Континентальная хоккейная лига (КХЛ) была создана в 2008 г. как альтернатива и конкурент Национальной хоккейной лиги (НХЛ). «Ядром» этого образования стала элитная российская хоккейная лига – Суперлига ПХЛ. КХЛ является международной структурой, которая в настоящее время включает в себя 29 клубов из 8 стран: России, Латвии, Хорватии, Финляндии, Словакии, Белоруссии, Казахстана и Китая. При этом Континентальная хоккейная лига не только популяризирует хоккей в соседних с Россией странах, но и способствует культурному обмену между государствами, чьи хоккейные клубы входят в состав Лиги, а также влияет на формирование положительного имиджа России за рубежом.
В данной статье мы рассмотрим и проанализируем особенности деятельности Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) на международной арене как коммуникационного инструмента России в сфере профессионального спорта. Особое внимание уделим процессу продвижения хоккейного бренда КХЛ на Восток, а также попыткам «расширения» Лиги за счет привлечения в свои ряды европейских клубов из элитных хоккейных стран.
Экономический кризис, разразившийся в России в 2014 г., подорвал стратегические планы по развитию Континентальной хоккейной лиги. Лига оказалась в относительно непростом положении, появилась необходимость тщательно продумывать свою дальнейшую деятельность по продвижению бренда российского хоккея в условиях сокращенных финансовых возможностей. Несмотря на данные трудности, КХЛ настойчиво работает над программой расширения своего состава и налаживанием связей с соседними странами.
Одним из инструментов популяризации бренда КХЛ является проведение выставочных матчей клубов Лиги в странах, где хоккей только начинает завоевывать популярность или где ещё нет своих команд КХЛ. При этом следует отметить, что у Лиги имеется опыт проведения игр своего регулярного чемпионата в таких странах, как Швейцария и Финляндия (когда «Йокерит» ещё не выступал в КХЛ – авт.). В последнее время КХЛ и её клубы неоднократно заявляли о намерениях проведения такого рода мероприятий. Так, например, на 9 февраля 2016 г. был запланирован выставочный матч между ХК «Спартак» (Москва) и сборной Венгрии, который должен был состояться в Будапеште на «László Papp Budapest Sports Arena». Лига достигла даже предварительной договоренности об организации трансляции этого матча на национальном телевидении Венгрии. Из-за проблем, возникших у венгерской стороны со спонсорами, было принято решение этот матч не проводить [3]. В марте – апреле 2016 г. в прессе активно обсуждалась возможность проведения такого рода игр на территории Великобритании, в том числе с участием местных команд.
В настоящее время особое внимание Лига уделяет продвижению своего бренда на Восток. 17 марта 2016 г. президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк, председатель совета директоров КХЛ Геннадий Тимченко и председатель совета директоров «Kunlun Red Star» («Красная звезда Куньлунь») Нгок Ян Юу подписали протокол о намерениях, согласно которому китайский хоккейный клуб получал возможность стать участником чемпионата КХЛ с сезона 2016–2017 гг. при выполнении ряда условий, обязательных для всех членов Лиги. Данный проект получил поддержку со стороны высших руководителей России и КНР [3]. В итоге в Китае был создан хоккейный клуб «Kunlun Red Star», который стал полноправным участником Континентальной хоккейной лиги. В результате было положено начало хоккейному содружеству между КНР и странами, где хоккей является одним из самых популярных видов спорта (в первую очередь, мы имеем в виду Россию и Финляндию). Президент ХК «Kunlun Red Star» Эмма Ляо высказала следующую мысль по поводу появления в составе участников чемпионата КХЛ команды из КНР: «Клуб играет важнейшую роль в китайско-российских отношениях… Наш зимний спорт только начинает развиваться… В будущем планируется создание нескольких команд КХЛ из Китая» [2].
Продвижение Континентальной хоккейной лиги на Восток, скорее всего, не ограничится территорией Китая. Исходя из заявлений руководителей Лиги, в КХЛ в перспективе возможно появление клубов из Японии и Кореи. Такое сотрудничество будет только способствовать укреплению отношений между странами Дальнего Востока.
КХЛ также не отказалась от идеи своего расширения за счет клубов Западной Европы: в первую очередь за счет команд из ведущих хоккейных стран Европы (Швеции, Чехии, Швейцарии и Германии). Однако ряд национальных хоккейных федераций (в первую очередь Федерация хоккея Швеции – авт.) выступает категорически против вступления своих клубов в ряды КХЛ, так как это, по их мнению, будет способствовать снижению у существенной части болельщиков интереса к национальным чемпионатам.
