АЛИХАН БУКЕЙХАНОВ И РУССКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ

Тулеуова Бахытгуль Тлеубаевна
Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова
Казахстан, кандидат исторических наук, кафедра всемирной истории и международных отношений

Аннотация
В статье, посвященной деятельности казахского политического деятеля, ученого А.Н. Букейханова, рассматривается взаимовлияние русской демократической и казахской интеллигенцией в конце XIX - начале ХХ веков. Молодые представители национальной интеллигенции, получив образование в ведущих учебных заведениях Российской империи, сумели впитать в себя все самое достойное и ценное в багаже русской демократической общественно-политической мысли и возглавить борьбу за независимость казахского народа.

Ключевые слова: А. Букейханов, взаимовлияние, идея независимости, Казахстан, научные экспедиции, русская демократическая интеллигенция


ALIKHAN BUKEIKHANOV AND RUSSIAN DEMOCRATIC INTELLECTUALS IN THE END OF THE XXI – BEGINNING OF XX CENTURY: POINT OF CONTACT AND MUTUAL INFLUENCE

Tuleuova Bakhytgul Tleubaevna
Karaganda State University named after E.A. Buketov, Kazakhstan
сandidate of Historical Sciences, docent of Department of World History and International Relations

Abstract
The article, which dedicated to the activity of the Kazakh politician, scientist A.N. Bukeikhanov, discusses the mutual influence of Russian democratic and Kazakh intellectuals in the end of the XIX- beginning of XX century. Young representatives of national intellectuals, educated in the leading educational institutions of the Russian Empire, were able to absorb all the most worthy and valuable in the knowledge of the Russian democratic social and political thought and lead the struggle for the independence of the Kazakh people.

Keywords: A. Bukeikhanov, idea of independence, Kazakhstan, mutual influence, Russian democratic intellectuals, scientific expeditions


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Тулеуова Б.Т. Алихан Букейханов и русская демократическая интеллигенция конца XIX - начала ХХ веков: точки соприкосновения и взаимовлияния // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/10/17036 (дата обращения: 21.02.2024).

Интеллигенция, как особая часть любого цивилизованного общества, является источником формирования национальной культуры, своеобразным гарантом сохранения нравственности, жизнеспособности, духовного и гуманистического начала. Она во все времена играет роль духовной определяющей силы, вокруг которой концентрировалась наиболее передовая, думающая и неравнодушная к судьбам своего народа часть общества. Как самая передовая часть социума, интеллигенция отражает одновременно степень его подготовленности к восприятию и выработке новых идей, способствующих поступательному развитию. Вполне естественно, что власть вынуждена считаться с мнением интеллигенции, реагировать на ее выступления и, по мере возможности, подчинять и использовать ее в своих интересах.

Вторая половина XIX – начало ХХ веков в истории народов Евразийского региона занимает особое место. Казахстан, являвшийся отдаленной окраиной Российской империи, входил в сферу непосредственных имперских интересов, которые нашли отражение в колониальной политике. Тяжелым последствием этой политики в Степном крае стала унификация административного управления, аграрная колонизация края, вмешательство в духовную сферу жизни казахского общества. Но, вместе с тем, взаимодействие различных элементов колониальной политики через открытие светских школ и внедрение европейского образования, формирование на его основе политически активной группы населения – национальной интеллигенции, находившейся в тесном контакте с представителями российской демократической мысли, привело к революционному брожению в азиатской части Российской империи.

Характерной чертой русской демократической интеллигенции является амбивалентность [1, с. 15], то есть наличие противоречивого отношения к предмету или явлению. Проводниками колониальной политики на местах было российское чиновничество, среди которых было немало оппозиционно настроенных к власти представителей интеллигенции.  В основном, это была научная и политическая элита российского общества, критически воспринимавшего государственные подходы в управлении колониальными окраинами и выражавшего свое собственное отношение ко всем проводившимся на местах мероприятиям. Другой чертой российской интеллигенции начала ХХ века было «отсутствие у нее русского национального сознания, безразличие национальных интересов России» [1, с.  20].  Такое отношение возникло из-за того, что русская интеллигенция была воспитана на образцах западно-европейской культуры.

Как уже отмечалось, среди лиц, представлявших колониальную администрацию края, находились люди, сочувствующие демократическим ценностям, искренне способствовавшие работе научных учреждений и вносивших вклад в восприятие русским народом казахской национальной культуры. Это восприятие во многом способствовало корректировке  имперских представлений о пресловутой «отсталости инородцев». В результате этого взаимодействие между представителями русской интеллигенции и передовой части казахского общества способствовало осознанию казахским народом через усвоение элементов европейской культуры и образования необходимости собственной независимости и национальной идентичности.

Еще в 1905 году, прогрессивно настроенная казахская демократическая интеллигенция, получившая образование в ведущих образовательных центрах Российской империи,  поставила перед официальным Петербургом вопрос об ограничении переселенческой политики и дальнейшей колонизации края, вовлечению коренного населения к управлению Степью, передаче ему части государственных и управленческих функций. Позже она создала партию «Алаш» и разработала целостную программу возрождения казахского государства.

Одним их ярких представителей казахской интеллигенции этого периода был Алихан Букейханов (1866-1937). Видный общественный и государственный  деятель, депутат I Государственной Думы, член бюро мусульманской фракции IV Государственной думы, организатор и лидер национально-демократической партии Алаш, глава первого казахского национального правительства Алаш-Орда. Вместе с тем талантливый, всесторонне образованный  ученый, публицист.

Лидеры движения Алаш А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, имевшие тесные связи с представителями российских политических партий начала ХХ в., так определяли свое политическое кредо: «Мы – западники. В своем стремлении приобщить народ к культуре мы не смотрим на восток, в Монголию, мы знаем, что там культуры нет. Наши взгляды устремлены на запад. Получить культуру мы можем оттуда, через Россию, при посредстве русских» [2, с.139].

Образование, полученное в учебных заведениях России, во многом сказалось на формировании общественно-политических взглядов А. Букейханова, впрочем, как и многих других представителей казахской интеллигенции. Так, А. Букейханов увлекся демократическими, революционными   идеями преобразования общества именно в период обучения в Санкт-Петербургском Императорском лесотехническом институте.

Еще будучи студентом Лесного института, А.Букейханов проявлял активность в общественно-политической деятельности, являясь одним из лидеров студенческого движения в своем институте, организатором «студенческих беспорядков». Данные факты отслеживаются в материалах Департамента полиции Российской империи. В частности, в агентурных материалах 1892 и 1893 гг. обозначено, что функционирует «кружок Санкт-Петербургских лесников, состоящих из 8 лиц, среди которых — Букейханов» [3].

В  конце XIX – начале ХХ веков ознаменовался рядом экспедиций в Степной край, в котором приняли участие и представители казахской интеллигенции, в том числе Алихан Букейханов.

После окончания в 1894 году Санкт-Петербургского лесного института А. Букейханов принял участие в статистических работах научной экспедиции по Тобольской губернии под руководством  чиновника особых поручений при Министерстве внутренних дел Половцева. Символично было то, что, как писал С.П. Швецов, «экспедиция полностью состояла из молодежи-студентов  и только окончивших высшие учебные заведения, преимущественно сибиряков» [4, с. 102]. А. Букейханов на тот момент был первым казахом, выпускником столичного учебного заведения по специальности «ученый-лесовод». Участие в «Половцевской экспедиции» стало началом научной и общественной деятельности будущего лидера партии «Алаш».

Экспедиция Половцева ставила задачей исследование положения переселенцев в степных областях. После этой экспедиции Букейханов был избран действительным членом Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества (ЗСОИРГО). Западно-Сибирский отдел, открытый в 1877 году, сыграл важную роль в становлении и формировании прогрессивных взглядов казахской интеллигенции, так как тесным образом был связан с деятельностью политических ссыльных. Об этом свидетельствуют строки из статьи С.П. Швецова: «Большая организационного характера работа была выполнена политическими ссыльными в Омске, в Западно-Сибирском отделе Русского Географического общества. Здесь в 1896-99 тт. работает целая группа политических ссыльных, вступивших в жестокую борьбу с чиновничьим засильем в Отделе, опиравшимся на власть генерал-губернатора, который по уставу Отдела считался его «покровителем» [4, с. 103]. В свою очередь, представители казахской интеллигенции в лице А. Букейханова, который уже являлся действительным членом ЗСОИРГО, оказывали неоценимую поддержку в борьбе с чиновничьим произволом.

