МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ

Винникова Ирина Андреевна1, Кузнецова Татьяна Ивановна2
1Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал, студентка 4 курса направления подготовки «Социальная работа»
2Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал, ассистент кафедры социальной работы, сервиса и туризма

Аннотация
Статья посвящена определению места социальной работы в системе помогающих профессий, описаны обстоятельства способствующие стойкой потребности общества в профессиональной социальной работе. В статье подчёркивается важность профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в вузе, что отражается на качестве решения ряда задач, стоящих перед социальным работником, для достижения определенной цели. Перечислены основные принципы помогающих профессий, выявлены области профессиональной деятельности, дублирующие функции социальной работы и влияющие на качество предоставляемых клиентам социальной работы услуг.

Ключевые слова: клиент, поддержка, помогающая профессия, помощь, профессионал., социальная работа, специалист социальной сферы


THE PLACE OF SOCIAL WORK IN SYSTEM OF THE HELPING PROFESSIONS

Vinnikova Irina Andreevna1, Kuznetsova Tatyana Ivanovna2
1Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Arzamas branch, student 4 rates of the direction of preparation "Social work"
2Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Arzamas branch, assistant to department of social work, service and tourism

Abstract
Article is devoted to determination of the place of social work in system of the helping professions, the circumstances promoting resistant requirement of society for professional social work are described. In article importance of professional training of specialists of the social sphere in higher education institution is emphasized that affects quality of the solution of a number of the tasks facing the social worker for achievement of a particular purpose. The basic principles of the helping professions are listed, the areas of professional activity duplicating functions of social work and influencing quality of the services provided to clients of social work are revealed.

Keywords: client, helping profession, social work, specialist of the social sphere, support, the help


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Винникова И.А., Кузнецова Т.И. Место социальной работы в системе помогающих профессий // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/11/17605 (дата обращения: 22.02.2024).

В современной российской социально-экономической и политической действительности, характеризующейся изменениями хозяйственной и административной деятельности государства, его роли в жизни общества, возникла тенденция по формированию и расширению социальных групп, нуждающихся в профессиональной помощи по адаптации к новой социокультурной среде. Спрос на профессиональную социальную работу обусловлен невозможностью самостоятельного преодоления целого спектра проблем социально незащищенными категориями граждан.  Профессиональная социальная работа призвана защитить, поддержать и помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в силу различных обстоятельств, минимизировать негативные последствия.

Сложившаяся ситуация приводит к тому, что развитие профессиональной социальной работы испытывает влияние целого ряда противоречий, характеризующих процесс формирования функциональной специфичности данного вида деятельности [1]. Выделяя функциональные особенности помогающих профессий, отмечается, что они берут своё начало из общих принципов оказания помощи: гуманизма, соблюдения этических норм, конфеденциальности, осознанности, ответственности,  открытости и доступности. Из обозначенных принципов вырисовывается ключевая цель всех помогающих профессий – оказать материальную, психологическую, духовную или физическую помощь нуждающимся в ней членам общества. Цели социальной работы и ее специальные  задачи так же формируются из вышеперечисленных принципов.

Цель социальной работы – достичь установления социальной справедливости и здорового функционирования всех членов и групп общества, уменьшить количественный и качественный разрыв уровня жизни людей. Для достижения поставленной цели ведется профессиональная подготовка специалистов социальной сферы и реализуется государственная социальная политика.

Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы имеет большое значение для повышения качества услуг предоставляемых населению. В процессе профессиональной подготовки у будущих социальных работников активно развиваются необходимые в предстоящей практической деятельности личностные качества и компетенции, формируется профессиональная культура [2]. Вуз осуществляет психолого-педагогическое сопровождение, обеспечивая конструктивное и позитивное взаимодействие с преподавателями, социальными партнерами, практикующими специалистами будущих социальных работников, что способствует профессиональному становлению личности обучающихся [3].  Период профессиональной подготовки в вузе является одним из самых важных этапов профессионального становления. В этот период происходит профессиональное самоопределение и идентификация себя с профессиональным сообществом, оценка собственных сил для решения поставленных задач в выбранной трудовой сфере, к которым относятся:

- повышение способности клиента контролировать свою жизнь и решать возникающие проблемы;

- создание условий, в которых клиент сможет максимально эффективно воспользоваться своими юридическими правами для скорейшего разрешения сложной жизненной ситуации;

- социальная адаптация и реадаптация клиента к окружающей социальной среде;

- достижение состояния клиентом, когда дальнейшая профессиональная помощь социального работника не требуется (ключевая задача и конечная цель социальной работы).

Через призму обозначенных целей и задач социальной работы просматривается основополагающая особенность социальной работы как профессии – ее пограничный характер. Социальный работник не только посредник в системе общественных отношений, он в некотором смысле универсал, хотя его функционал имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе  элементы смежных профессиональных областей (психологии, социологии, педагогики,  юриспруденции и т.д.) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями [4]. Следует отметить, что, не смотря на то, что профессиональная деятельность специалистов социальной сферы является высоко востребованной, в настоящее время имидж социального работника, как представителя помогающей профессии, находится в плачевном состоянии. Низкая заработная плата приравнивает социальных работников к «неудачникам, не сумевшим найти более престижную работу».