Относительно недавно попытку присоединиться к КХЛ предпринял шведский хоккейный клуб «Краунс». В период летнего межсезонья 2016 г. ряд заинтересованных лиц из Швеции попытались создать новый хоккейный клуб, который должен был базироваться в Стокгольме. Был сформирован тренерский штаб команды, разработан логотип клуба, проведена пресс-конференция, на которой было озвучено намерение вступить в состав КХЛ, найдены потенциальные спонсоры для команды, а также поданы документы в соответствующие структуры Лиги о желании стать частью КХЛ уже с августа 2016 г. [4]. Однако из-за «несгибаемой» позиции Шведской Федерации хоккея это стремление так и не было реализовано. В 2009 г. из-за запрета национальной Федерации от идеи вступления в ряды КХЛ был вынужден отказаться другой популярный шведский клуб – АИК.
В связи с этим одной из самых больших побед КХЛ в деле своего расширения на Запад является присоединение к Лиге одного из самых популярных хоккейных клубов Финляндии – «Йокерита». Этот титулованный финский клуб стал частью КХЛ в 2014 г. Данному присоединению поспособствовал факт приобретения российскими инвесторами одной их крупнейших спортивных арен Финляндии – «Hartwall Arena». Кроме того, ряд российских бизнес-структур стали спонсорами ХК «Йокерит». Изначально в самой Финляндии общественность неоднозначно отнеслась к вступлению их клуба в состав КХЛ: было много высказываний, что это оттолкнет финских болельщиков от клуба, понизит зрительский интерес к национальному чемпионату. По прошествии двух лет можно с уверенностью сказать, что ХК «Йокерит» не потерял своего болельщика, а интерес к КХЛ у жителей Финляндии значительно возрос, что, в том числе, подтверждают заполненные трибуны «Hartwall Arena» во время матчей «Йокерита» с другими клубами Лиги.
Одной из «визитных карточек» КХЛ в последние годы стало такое мероприятие, как «Матч всех звезд КХЛ» («KHL All-Star Games») – ежегодный праздник хоккея с участием лучших игроков, выступающих в чемпионате КХЛ и выбранных болельщиками, журналистами и руководством Лиги.
В 2010 г. КХЛ доверила проведение «Матча всех звезд» столице Беларуси – г. Минску. Данный праздник хоккея состоялся на льду «Минск-Арены» и собрал 15000 зрителей. В 2014 г. «KHL All-Star Games» прошёл в Братиславе (Словакия) на «Словнафт арене» и собрал более 10000 зрителей. Проведение подобного рода мероприятий позволяет продемонстрировать уровень мастерства игроков клубов КХЛ, мотивировать новые команды на вступление в ряды Лиги, заинтересовать потенциальную целевую аудиторию чемпионата КХЛ. При этом проведение игр на лучших современных аренах Евразии, продуманная PR-кампания, грамотное использование медиа-каналов позволяют придать особый масштаб и значимость «Матчу всех звезд КХЛ» мире профессионального спорта.
Одним из главных претендентов на проведение «Матча всех звезд 2018» является столица Казахстана – Астана, которая всего на 3% уступила Уфе в голосовании болельщиков по выбору города-хозяина «KHL All-Star Games 2017» (данное голосование проходило в арте 2016 г. на официальном сайте КХЛ – авт.) [1].
В заключение следует отметить, что продвижение и популяризация спортивных брендов – достаточно эффективный способ улучшения имиджа страны, а значит и повышения лояльности соседних государств к данной стране. Континентальная хоккейная лига проводит активную и разностороннюю политику по продвижению своего бренда. Она это делает не только благодаря проведению внутренних мероприятий, но и при помощи выстраивания отношений с соседними странами. На Западе проводятся выставочные матчи клубов КХЛ, ведутся консультации с рядом ведущих клубов Старого Света о потенциальном вступлении в состав членов Лиги; на Востоке положено начало процессу создания новых хоккейных клубов в Китае. При этом важно понимать, что расширение географии участников чемпионата КХЛ способствует не только налаживанию связей в спортивной сфере между странами, чьи клубы входят в состав Лиги, но и культурному обогащению между этими государствами, а значит, в определенной степени, и развитию туристической составляющей.
Библиографический список
- Дмитрий Чернышенко: «У Астаны серьезные шансы получить Матч звезд-2018» // Sports.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.sports.ru/hockey/1039769413.html (дата обращения: 17.04.2016).
- Президент «Куньлуня»: планируется создание нескольких команд КХЛ из Китая // Allhockey.ru [Электронный ресурс]. URL: http://allhockey.ru/news/show/269969-Prezident_Kun_lunya_planiruetsya_sozdanie_neskol_kih_komand_KHL_iz_Kitaya (дата обращения: 17.04.2016).
- Фролов В.В. К вопросу о популяризации КХЛ на международной арене / В.В. Фролов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/15538 (дата обращения: 17.04.2016).
- Швеция «коронует» КХЛ // Газета.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/sport/2016/04/22/a_8191757.shtml (дата обращения: 17.04.2016).
Количество просмотров публикации: Please wait