Избрание Алихана Букейхана в 1901 г. членом Распорядительного комитета Западно-Сибирского отдела ИРГО явилось фактом, свидетельствующим о признании его заслуг не только в борьбе с чиновниками, но прежде всего в научно-исследовательской деятельности. Однако в 1905 году он был выведен из его состава, наряду с другими революционно настроенными членами Отдела.

Ярким примером привлечения к научно-исследовательской работе казахов-интеллигентов стала экспедиция 1896–1903 годов, организованная Главным управлением земледелия и землепользования под руководством Ф.А. Щербины, результатом которой стало издание материалов по хозяйству и землепользованию в Степном крае в 13 томах.  Одним из активных участников этой экспедиции стал Алихан Букейханов. Кроме него в экспедиции из представителей казахского общества были Ж.Сатыбалдин, Ережеп Итбайулы, М. Шомбаулы, У. Абишулы.

В целом, весь состав экспедиции Щербины состоял из лиц, уже хорошо знавших друг друга. Так, например, Л.К. Чермак и А. Букейханов тесно сотрудничали в газете «Степной край». В ходе экспедиции  Л.К. Чермак, А.Букейханов и А.Ф. Гусев собирали данные к 6-тому «Материалов по  киргизскому землепользованию», посвященного Каркаралинскому уезду Семипалатинской области  [5].

Л.К. Чермак и А.Ф. Гусев, талантливые ученые и из «политически неблагонадежных», помимо совместного научного сотрудничества с А. Букейхановым, сыграли важную роль в формировании его политических взглядов и научных интересов.  Так,  именно по рекомендации Л.К. Чермака в 1934 году В.Д. Бонч-Бруевич, партийный и государственный деятель обратился к Букейханову с просьбой об организации музея художественной литературы, критики и публицистики. И.Ф. Гусев посоветовал А.Н. Букейханову обратить внимание на творчество Шакарима. Позднее, в критической статье по поводу поэмы Шакарима «Калкаман-Мамыр» Букейханов приводит следующие слова Гусева: «….У всех на устах один лишь Абай, когда и Шакарим обладает не меньшим поэтическим даром и знаниями» [4, с. 106].

В составе экспедиции Щербины также работал большой знаток Степного края А.Н. Седельников. Еще до участия А. Букейханова в экспедиции в 1903 году вышел 18 том собрания под общим названием «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», посвященный описанию Казахстана [6]. В результате совместной исследовательской работы А.Н. Седельникова, А.Букейханова и С.Д. Чадова была написана глава «Исторические судьбы Киргизского края и культурные его успехи», где дали общую характеристику культуры казахского народа, привлекая материалы национальной литературы, в том числе  поэму «Козы-Корпеш и Баян».

Вклад А.Букейханова как исследователя, статистика в ход экспедиции Щербины был весьма значителен. Наравне со своими коллегами он анализировал условия жизни населения многих районов, социальные изменения в структуре городов, сел, аулов Казахской степи. В результате тщательного обследования А. Букейханов сделал «Примечания» к характеристике общинно-аульных групп, родовым схемам, описание естественно-исторических районов, принял участие в составлении таблиц перекочевок и алфавитного указателя казахских слов. Такая же работа была проведена им и при подготовке к выпуску «Материалов» по Павлодарскому, семипалатинскому уездам Семипалатинской области и Омскому уезду Акмолинской области [7].

Еще одним свидетельством развития дружеских отношений между казахской и русской интеллигенцией является сотрудничество А. Букейханова и известного краеведа, сотрудника газеты «Степной край», члена Западно-Сибирского отделения русского географического общества С.П. Швецова.  А. Букейханов принял активное участие в экспедиции 1903-1904 годов по статистико-экономическому обследованию районов Сибирской железной дороги, во главе которой стоял  С.П. Швецов. Оценивая научную деятельность казахского ученого-исследователя, Швецов справедливо отмечает, что «А. Букейханов принадлежит к числу немногих исследователей народной жизни современного Казахстана».

Уже в советский период С.П. Швецов дает такую блестящую характеристику А. Букейханову, как специалисту, что Президиум Академии наук СССР приглашает его в экспертом по Казахстану в Особый комитет по исследованию союзных и автономных республик. После проведенной под руководством С.П. Швецова экспедиции в 1927 году были опубликованы материалы Комитета под названием «Казахи. Антропологические очерки», авторами которого являлись А. Букейханов, С.Ф. Баранов и С.М. Руденко.

Взаимовлияние и сотрудничество между представителями русской и казахской интеллигенции осуществлялось также на страницах периодической печати. Так, А. Букейханов активно печатался на страницах журнала «Сибирские вопросы», газеты «Степной край», ежегодника «Голос степи», вокруг которых группировалась демократическая интеллигенция – учителя, юристы, политические ссыльные, также чиновники Переселенческого управления. В своих статьях авторы обсуждали широкий круг вопросов жизни степного края: результаты научных экспедиций, политическое и экономическое положение коренного населения Сибири и Казахстана, этнографические зарисовки казахского быта, вопросы образования и т.д. Кроме этого, А. Букейханов сумел остановить гонения на Белякова, автора «Златоустовских писем», в которой  раскрывался факт расправы губернатора над рабочими. Именно авторитет А.Букейханова стал основанием для сотрудничества газеты «Степной край» с редакторами журнала «Русское богатство» П.Ф. Якубовичем [1, с.  147].

Таким образом, возникнув в результате «добровольно-принудительной» адаптации края, казахская интеллигенция сумела вобрать в себя все самое достойное и ценное в багаже русской демократической общественно-политической и научной элиты, в том числе идеи свободы и равенства. Как отмечает один из крупнейших отечественных исследователей истории казахской интеллигенции Х.М.Абжанов: «В главном и основном свою миссию она (то есть казахская интеллигенция) видела в служении народу, облегчении его колониальной участи…Идейность и самоотверженность малочисленной социальной общности обеспечила ей огромный авторитет и популярность» [8, с. 239 ].

Импульсом к  активному включению  в политическую жизнь Российской империи в начале ХХ века послужила революция 1905-1907 годов, когда перед национальной интеллигенцией достаточно жестко и неоднозначно встала проблема определения своей позиции, своего отношения к происходящим событиям. Эта позиция была отражена в знаменитой Каркаралинской петиции 1905 года, где, по сути, была впервые четко и ясно изложена позиция казахской интеллигенции по ключевым вопросам жизни казахского общества. В ней, в частности, говорилось: «В настоящее время, когда вся Россия заявляет о необходимости полного переустройства своей жизни, киргизские степи, связанные судьбою с Россией, не могут оставаться безучастными к переживаемым  ею событиям и не заявлять о своих назревших нуждах» [9, с. 33]. Данное обращение еще раз доказывает тесное взаимодействие и взаимовлияние казахской и русской интеллигенции конца XIX – начала ХХ веков.


Библиографический список
  1. Хабижанова Г.Б., Валиханова Э.Ж. Кривков А.Л. Русская демократическая интеллигенция в Казахстане (вторая половина XIX – начало ХХ в.). М.: Русская книга, 2003. 288 с.
  2. Алаш-Орда. Сборник документов. Составитель Н.Мартыненко. Алма-Ата: Айкап, 1992. 192 с.
  3. ЦГА РК. Ф.102. Оп.90. Д.755. Ч.1. Т.1
  4. Асылбеков М.Х., Сеитов Э.Т. Алихан Букейханов – общественно-политический деятель и ученый. Алматы: Өркениет, 2003. 148 с.
  5. Материалы по киргизскому землепользованию, собранные и разработанные экспедицией по исследованию степных областей (МКЗ). – Т. 6. Семипалатинская область. Каркаралинский уезд.  СПб, 1905.  815, 134 с.
  6. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. Т. XVIII. Киргизский край.  С-Пб: Издание А.Ф. Девриена, 1903.  447 с.
  7. Материалы по киргизскому землепользованию, собранные и разработанные экспедицией по исследованию степных областей. Под руководством Ф.А. Щербины. СПб., 1896-1908 гг.
  8. Абжанов Х. Казахстан: история, язык, нация. Астана: Ана тілі-Ата тарих, 2007. 272 с.
  9. Движение Алаш. Сборник докум. и матер. Апрель 1901 г. – декабрь 1917 г. Алматы: Алаш, 2004. 552 с.


Все статьи автора «Тулеуова Бахытгуль Тлеубаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: