КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ ХОККЕЙНАЯ ЛИГА КАК КОММУНИКАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ РОССИИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТА

Фролов Василий Владимирович1, Чайка Виктория Николаевна2
1Псковский государственный университет, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры связей с общественностью и журналистики
2Псковский государственный университет, студентка факультета русской филологии и иностранных языков (направление «Реклама и связи с общественностью)

Аннотация
В статье рассматриваются и анализируются особенности деятельности Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) на международной арене как коммуникационного инструмента России в сфере профессионального спорта. Данная спортивная профессиональная лига не только популизирует хоккей в соседних с Россией странах (в Латвии, Беларуси, Казахстане и др.), но и способствует культурному обмену между государствами, чьи хоккейные клубы входят в состав КХЛ, а также влияет на формирование положительного имиджа России за рубежом.
Данная работа может быть интересна всем тем, кто интересуется теорией и практикой PR в спортивной сфере.

Ключевые слова: коммуникация, КХЛ, профессиональный спорт, связи с общественностью


KONTINENTAL HOCKEY LEAGUE RUSSIA AS A COMMUNICATION TOOL IN THE FIELD OF PROFESSIONAL SPORTS

Frolov Vasiliy Vladimirovich1, Chaika Viktoria Nikovaevna2
1Pskov State University, PhD in Historical, senior lecturer of the Department of public relations and journalism
2Pskov State University, student of the Faculty of Russian Philology and Foreign Languages, direction «Advertising and Public Relations»

Abstract
In article features of activity of the Kontinental Hockey League (KHL) in the international arena as a communication tool of Russia in the field of professional sports. This is a professional sports League not only promotes the growth of popularity of hockey in Russia's neighboring countries (Latvia, Belarus, Kazakhstan, etc.), but also promotes cultural exchange between countries whose hockey clubs part of the KHL, and also affects the formation of positive image of Russia abroad.
This work can be of interest to all those interested in the theory and practice of PR in the sports field.

Keywords: communication, PR, PR-technologies, PR-технологии, professional sport


Рубрика: Журналистика

Библиографическая ссылка на статью:
Фролов В.В., Чайка В.Н. Континентальная хоккейная лига как коммуникационный инструмент России в сфере профессионального спорта // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/11/17249 (дата обращения: 22.02.2024).

Континентальная хоккейная лига (КХЛ) была создана в 2008 г. как альтернатива и конкурент Национальной хоккейной лиги (НХЛ). «Ядром» этого образования стала элитная российская хоккейная лига – Суперлига ПХЛ. КХЛ является международной структурой, которая в настоящее время включает в себя 29 клубов из 8 стран: России, Латвии, Хорватии, Финляндии, Словакии, Белоруссии, Казахстана и Китая. При этом Континентальная хоккейная лига не только популяризирует хоккей в соседних с Россией странах, но и способствует культурному обмену между государствами, чьи хоккейные клубы входят в состав Лиги, а также влияет на формирование положительного имиджа России за рубежом.

В данной статье мы рассмотрим и проанализируем особенности деятельности Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) на международной арене как коммуникационного инструмента России в сфере профессионального спорта. Особое внимание уделим процессу продвижения хоккейного бренда КХЛ на Восток, а также попыткам «расширения» Лиги за счет привлечения в свои ряды европейских клубов из элитных хоккейных стран.

Экономический кризис, разразившийся в России в 2014 г., подорвал стратегические планы по развитию Континентальной хоккейной лиги. Лига оказалась в относительно непростом положении, появилась необходимость тщательно продумывать свою дальнейшую деятельность по продвижению бренда российского хоккея в условиях сокращенных финансовых возможностей.  Несмотря на данные трудности, КХЛ настойчиво работает над программой расширения своего состава и налаживанием связей с соседними странами.

Одним из инструментов популяризации бренда КХЛ является проведение выставочных матчей клубов Лиги в странах, где хоккей только начинает завоевывать популярность или где ещё нет своих команд КХЛ.  При этом следует отметить, что у Лиги имеется опыт проведения игр своего регулярного чемпионата в таких странах, как Швейцария и Финляндия (когда «Йокерит» ещё не выступал в КХЛ – авт.). В последнее время КХЛ и её клубы неоднократно заявляли о намерениях проведения такого рода мероприятий. Так, например, на 9 февраля 2016 г. был запланирован выставочный матч между ХК «Спартак» (Москва) и сборной Венгрии, который должен был состояться в Будапеште на «László Papp Budapest Sports Arena». Лига достигла даже предварительной договоренности об организации трансляции этого матча на национальном телевидении Венгрии. Из-за проблем, возникших у венгерской стороны со спонсорами, было принято решение этот матч не проводить [3]. В марте – апреле 2016 г. в прессе активно обсуждалась возможность проведения такого рода игр на территории Великобритании, в том числе с участием местных команд.

В настоящее время особое внимание Лига уделяет продвижению своего бренда на Восток. 17 марта 2016 г. президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк, председатель совета директоров КХЛ Геннадий Тимченко и председатель совета директоров «Kunlun Red Star» («Красная звезда Куньлунь») Нгок Ян Юу подписали протокол о намерениях, согласно которому китайский хоккейный клуб получал возможность стать участником чемпионата КХЛ с сезона 2016–2017 гг. при выполнении ряда условий, обязательных для всех членов Лиги. Данный проект получил поддержку со стороны высших руководителей России и КНР [3]. В итоге в Китае был создан хоккейный клуб «Kunlun Red Star», который стал полноправным участником Континентальной хоккейной лиги. В результате было положено начало хоккейному содружеству между КНР и странами, где хоккей является одним из самых популярных видов спорта (в первую очередь, мы имеем в виду Россию и Финляндию). Президент ХК «Kunlun Red Star» Эмма Ляо высказала следующую мысль по поводу появления в составе участников чемпионата КХЛ команды из КНР: «Клуб играет важнейшую роль в китайско-российских отношениях… Наш зимний спорт только начинает развиваться… В будущем планируется создание нескольких команд КХЛ из Китая» [2].

Продвижение Континентальной хоккейной лиги на Восток, скорее всего, не ограничится территорией Китая. Исходя из заявлений руководителей Лиги, в КХЛ в перспективе возможно появление клубов из Японии и Кореи. Такое сотрудничество будет только способствовать укреплению отношений между странами Дальнего Востока.

КХЛ также не отказалась от идеи своего расширения за счет клубов Западной Европы: в первую очередь за счет команд из ведущих хоккейных стран Европы (Швеции, Чехии, Швейцарии и Германии). Однако ряд национальных хоккейных федераций (в первую очередь Федерация хоккея Швеции – авт.) выступает категорически против вступления своих клубов в ряды КХЛ, так как это, по их мнению, будет способствовать снижению у существенной части болельщиков интереса к национальным чемпионатам.

Относительно недавно попытку присоединиться к КХЛ предпринял шведский хоккейный клуб «Краунс». В период летнего межсезонья 2016 г. ряд заинтересованных лиц из Швеции попытались создать новый хоккейный клуб, который должен был базироваться в Стокгольме. Был сформирован тренерский штаб команды, разработан логотип клуба, проведена пресс-конференция, на которой было озвучено намерение вступить в состав КХЛ, найдены потенциальные спонсоры для команды, а также поданы документы в соответствующие структуры Лиги о желании стать частью КХЛ уже с августа 2016 г. [4]. Однако из-за «несгибаемой» позиции Шведской Федерации хоккея это стремление так и не было реализовано. В 2009 г. из-за запрета национальной Федерации от идеи вступления в ряды КХЛ был вынужден отказаться другой популярный шведский клуб – АИК.

В связи с этим одной из самых больших побед КХЛ в деле своего расширения на Запад является присоединение к Лиге одного из самых популярных хоккейных клубов Финляндии – «Йокерита». Этот титулованный финский клуб стал частью КХЛ в 2014 г. Данному присоединению поспособствовал факт приобретения российскими  инвесторами одной их крупнейших спортивных арен Финляндии – «Hartwall Arena». Кроме того, ряд российских бизнес-структур стали спонсорами ХК «Йокерит». Изначально в самой Финляндии общественность неоднозначно отнеслась к вступлению их клуба в состав КХЛ: было много высказываний, что это оттолкнет финских болельщиков от клуба, понизит зрительский интерес к национальному чемпионату. По прошествии двух лет можно с уверенностью сказать, что ХК «Йокерит» не потерял своего болельщика, а интерес к КХЛ у жителей Финляндии значительно возрос, что, в том числе, подтверждают заполненные трибуны «Hartwall Arena» во время матчей «Йокерита» с другими клубами Лиги.

Одной из «визитных карточек» КХЛ в последние годы стало такое мероприятие, как «Матч всех звезд КХЛ» («KHL All-Star Games») – ежегодный праздник хоккея с участием лучших игроков, выступающих в чемпионате КХЛ и выбранных болельщиками, журналистами и руководством Лиги.

В 2010 г. КХЛ доверила проведение «Матча всех звезд» столице Беларуси – г. Минску. Данный праздник хоккея состоялся на льду «Минск-Арены» и собрал 15000 зрителей. В 2014 г. «KHL All-Star Games» прошёл в Братиславе (Словакия) на «Словнафт арене» и собрал более 10000 зрителей. Проведение подобного рода мероприятий позволяет продемонстрировать уровень мастерства игроков клубов КХЛ, мотивировать новые команды на вступление в ряды Лиги, заинтересовать потенциальную целевую аудиторию чемпионата КХЛ. При этом проведение игр на лучших современных аренах Евразии, продуманная PR-кампания, грамотное использование медиа-каналов позволяют придать особый масштаб и значимость «Матчу всех звезд КХЛ» мире профессионального спорта.

Одним из главных претендентов на проведение «Матча всех звезд 2018» является столица Казахстана – Астана, которая всего на 3% уступила Уфе в голосовании болельщиков по выбору города-хозяина «KHL All-Star Games 2017» (данное голосование проходило в арте 2016 г. на официальном сайте КХЛ – авт.) [1].

В заключение следует отметить, что продвижение и популяризация спортивных брендов – достаточно эффективный способ улучшения имиджа страны, а значит и повышения лояльности соседних государств к данной стране. Континентальная хоккейная лига проводит активную и разностороннюю политику по продвижению своего бренда. Она это делает не только благодаря проведению внутренних мероприятий, но и  при помощи выстраивания отношений с соседними странами. На Западе проводятся выставочные матчи клубов КХЛ, ведутся консультации с рядом ведущих клубов Старого Света о потенциальном вступлении в состав членов Лиги; на Востоке положено начало процессу создания новых хоккейных клубов в Китае. При этом важно понимать, что расширение географии участников чемпионата КХЛ способствует не только налаживанию связей в спортивной сфере между странами, чьи клубы входят в состав Лиги, но и культурному обогащению между этими государствами, а значит, в определенной степени, и развитию туристической составляющей.


Библиографический список
  1. Дмитрий Чернышенко: «У Астаны серьезные шансы получить Матч звезд-2018» // Sports.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.sports.ru/hockey/1039769413.html (дата обращения: 17.04.2016).
  2. Президент «Куньлуня»: планируется создание нескольких команд КХЛ из Китая // Allhockey.ru [Электронный ресурс]. URL: http://allhockey.ru/news/show/269969-Prezident_Kun_lunya_planiruetsya_sozdanie_neskol_kih_komand_KHL_iz_Kitaya (дата обращения: 17.04.2016).
  3. Фролов В.В. К вопросу о популяризации КХЛ на международной арене / В.В. Фролов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/15538 (дата обращения: 17.04.2016).
  4. Швеция «коронует» КХЛ // Газета.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/sport/2016/04/22/a_8191757.shtml (дата обращения: 17.04.2016).


Все статьи автора «Фролов Василий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: