ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ КАТЕГОРИИ «САМОРАЗВИТИЕ» В МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Герасименко Максим Петрович1, Похоруков Олег Юрьевич2, Свинаренко Владимир Геннадьевич3
1Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат педагогических наук, доцент
3Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва, Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, ведущий инженер

Аннотация
В статье описаны возможности качественного изучения категории «саморазвитие» в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре. Особенности использования педагогического моделирования и педагогической методологии в построении категориального аппарата связаны с условиями самореализации и социализации личности в модели культуры и образования.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, культура самостоятельной работы, самореализация, социализация, физическая культура, физическое воспитание


FEATURES CATEGORY DETERMINATION «SELF-DEVELOPMENT» IN THE CONTINUING EDUCATION MODEL

Gerasimenko Maksim Petrovich1, Pokhorukov Oleg Yurievich2, Svinarenko Vladimir Gennadievich3
1Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of pedagogical sciences, associate professor
3National Research Nuclear University «MEPhI», Moscow, Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, senior engineer

Abstract
The article describes the possibilities of a qualitative study of "self-development" category in the structure of the preparation of the future teacher of physical culture. Features of use of teaching modeling and teaching methodology in constructing categorical apparatus associated with the conditions of self-realization and socialization in the culture and education model.

Keywords: health and a healthy lifestyle, physical culture, physical education, self-realization, socialization, the culture of independent work


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Герасименко М.П., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации категории «саморазвитие» в модели непрерывного образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/11/16988 (дата обращения: 01.11.2024).

Возможность детерминации и утонения категории «саморазвитие» в модели современного профессионального образования определяют интерес в плоскости формирования культуры деятельности и культуры самопрезентации личности. В модели культуры деятельности мы будем выделять культуру самостоятельной работы, культуру поведения, культуру делового этикета. В модели культуры самопрезентации личности мы будем выделять портфолио обучающегося и профессионально-педагогический кейс.

В работах [1, 2, 3] определены детерминанты развития и саморазвития личности в модели современного образования, из практики использования педагогического моделирования саморазвитие является функцией самоорганизации и самосохранения личности.

Вторичным продуктом педагогического моделирования в уточнении саморазвития личности является работа [4], определяющая педагогические условия оптимального саморазвития педагога по физической культуре в конструктах визуализации проблем и возможностей научного исследования.

Работа [5] определяет в ситуативном поиске педагога возможность детерминации категорий «саморазвитие» и «самоутверждение», иллюстрирует специфику профессионального выбора педагога, включенного в систему непрерывного образования. Данную работу продолжает работа [6], гарантирующая успешность личности в модели саморазвития и культуры отношений.

Некоторые особенности детерминации категорий «социализация», «самореализация», «саморазвитие» в профессиональной подготовке будущего педагога по физической культуре [7] определяют единство категорий и возможность всестороннего исследования саморазвития личности в модели деятельности и общения.

Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации определены в работе [8], качество решения задач развития и саморазвития определяются в модели социализации и самореализации личности, успешность личности определяется составными процесса социализации. Специфика детерминации категории «саморазвитие» в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре определяет успешность личности и ее конкурентоспособность функциями саморазвития личности, качество самореализации является объективным показателем качества педагогической деятельности [9, 10, 11].

Конструктивность выбора модели научного исследования [12] продолжается в работах, определяющих эффективность решения задач развития и саморазвития в конструктах создания и использования педагогических средств [13-48].

Определим понятие «саморазвитие» в модели общенаучного знания, гарантирующего преемственность и персонификацию основ научной педагогике в решении задач образования.

Саморазвитие (широкий смысл) – продукт эволюции антропосреды, гарантирующий личности успешное решение задач, определяющих качественно-количественные изменение базой всех измерении и преобразования в исследуемом объекте и продукте эволюции.

Саморазвитие (узкий смысл) – процесс самостоятельного определения и решения задач самостоятельного определения и решения выявляемых противоречий внутриличностного генеза, определяющего персонификацию ресурсом и продуктом современного образования.

Саморазвитие (локальный смысл) – процедура оптимизации условий достижения личностью различных высот в социально и личностно значимых направлениях социализации и самоутверждения.

Саморазвитие личности (широкий смысл) – процесс выявления и оптимизации личностно значимых условий становления в модели ведущей деятельности и хобби.

Саморазвитие личности (узкий смысл) – процедура оптимизации условий самосохранения личности в модели образования, гарантирующего личности возможность достижения персонифицированных и социально значимых высот самореализации и социализации.

Саморазвитие личности (локальный смысл) – механизм самоидентификации личности в ситуативных изменениях социального и профессионального генеза.

Выделенные конструкты определят возможность уточнении системы принципов педагогического взаимодействия.


Библиографический список
  1. Свинаренко В.Г., Похоруков О.Ю., Содиков А.С. Некоторые детерминанты развития и саморазвития личности в модели современного образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70186
  2. Зиновьев К.О., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации категорий «развитие» и «саморазвитие» в системе изучения основ педагогического знания // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. С.116-121.
  3. Зубанов В.П., Аксенов Г.А., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации категории «саморазвитие» в конструктах педагогики физической культуры и спорта // Современная педагогика. 2016. № 6. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/06/5647
  4. Зубанов В.П., Свинаренко В.Г., Сырбу В.П. Педагогические условия оптимального саморазвития педагога по физической культуре: проблемы и возможности исследования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. С.82-89.
  5. Книга А. Ю. Возможности детерминации категорий «саморазвитие» и «самоутверждение» будущими педагогами по физической культуре // Инновационная наука. 2016. №8-2. С.153-155.
  6. Козырева О.А., Козырев Н.А. Саморазвитие личности в системе непрерывного образования. Электронный мультидисциплинарный научный журнал // Интернетнаука. 2016 №9. С.63-71. DOI:10.19075/2414-0031-2016-9-51-59
  7. Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Некоторые особенности детерминации категорий «социализация», «самореализация», «саморазвитие» в профессиональной подготовке будущего педагога по физической культуре // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых. Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.296-298.
  8. Старченко Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации // Современная педагогика. 2016. № 2. С.101-108.
  9. Сырбу В.П., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Специфика детерминации категории «саморазвитие» в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2. С.17-27.
  10. Тюрякова О. А. Специфика детерминации категории «саморазвитие» в работе педагога // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: сб. ст. Межд. науч.-пр. конф. (Уфа, 28 июля 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.230-232.
  11. Эмекова Н.П. Некоторые аспекты детерминации категории «саморазвитие» в модели подготовки будущих педагогов по физической культуре // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.351-352.
  12. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  13. Грецкая К. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Подготовка будущего педагога по физической культуре к реализации идеи здоровьесбережения как социально-педагогическая проблема // Тенденции развития психологии и педагогики : сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 20 сент. 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.11-13.
  14. Грецкая К. С., Похоруков О. Ю., Острякова С. В. Педагогические условия реализации идей здоровьесбережения в работе со слушателями курсов переподготовки // Наука третьего тысячелетия : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 5 сентября 2014г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.112-114.
  15. Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Качество профессионально-педагогической деятельности в структуре верификации условий продуктивной самореализации личности // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 апреля 2015 г.).  Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.107-108.
  16. Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Некоторые возможности уточнения категории «социализация» в структуре педагогического взаимодействия // Инновационные процессы в психологии и педагогике : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 февраля 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С. 34-36.
  17. Дробышев В.В., Похоруков О.Ю. Возможности исследования качества подготовки будущих педагогов по ФК в структуре изучения педагогических дисциплин // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12 (16). С. 5-10.
  18. Дробышев В.В., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Возможности изучения курса «История педагогики и образования» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12582
  19. Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые аспекты детерминации категорий «социализация», «самосовершенствование» и «самореализация» в ресурсах педагогики спорта // Общество, наука и инновации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 дек. 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2014. С.188-190.
  20. Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые особенности построения педагогического взаимодействия в структуре изучения педагогики спорта // Инновационная наука и современное общество : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25 октября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.98-100.
  21. Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые особенности социализации личности в структуре изучения педагогики спорта // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 октября 2014 г.).  Уфа : Аэтерна, 2014. С.17-19.
  22. Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые особенности моделирования категории «воспитание» в структуре изучения педагогики спорта и теории воспитания // Роль психологии и педагогики в развитии общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (1 ноября 2014 г., г. Уфа). Уфа: Аэтерна, 2014. С.12-13.
  23. Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые особенности моделирования системы принципов педагогического взаимодействия в структуре изучения педагогики спорта // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 ноября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 29-31.
  24. Ельчанинова Е. Е., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Определение и специфика системы принципов социализации и самореализации воспитанников кёкусинкай каратэ // Наука и образование в современной конкурентной среде : матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15-16 февраля, 2014) : в 3-х ч. Часть 1. – Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014.  С. 171-173.
  25. Зыбина Е. В., Козырева О. А., Похоруков О. Ю. Некоторые аспекты изучения курса «История педагогики и образования» в структуре верификации его качества // Инновационный вектор развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 6 августа 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 69-71.
  26. Ильин А. А., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Некоторые особенности моделирования анкеты в структуре изучения возможностей социализации и самореализации личности, занимающейся каратэ // Информационные технологии в экономике, образовании и бизнесе: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 10 июня 2014 г.) : в 2-х ч. Ч. 1 ; отв. ред. А. А. Зарайский. Саратов : Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2014. С. 103-104.
  27. Козырева О. А., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Специфика и результативность моделирования педагогических средств в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Педагогическое мастерство: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Москва, февраль 2014 г.). М. : Буки-Веди, 2014.  С. 6-8.
  28. Кокорников Е. В., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Продуктивное обучение в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре // Наука и образование в глобальных процессах : матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20-21 июня 2014 г.). Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014.  С. 38-40.
  29. Корниенко Е. Д., Козырева О. А., Похоруков О. Ю. Продуктивная самореализация педагога по физической культуре в структуре реализации идей гуманизма // Наука XXI века: проблемы и перспективы: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 30-31 мая 2014 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014.  С. 46-48.
  30. Косолапов А. В., Зауэр Н. Г., Похоруков О. Ю. Некоторые аспекты детерминации категории «воспитание» в структуре изучения основ профессионально-педагогического знания // Теоретические и практические вопросы науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 ноября 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С.226-228.
  31. Кудамасов А.А., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика детерминации, детализации и верификации качества организации педагогической деятельности в модели профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57650
  32. Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в структуре подготовки будущего педагога по ФК // Инновации в науке, производстве и образовании : сб. тр. Междун. науч.-практ. конфер., 14–16 окт. 2013 г. Рязань : изд-во Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2013. С.334-338.
  33. Похоруков О. Ю., Козырева О. А., Иванова А. И. Возможности и проблема моделирования дефиниций категории «воспитание» как результат формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. заоч. науч. конф. (Уфа, июнь 2011 г.). ; под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. – Уфа: Лето, 2011. – С. 25-27.
  34. Похоруков О. Ю., Козырева О. А., Матвеев К. О., Иванова А. И. Психосоциальная аллергия как феномен дидактогений и социально-профессиональных деструкций // Актуальные задачи педагогики (II) : материалы Международной заочной научн. конференции (Чита, июнь 2012 г.).  Чита : изд-во Молодой ученый, 2012.  С.14-16.
  35. Похоруков О.Ю., Домилложоннов Х.Б., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые возможности детерминации категории «воспитание» в структуре подготовки будущих учителей физической культуры // Современная педагогика. 2015. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5008
  36. Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности саморазвития будущего педагога по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4994
  37. Похоруков О.Ю., Омельченко М.Г., Свинаренко В.Г. Некоторые способы постановки и решения проблемных и продуктивных задач в структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущими педагогами по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6159
  38. Похоруков О.Ю., Содиков А.С., Шварцкопф Е.Ю. Особенности детерминации категории «обучение» в модели подготовки будущего педагога // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5137
  39. Свинаренко В.Г., Похоруков О.Ю., Содиков А.С. Педагогические технологии моделирования и проектирования анкет в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/08/5906
  40. Свинаренко В.Г., Содиков А.С., Похоруков О.Ю. Некоторые особенности использования исторического подхода в изучении социально-педагогического знания // Психология, социология и педагогика. 2016. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/08/7016
  41. Свинаренко В.Г., Содиков А.С., Похоруков О.Ю. Педагогические условия социализации и самореализации личности в карате // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/16002
  42. Сулло Н. А., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Некоторые особенности и возможности продуктивной самореализации личности педагога по ФК // Экономика. Теория и практика: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (24 апреля 2014 г.) ; в 3х ч. Ч.3. ; отв. ред. А. А. Зарайский. Саратов : Академия Бизнеса, 2014.  С. 56-57.
  43. Сулло Н. А., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Результативность моделирования в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Социализация и воспитание подростков и молодежи в институтах общего и профессионального образования: теория и практика, содержание и технологии : матер. Междун. науч.-практ. конфер. 28–29 окт. 2013 года. Прага: Sociosféra-CZ, 2013. С.95-96.
  44. Хромочкин А. А., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Инновационный потенциал образовательного пространства в ресурсах формирования культуры самостоятельной работы педагога по ФК // Modern technologies in system of additional and professional education : materials of the II int. sc. conf., May 2–3, 2014. Prague: Sociosféra-CZ, 2014. P.173-174.
  45. Хромочкин А. А., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Специфика моделирования профессионально-педагогических презентаций педагога по ФК в структуре изучения разделов современной педагогики // Professionalizing of a personality at educational institutes and practical activities: theoretical and practical problems of sociology, labor psychology and professional education : materials of the international scientific conference on February 10–11, 2014. Prague : Sociosféra-CZ, 2014.  Р. 28-29.
  46. Чернопазов Р. В., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Возможности продуктивного самосовершенствования в постановке и верификации задач самореализации будущего педагога по ФК // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 сентября 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С.104-106.
  47. Шеянов П. А., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Возможности педагогического моделирования в детерминации основ педагогического взаимодействия // Актуальные проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 сентября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.228-230.
  48. Южанин М. С., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Педагогическая поддержка как форма педагогического сотрудничества и взаимодействия // Новые задачи психологии и педагогики и пути их решения: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 сентября 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 58-60.


Все статьи автора «FFK NIF KemSU»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: