РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МКОУ «ЯЛТИНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VII-VIII ВИДОВ»

Ярая Татьяна Анатольевна1, Амзаева Гузель Арсеновна2
1Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте, кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения
2Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте, студентка 1 курса, направления подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»

Аннотация
В данной статье приводятся материалы контрольного этапа исследования самооценки подростков с ограниченными возможностями здоровья как одного из компонентов Я-концепции. Полученные данные позволяют увидеть позитивную динамику изменений, а также обосновывают результативность внедрения программы формирования позитивной самооценки подростков.

Ключевые слова: диагностика, ограниченные возможности здоровья, подростки, самооценка


PILOT PHASE OF THE STUDY OF SELF-ESTEEM OF ADOLESCENTS WITH DISABILITIES RESULTS OF THE MUNICIPAL STATE-OWNED EDUCATIONAL INSTITUTION “YALTA SPECIAL (CORRECTIONAL) SCHOOL VII-VIII OF SPECIES”

Yaraya Tatiana Anatoljevna1, Amzaeva Guzel Arsenovna2
1Academy of the Humanities and Pedagogics (branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta, Ph.D in Psychology Science, assistant professor of Department of social and pedagogical technologies and pedagogy of deviant behavior
2Academy of the Humanities and Pedagogics (branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta, 1st year student, training areas 44.04.02 "Psycho-pedagogical education"

Abstract
This article contains material control phase of the study of self-esteem of adolescents with disabilities as one of the components of the self-concept. The data obtained allow us to see the positive dynamics of the changes, as well as substantiate the effectiveness of the implementation of the program of formation of positive self-esteem of adolescents.

Keywords: diagnostics, disabilities, self-confidence, teens


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Ярая Т.А., Амзаева Г.А. Результаты контрольного этапа исследования самооценки подростков с ограниченными возможностями здоровья МКОУ «Ялтинской специальной (коррекционной) школы VII-VIII видов» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/10/17125 (дата обращения: 25.02.2024).

В нашей стране наблюдается тенденция к увеличению числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, а их жизнь обременяется множеством проблем различного характера. Общепризнано, что наиболее значимым периодом в жизни любого человека является подростковый период, в течение которого закладываются жизненные ценности, ориентиры, формируется взгляд на жизнь, позиции. Именно поэтому дефекты, возникшие в этот период, либо приобретенные ранее, ведут к обострению психических, физических и социальных противоречий в развитии человека. В связи с указанным необходимым компонентом социально-психологической реабилитации для обеспечения оптимального взаимодействия подростков с нарушениями развития с окружающим миром является диагностика и последующая работа по формированию позитивной Я-концепции.

В экспериментальном исследовании приняли участие 25 подростков с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 13 до 17 лет МКОУ «Ялтинская специальная (коррекционная) школа VII-VIII видов». Учащиеся имеют следующие нозологии: нарушения слуха, речи, зрения, расстройства аутистического спектра, нарушения опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития.

На основе данных констатирующего этапа исследования была разработана программа по формированию позитивной Я-концепции подростков с ограниченными возможностями здоровья «Загадки моего Я», направленная на активизацию внутренних резервов личности, способствующих формированию адекватной самооценки. Программа была реализована в ходе прохождения преддипломной практики течение четырех недель.

На контрольном этапе исследования с целью изучения динамики развития самооценки подростков с ограниченными возможностями здоровья после реализации программы были повторно проведены методики диагностики, определенные в начале исследования (опросник «Диагностика уровня самооценки личности» Г.Н. Казанцевой, проективная рисуночная методика К. Маховера, методики измерения самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан).

В ходе проведения контрольного исследования с помощью опросника «Диагностика уровня самооценки личности» Г.Н. Казанцевой получены следующие результаты: самооценка 32% (8 чел.) респондентов соответствует высокому уровню, 16% (4 чел.) – среднему, а 52% (13чел.) учащихся все же склонны преуменьшать свои возможности.

Сравнительный анализ показателей самооценки до реализации программы и после представлен на рисунке 1.

Из рисунка 1 видно, что число подростков с низкой самооценкой снизилось на 12 % (с 64% на этапе констатации до 52% на этапе контрольного среза), со средним уровнем самооценки – повысилось на 8% (с 8% до 16%); с высоким – повысились на 4 % (с 28% до 32%).

Рисунок 1. Сравнительные результаты самооценки подростков по методике самооценки личности Г. Н. Казанцевой (в %).

Качественный анализ результатов свидетельствует о том, что у подростков с ограниченными возможностями здоровья наблюдается тенденция к повышению уровня позитивной самооценки (у многих подростков появилось чувство уверенности в себе, сформировались навыки общения, нивелировалась тенденция к негативной оценке своей личности). Тем не менее, динамика результатов свидетельствует о необходимости дальнейшей работы с подростками по формированию положительного отношения к себе и принятию своего дефекта.

Повторный анализ рисунков подростков с ограниченными возможностями здоровья показал следующие изменения: 52% (13 чел.) учащихся свойственна низкая самооценка; 28% (7 чел.) респондентов демонстрируют адекватную самооценку (учащиеся с нарушениями зрения, речи); 20% (5 чел.) характеризуются тенденцией к повышенной самооценке.

Сравнительный анализ показателей самооценки до и после реализации формирующего эксперимента по проективной рисуночной методике К. Маховера представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Сравнительные результаты самооценки подростков по проективной рисуночной методике К. Маховера (в %).

Из рисунка 2 видно, что число подростков с низкой самооценкой снизилось на 8% (с 60% на этапе констатации до 52% на этапе контрольного среза); со средней – повысилось на 12% (с 16% до 28%); с высокой – снизилось на 2% (с 24% до 22%). Качественный анализ результатов позволяет констатировать, что реализация программы формирования позитивной самооценки «Загадки моего Я» оказала позитивное влияние на изменение параметров самоотношения (подростки склонны адекватно (реалистично) оценивать себя и свои личностные ресурсы).

Повторное проведение методики измерения самооценки Дембо-Рубинштейна показало, что 36% (9 чел.) респондентов присуща реалистическая (адекватную) самооценка, 24% (6 чел.) учащихся демонстрируют завышенную самооценку, 40% (10 чел.) подростков характеризуются динамикой к заниженной самооценке, что свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.

Сравнительный анализ показателей самооценки до и после реализации программы по методике измерения самооценки Дембо-Рубинштейна представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Сравнительные результаты самооценки подростков методике измерения самооценки Дембо-Рубинштейна (в %).

Из рисунка 3 видно, что число подростков с низкой самооценкой снизилось на 16% (с 56% на этапе констатации до 40% на этапе контрольного среза); со средней – повысилось на 4% (с 32% до 36%); с высокой – увеличилось на 12% (с 12% до 24%). Качественный анализ результатов свидетельствует о позитивной динамике в показателях самооценки подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Также на протяжении всей 4-х недельной работы по формированию позитивной самооценки подростов с ограниченными возможностями здоровья велся дневник наблюдений за изменением состояния учащихся. Можно привести пример некоторых фрагментов: Ирина Ж. 14 лет, на первых занятиях была неуверенной и боялась сказать что-нибудь не то. В ходе работы, выделяя свои положительные или отрицательные качества и черты, девушка-подросток начала задумываться над собственной характеристикой (например, на одном из занятий она описала себя следующим образом: «со мной интересно общаться, я добрая, мягкая, нежная»). Также перед началом реализации программы и во время первых занятий девушка демонстрировала чрезмерную стеснительность, краснела, когда начинала говорить. С каждым занятием она становилась уверенней, доверчивей, и пыталась найти в себе положительные черты.

Андрей У. на начальном этапе работы проявил себя как замкнутый, не умеющий принимать изменения окружающего мира, человек. Ему было сложно принимать решение, подросток с трудом говорил о своих положительных качествах, но с легкостью рассуждал об отрицательных, постоянно стремился скрыть свой истинный внутренний мир. На экваторе реализации программы произошла позитивная динамика изменений: подросток пытался отстоять свою точку зрения, искренне говорил, мог определить цели своего дальнейшего развития. Для Григория М. были характерны: совершенное нежелание доверять, вербальная агрессия, непринятие своих слабостей характера. Благодаря работе в рамках арт-терапии ему удалось немного раскрыться, довериться, осознать, что все люди имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Полученные в ходе контрольного этапа эксперимента результаты засвидетельствовали положительную динамику показателей самооценки подростков с ограниченными возможностями здоровья, тем не менее считаем необходимым продолжение работы по формированию положительного отношения к себе. В связи с указанным, педагогам МКОУ «Ялтинская специальная (коррекционная) школа VII-VIII видов» были даны рекомендации по формированию адекватного самопринятия у подростков с ограниченными возможностями здоровья:

- не распространять негативную оценку действий подростка на его личность (негативная оценка личности тормозит развитие и формирует комплекс неполноценности, низкую самооценку);

- тон, эмоциональная окраска речи, обращенной к подростку с инвалидностью должна отражать доброжелательное отношение к нему, принятие;

- не допустимо сравнивать личности подростков и результаты их деятельности;

- включать подростка в процесс оценивания собственной деятельности, что будет способствовать адекватному самопринятию;

- создавать ситуации, в которых подросток будет чувствовать свою значимость, а его деятельность будет успешной;

- задействовать в общественно-полезной деятельности.

Можно сказать, что соблюдение вышеперечисленных правил обеспечит наиболее благоприятное развитие психики подростка, а также формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.

Таким образом, реализация программы по формированию позитивной самооценки на базе МКОУ «Ялтинская специальная (коррекционная) школа VII-VIII видов» показала повышение параметров самоотношения подростков с ограниченными возможностями здоровья.


Библиографический список
  1. Амзаева Г.А. Анализ современных подходов к проблеме «Я-концепции» / Студенческая практика – ключ к будущей профессии: материалы Международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая практика – ключ к будущей профессии», 14-15 ноября 2014 г., г. Ялта. – Сборник статей. – Ялта: РИО КГУ, 2014. – С. 27-28
  2. Амзаева Г.А. Инклюзия как форма защиты прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: материалы Всероссийской научно- практической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика», 14-16 мая 2015 года, г. Ялта. – В 2-х частях. – Ялта-Москва: МГППУ-ГПА, 2015. – Часть 2. – 274 с.


Все статьи автора «Ярая Татьяна Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: