.К. Право и информационные конфликты в информационно-телекоммуникационной сфере: монография. М.: Янус-К, 2016.
- Трунцевский Ю.В. Состояние и тенденции преступности в Российской Федерации и прогнозы ее развития // Российская юстиция. 2016. N 8.
- Старичков М.В. Умышленные преступления в сфере компьютерной информации: уголовно-правовая и криминологическая характеристики: Дис. … канд. юрид. наук. Иркутск, 2006.
- Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. 2-е изд., доп. М.: Норма, 2009.
- Струков К.В. Контрольная деятельность Российского государства за информационными отношениями в сети Интернет // Журнал российского права. 2016. N 7.
- Рассолов И.М. Право и Интернет: теорет. проблемы: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2008.
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс, ред. пер. О.И. Шкаратан. – М. : Государственный университет – Высшая школа экономики, 2000. – 607 с.
- Кананович А.И. Духовно-нравственные факторы совершения преступлений, посягающих на авторские права в глобальной сети Интернет // Российский следователь. 2012. N 21.
- Телешина Н.Н. Информационная экология в России: сущность и проблемы правового обеспечения // Информационное право. 2014. N 1.
Количество просмотров публикации: Please wait