В нашей стране наблюдается тенденция к увеличению числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, а их жизнь обременяется множеством проблем различного характера. Общепризнано, что наиболее значимым периодом в жизни любого человека является подростковый период, в течение которого закладываются жизненные ценности, ориентиры, формируется взгляд на жизнь, позиции. Именно поэтому дефекты, возникшие в этот период, либо приобретенные ранее, ведут к обострению психических, физических и социальных противоречий в развитии человека. В связи с указанным необходимым компонентом социально-психологической реабилитации для обеспечения оптимального взаимодействия подростков с нарушениями развития с окружающим миром является диагностика и последующая работа по формированию позитивной Я-концепции.
В экспериментальном исследовании приняли участие 25 подростков с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 13 до 17 лет МКОУ «Ялтинская специальная (коррекционная) школа VII-VIII видов». Учащиеся имеют следующие нозологии: нарушения слуха, речи, зрения, расстройства аутистического спектра, нарушения опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития.
На основе данных констатирующего этапа исследования была разработана программа по формированию позитивной Я-концепции подростков с ограниченными возможностями здоровья «Загадки моего Я», направленная на активизацию внутренних резервов личности, способствующих формированию адекватной самооценки. Программа была реализована в ходе прохождения преддипломной практики течение четырех недель.
На контрольном этапе исследования с целью изучения динамики развития самооценки подростков с ограниченными возможностями здоровья после реализации программы были повторно проведены методики диагностики, определенные в начале исследования (опросник «Диагностика уровня самооценки личности» Г.Н. Казанцевой, проективная рисуночная методика К. Маховера, методики измерения самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан).
В ходе проведения контрольного исследования с помощью опросника «Диагностика уровня самооценки личности» Г.Н. Казанцевой получены следующие результаты: самооценка 32% (8 чел.) респондентов соответствует высокому уровню, 16% (4 чел.) – среднему, а 52% (13чел.) учащихся все же склонны преуменьшать свои возможности.
Сравнительный анализ показателей самооценки до реализации программы и после представлен на рисунке 1.
Из рисунка 1 видно, что число подростков с низкой самооценкой снизилось на 12 % (с 64% на этапе констатации до 52% на этапе контрольного среза), со средним уровнем самооценки – повысилось на 8% (с 8% до 16%); с высоким – повысились на 4 % (с 28% до 32%).
Рисунок 1. Сравнительные результаты самооценки подростков по методике самооценки личности Г. Н. Казанцевой (в %).
Качественный анализ результатов свидетельствует о том, что у подростков с ограниченными возможностями здоровья наблюдается тенденция к повышению уровня позитивной самооценки (у многих подростков появилось чувство уверенности в себе, сформировались навыки общения, нивелировалась тенденция к негативной оценке своей личности). Тем не менее, динамика результатов свидетельствует о необходимости дальнейшей работы с подростками по формированию положительного отношения к себе и принятию своего дефекта.
Повторный анализ рисунков подростков с ограниченными возможностями здоровья показал следующие изменения: 52% (13 чел.) учащихся свойственна низкая самооценка; 28% (7 чел.) респондентов демонстрируют адекватную самооценку (учащиеся с нарушениями зрения, речи); 20% (5 чел.) характеризуются тенденцией к повышенной самооценке.
Сравнительный анализ показателей самооценки до и после реализации формирующего эксперимента по проективной рисуночной методике К. Маховера представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Сравнительные результаты самооценки подростков по проективной рисуночной методике К. Маховера (в %).
Из рисунка 2 видно, что число подростков с низкой самооценкой снизилось на 8% (с 60% на этапе констатации до 52% на этапе контрольного среза); со средней – повысилось на 12% (с 16% до 28%); с высокой – снизилось на 2% (с 24% до 22%). Качественный анализ результатов позволяет констатировать, что реализация программы формирования позитивной самооценки «Загадки моего Я» оказала позитивное влияние на изменение параметров самоотношения (подростки склонны адекватно (реалистично) оценивать себя и свои личностные ресурсы).
Повторное проведение методики измерения самооценки Дембо-Рубинштейна показало, что 36% (9 чел.) респондентов присуща реалистическая (адекватную) самооценка, 24% (6 чел.) учащихся демонстрируют завышенную самооценку, 40% (10 чел.) подростков характеризуются динамикой к заниженной самооценке, что свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.
Сравнительный анализ показателей самооценки до и после реализации программы по методике измерения самооценки Дембо-Рубинштейна представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Сравнительные результаты самооценки подростков методике измерения самооценки Дембо-Рубинштейна (в %).
Из рисунка 3 видно, что число подростков с низкой самооценкой снизилось на 16% (с 56% на этапе констатации до 40% на этапе контрольного среза); со средней – повысилось на 4% (с 32% до 36%); с высокой – увеличилось на 12% (с 12% до 24%). Качественный анализ результатов свидетельствует о позитивной динамике в показателях самооценки подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Также на протяжении всей 4-х недельной работы по формированию позитивной самооценки подростов с ограниченными возможностями здоровья велся дневник наблюдений за изменением состояния учащихся. Можно привести пример некоторых фрагментов: Ирина Ж. 14 лет, на первых занятиях была неуверенной и боялась сказать что-нибудь не то. В ходе работы, выделяя свои положительные или отрицательные качества и черты, девушка-подросток начала задумываться над собственной характеристикой (например, на одном из занятий она описала себя следующим образом: «со мной интересно общаться, я добрая, мягкая, нежная»). Также перед началом реализации программы и во время первых занятий девушка демонстрировала чрезмерную стеснительность, краснела, когда начинала говорить. С каждым занятием она становилась уверенней, доверчивей, и пыталась найти в себе положительные черты.
Андрей У. на начальном этапе работы проявил себя как замкнутый, не умеющий принимать изменения окружающего мира, человек. Ему было сложно принимать решение, подросток с трудом говорил о своих положительных качествах, но с легкостью рассуждал об отрицательных, постоянно стремился скрыть свой истинный внутренний мир. На экваторе реализации программы произошла позитивная динамика изменений: подросток пытался отстоять свою точку зрения, искренне говорил, мог определить цели своего дальнейшего развития. Для Григория М. были характерны: совершенное нежелание доверять, вербальная агрессия, непринятие своих слабостей характера. Благодаря работе в рамках арт-терапии ему удалось немного раскрыться, довериться, осознать, что все люди имеют как положительные, так и отрицательные стороны.
Полученные в ходе контрольного этапа эксперимента результаты засвидетельствовали положительную динамику показателей самооценки подростков с ограниченными возможностями здоровья, тем не менее считаем необходимым продолжение работы по формированию положительного отношения к себе. В связи с указанным, педагогам МКОУ «Ялтинская специальная (коррекционная) школа VII-VIII видов» были даны рекомендации по формированию адекватного самопринятия у подростков с ограниченными возможностями здоровья:
- не распространять негативную оценку действий подростка на его личность (негативная оценка личности тормозит развитие и формирует комплекс неполноценности, низкую самооценку);
- тон, эмоциональная окраска речи, обращенной к подростку с инвалидностью должна отражать доброжелательное отношение к нему, принятие;
- не допустимо сравнивать личности подростков и результаты их деятельности;
- включать подростка в процесс оценивания собственной деятельности, что будет способствовать адекватному самопринятию;
- создавать ситуации, в которых подросток будет чувствовать свою значимость, а его деятельность будет успешной;
- задействовать в общественно-полезной деятельности.
Можно сказать, что соблюдение вышеперечисленных правил обеспечит наиболее благоприятное развитие психики подростка, а также формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.
Таким образом, реализация программы по формированию позитивной самооценки на базе МКОУ «Ялтинская специальная (коррекционная) школа VII-VIII видов» показала повышение параметров самоотношения подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Библиографический список
- Амзаева Г.А. Анализ современных подходов к проблеме «Я-концепции» / Студенческая практика – ключ к будущей профессии: материалы Международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая практика – ключ к будущей профессии», 14-15 ноября 2014 г., г. Ялта. – Сборник статей. – Ялта: РИО КГУ, 2014. – С. 27-28
- Амзаева Г.А. Инклюзия как форма защиты прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: материалы Всероссийской научно- практической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика», 14-16 мая 2015 года, г. Ялта. – В 2-х частях. – Ялта-Москва: МГППУ-ГПА, 2015. – Часть 2. – 274 с.
Количество просмотров публикации: Please wait