ВВЕДЕНИЕ
Маркетинговая деятельность является основной составляющей в хозяйственной деятельности любой компании, реализующей на рынках продукты или услуги. Коммерческий успех организаций строительного комплекса, которые специализируются на строительстве объектов недвижимости, реализации и их дальнейшем обслуживании, в значительной степени зависит от особенностей сформированной рыночной стратегии предприятия. Рыночная стратегия компании ориентирована на увеличение конкурентоспособности в условиях рыночной экономики, формирование лояльности, долгосрочных взаимоотношений с клиентами, создание положительного образа компании.
ОБЗОР МАРКЕТИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Основу маркетинговой деятельности составляет комплекс маркетинговых инструментов и методов. Однако, применение тех или иных приемов, инструментов обусловлено особенностями отрасли. Рассмотрим особенности организаций строительного комплекса Москвы и Московской области. Современные условия рынка недвижимости являются крайне нестабильными и характеризуются снижением спроса, ростом инфляции, непостоянством курса валют, ростом цен на объекты недвижимости наряду со снижением доходов населения, а так же усилением конкуренции. Компании строительного комплекса достаточно многочисленны; функционируют, как правило, в одном регионе, где ведется строительство и реализации объектов; имеют высокую мобильность кадров. Московская область является одним из ключевых регионов России с точки зрения экономического потенциала и одним из лидеров по объемам строительных работ. Согласно данным Территориального органа Федеральной службы статистики по Московской области, инвестиции в жилищное строительство за 2015 год составили 58761,1 млн. руб. (7,8% от общих инвестиций в основной капитал), а инвестиции в нежилые здания и сооружения – 249056 млн. руб. (33%) [1,2]. Несмотря на недавний экономический кризис, роль строительной отрасли продолжает укрепляться. В настоящее время активно застраиваются территории новой Москвы и области, наблюдается рост спроса на жилье эконом-класса.
К маркетинговым инструментам, используемым организациями строительного комплекса, и ограничениям их применения можно отнести следующее (табл. 1)[3]:
Таблица 1. Маркетинговые инструменты, используемые в строительной отрасли
№ п/п |
Наименование маркетинговой технологии |
Барьеры в использовании технологии |
1 |
Прямой маркетинг | Может способствовать формированию негативного имиджа компании; нерезультативен; может привести к снижению лояльности покупателей |
2 |
Маркетинговые исследования | Требуют больших затрат и высокой квалификации кадров |
3 |
Технологии call-центра | Применимы для крупных организаций |
4 |
CRM-технологии | Требуют высокой квалификации кадров; большие трудозатраты; необходимо использование сложных программных средств |
5 |
Малобюджетные технологии («партизанский маркетинг») | Результат труднопрогнозируемый; необходимы креативные решения |
6 |
Технологии брендинга | Необходимы крупные затраты и высококвалифицированные специалисты |
7 |
Выставочная деятельность | Результат труднопрогнозируемый; низкая надежность |
8 |
Мобильные технологии | Могут способствовать формированию негативного имиджа компании; |
9 |
Интернет технологии | Результат труднопрогнозируемый; |
10 |
Кросс-маркетинговые технологии | Необходима договоренность между компаниями; может снижать лояльность клиентов вследствие навязчивости услуг |
11 |
Технологии сетевого маркетинга | Может способствовать формированию недоверия к компании |
Поскольку маркетинговая деятельность компании должна коррелировать со спецификой реализуемых строительных проектов, а именно: территориальная привязанность объекта, длительный период жизненного цикла (далее ЖЦ), — то, по мнению автора, целесообразно на разных этапах ЖЦ объекта применять различный набор маркетинговых инструментов.
В таблице 2 представлены этапы ЖЦ строительного объекта и рекомендуемые на каждом этапе маркетинговые технологии:
Таблица 2. Маркетинговые технологии в зависимости от этапа жизненного цикла строительного объекта
№ п/п |
Этап жизненного цикла объекта |
Рекомендуемые маркетинговые технологии |
Комментарии |
1 |
Проектирование строительного объекта | Маркетинговые исследования | Проведение исследований позволит оценить местоположение для объекта, габариты помещений, размеры парковок и т.д. |
2 |
Строительство | Интернет-технологии
Технологии call-центра Технологии брендинга Выставочная деятельность Мобильные технологии |
Технологии позволят привлекать инвестиции в реализуемый проект |
3 |
Реализация и обслуживание | Интернет технологии Технологии call-центра
CRM-технологии Малобюджетные технологии Технологии брендинга Мобильные технологии Кросс-маркетинговые технологии Технологии сетевого маркетинга |
Рекомендуемые технологии позволят сформировать у потребителей лояльность, доверие клиентов |
4 |
Утилизация | Маркетинговые исследования | Благодаря исследованиям возможно найти решения для последующего сноса объекта, реконструкции |
Однако необходимо отметить, что вопросы структурирования и формирования рекомендаций к ведению маркетинговой деятельности в организациях строительного комплекса практически не разработаны в отечественной и зарубежной литературе.
Библиографический список
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Московской области Мособлстат// Официальная статистика / Предпринимательство / Строительство. – URL: http://msko.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/msko/ru/statistics/enterprises/construction/ (дата обращения: 10.11.2016).
- Сушонкова Е.Ю. Конъюнктура рынка недвижимости Москвы и Московской области // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/09/12493 (дата обращения: 08.11.2016).
- Кулик А.М., Качай Ю.С., Башманова М.И. Управление организацией на основе применения маркетинговых возможностей // Современные проблемы и перспективы развития туризма, сервиса и сферы услуг [Электронный ресурс] / под ред. доц. П.Г. Исаевой. – Электрон.текст. дан. (1 файл 1,7 Мб). – Киров: МЦНИП, 2013. – 113 с. – 1 электрон.опт. диск (CD-ROM). – ISBN 978-5-906223-62-3 (вкл. в РИНЦ). (0,27)
Количество просмотров публикации: Please wait