Для более объективной оценки социальной работы как помогающей профессии, целесообразно  ввести определение данного профиля через его составляющие:

Во-первых, это намерение способствовать личностному росту клиента, развитию, улучшению условий жизнедеятельности.

Во-вторых, это непосредственное взаимодействие с тем, кому необходима помощь, из этого формируются помогающие отношения.

В-третьих, это осознанное и целенаправленное использование профессиональных знаний и навыков, реализующихся в помогающей деятельности.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что помогающей является деятельность, при которой профессиональные знания и навыки осознанно используются для непосредственного взаимодействия с человеком – объектом помогающей профессии, с целью способствования ему в личностном росте, развитии, улучшения качества жизнедеятельности клиента, в способность выстраивать конструктивные социальные связи, адаптировать к актуальным условиям окружающей реальности [5].

Профессиональная деятельность социальных работников ориентирована не только на адаптационные процессы, но и на возвращение в полноценные общественные и трудовые отношения лиц, которые выбыли из него по объективным причинам, что способствует повышению социальной и материальной стойкости клиента, стимулирует развитие социальных связей.

Цели, которые перед собой ставят социальные работники в профессиональной деятельности для достижения профессиональной самореализации, близки к общему пониманию целей стабильности и повышения качества жизни общества. Такая деятельность имеет несколько основополагающих особенностей:

- механизм помогающей деятельности имеет преимущественно внутренний, функциональный характер. Другими словами, средством является сам человек, его психические или личностные свойства и способности, то есть упор делается на личностные ресурсы клиента.

- другая особенность касается средств деятельности этого типа профессий, заключающаяся в том, что операциональная сторона такой работы представлена профессионалу и окружающим в самом общем виде: обеспечить, организовать, таким образом, давая профессионалу довольно широкое пространство для индивидуально-творческой реализации деятельности, базируясь на основополагающем векторе [6].

Социальная работа, как помогающая профессия в настоящее время часто дублируется иными профессиями и организациями, в результате чего возник своего рода «конфликт» помогающих профессий. Так,  социальная работа стала внешней основой или внутренним содержанием любой некоммерческой деятельности. Социальные и благотворительные проекты некоммерческих организаций прямо направлены на работу с обществом, решая, на локальном уровне, проблемы качества и условий жизни людей. В данной работе необходимы профессиональные знания и навыки социальных работников, т.е. следует прибегнуть к помощи профессионалов, к консультациям и обучению сотрудников НКО необходимым знаниям из сферы социальной работы, и фактическому участию социальных работников в непосредственной деятельности организации. Это связано с тем, что по факту, некоммерческая организация может заменять, лишь отчасти, профессиональную социальную работу, но без необходимого уровня подготовки  и опыта, без вовлечения профессионалов эффективность проектов будет либо минимальной, либо способна негативно отразится на клиенте. Однако, если роль социального работника так высока в жизни общества, возникает закономерный вопрос о влиянии дублирования функций профессиональных социальных работников на качество предоставляемой помощи. Другими словами -  существуют социальные работники, которые имеют профильное образование, знания и опыт в сфере работы с обществом, и добровольцы (волонтеры), занимающиеся деятельностью, дублирующей функционал специалистов социальной сферы, что опасно без определенного уровня профессиональной подготовки.

Альтернативы профессиональной социальной работе в виде НКО возникли в связи с недостаточным качеством при оказании социальной помощи и предоставлении услуг населению в виду большой загруженности специалистов. Хотя возникновение конкуренции профессиональной социальной работе, в результате позитивно отразилось на клиентах, так как способствовала росту качества оказываемых услуг. Реализуя помогающий потенциал в рамках деятельности социальных служб, современный социальный работник уже не преследует цель высокого количественного показателя и тем более выгоды с оказываемых услуг, что повышает его привлекательность в глазах клиента.

Таким образом, для востребованности и конкурентоспособности социального работника на рынке труда ему необходимо непрерывно получать и аккумулировать знания, навыки и умения из ряда смежных наук для оказания высококачественной профессиональной помощи клиентам.

При осуществлении профессиональной деятельности социальный работник взаимодействует с представителями иных помогающих профессий, к которым относятся психологи, консультанты, социальные педагоги, медицинские работники и др., что способствует повышению уровня качества предоставляемой помощи и дает более высокий позитивный результат. Выше обозначенные факты являются свидетельством того, что социальная работа занимает особое, центрально место в системе помогающих профессий, консолидируя силы различных специалистов, координируя их действия -  достигается максимальный положительный эффект, удовлетворяющий потребности и интересы клиента.


Библиографический список
  1. Шило А.С. Социальная работа в системе помогающих профессий: проблема формирования функциональной специфичности профессии // УрФУ – Электронный ресурс – URL: http://sys-int.ru/sites/default/files/sys_int_159_4_18_2012.pdf (дата обращения: 17.11.16 г.)
  2. Кузнецова Т. И. Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 646-648.
  3. Кузнецова Т. И. Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 182-185.
  4. Фирсов М.В., Студенова Е.Г., Наместникова И.В. Введение в профессию «Социальная работа» : учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2011.– 224 с.
  5. Колчанова Л.А. Помощь как профессиональная деятельность // Материалы VI Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Психология в школе: практический психолог – профессия нового века». СПб., 2000.
  6. Эннс Е. А. Психологическая характеристика помогающих профессий [Текст] // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 92-93.


Все статьи автора «Кузнецова Татьяна Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: