Интеллигенция, как особая часть любого цивилизованного общества, является источником формирования национальной культуры, своеобразным гарантом сохранения нравственности, жизнеспособности, духовного и гуманистического начала. Она во все времена играет роль духовной определяющей силы, вокруг которой концентрировалась наиболее передовая, думающая и неравнодушная к судьбам своего народа часть общества. Как самая передовая часть социума, интеллигенция отражает одновременно степень его подготовленности к восприятию и выработке новых идей, способствующих поступательному развитию. Вполне естественно, что власть вынуждена считаться с мнением интеллигенции, реагировать на ее выступления и, по мере возможности, подчинять и использовать ее в своих интересах.
Вторая половина XIX – начало ХХ веков в истории народов Евразийского региона занимает особое место. Казахстан, являвшийся отдаленной окраиной Российской империи, входил в сферу непосредственных имперских интересов, которые нашли отражение в колониальной политике. Тяжелым последствием этой политики в Степном крае стала унификация административного управления, аграрная колонизация края, вмешательство в духовную сферу жизни казахского общества. Но, вместе с тем, взаимодействие различных элементов колониальной политики через открытие светских школ и внедрение европейского образования, формирование на его основе политически активной группы населения – национальной интеллигенции, находившейся в тесном контакте с представителями российской демократической мысли, привело к революционному брожению в азиатской части Российской империи.
Характерной чертой русской демократической интеллигенции является амбивалентность [1, с. 15], то есть наличие противоречивого отношения к предмету или явлению. Проводниками колониальной политики на местах было российское чиновничество, среди которых было немало оппозиционно настроенных к власти представителей интеллигенции. В основном, это была научная и политическая элита российского общества, критически воспринимавшего государственные подходы в управлении колониальными окраинами и выражавшего свое собственное отношение ко всем проводившимся на местах мероприятиям. Другой чертой российской интеллигенции начала ХХ века было «отсутствие у нее русского национального сознания, безразличие национальных интересов России» [1, с. 20]. Такое отношение возникло из-за того, что русская интеллигенция была воспитана на образцах западно-европейской культуры.
Как уже отмечалось, среди лиц, представлявших колониальную администрацию края, находились люди, сочувствующие демократическим ценностям, искренне способствовавшие работе научных учреждений и вносивших вклад в восприятие русским народом казахской национальной культуры. Это восприятие во многом способствовало корректировке имперских представлений о пресловутой «отсталости инородцев». В результате этого взаимодействие между представителями русской интеллигенции и передовой части казахского общества способствовало осознанию казахским народом через усвоение элементов европейской культуры и образования необходимости собственной независимости и национальной идентичности.
Еще в 1905 году, прогрессивно настроенная казахская демократическая интеллигенция, получившая образование в ведущих образовательных центрах Российской империи, поставила перед официальным Петербургом вопрос об ограничении переселенческой политики и дальнейшей колонизации края, вовлечению коренного населения к управлению Степью, передаче ему части государственных и управленческих функций. Позже она создала партию «Алаш» и разработала целостную программу возрождения казахского государства.
Одним их ярких представителей казахской интеллигенции этого периода был Алихан Букейханов (1866-1937). Видный общественный и государственный деятель, депутат I Государственной Думы, член бюро мусульманской фракции IV Государственной думы, организатор и лидер национально-демократической партии Алаш, глава первого казахского национального правительства Алаш-Орда. Вместе с тем талантливый, всесторонне образованный ученый, публицист.
Лидеры движения Алаш А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, имевшие тесные связи с представителями российских политических партий начала ХХ в., так определяли свое политическое кредо: «Мы – западники. В своем стремлении приобщить народ к культуре мы не смотрим на восток, в Монголию, мы знаем, что там культуры нет. Наши взгляды устремлены на запад. Получить культуру мы можем оттуда, через Россию, при посредстве русских» [2, с.139].
Образование, полученное в учебных заведениях России, во многом сказалось на формировании общественно-политических взглядов А. Букейханова, впрочем, как и многих других представителей казахской интеллигенции. Так, А. Букейханов увлекся демократическими, революционными идеями преобразования общества именно в период обучения в Санкт-Петербургском Императорском лесотехническом институте.
Еще будучи студентом Лесного института, А.Букейханов проявлял активность в общественно-политической деятельности, являясь одним из лидеров студенческого движения в своем институте, организатором «студенческих беспорядков». Данные факты отслеживаются в материалах Департамента полиции Российской империи. В частности, в агентурных материалах 1892 и 1893 гг. обозначено, что функционирует «кружок Санкт-Петербургских лесников, состоящих из 8 лиц, среди которых — Букейханов» [3].
В конце XIX – начале ХХ веков ознаменовался рядом экспедиций в Степной край, в котором приняли участие и представители казахской интеллигенции, в том числе Алихан Букейханов.
После окончания в 1894 году Санкт-Петербургского лесного института А. Букейханов принял участие в статистических работах научной экспедиции по Тобольской губернии под руководством чиновника особых поручений при Министерстве внутренних дел Половцева. Символично было то, что, как писал С.П. Швецов, «экспедиция полностью состояла из молодежи-студентов и только окончивших высшие учебные заведения, преимущественно сибиряков» [4, с. 102]. А. Букейханов на тот момент был первым казахом, выпускником столичного учебного заведения по специальности «ученый-лесовод». Участие в «Половцевской экспедиции» стало началом научной и общественной деятельности будущего лидера партии «Алаш».
Экспедиция Половцева ставила задачей исследование положения переселенцев в степных областях. После этой экспедиции Букейханов был избран действительным членом Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества (ЗСОИРГО). Западно-Сибирский отдел, открытый в 1877 году, сыграл важную роль в становлении и формировании прогрессивных взглядов казахской интеллигенции, так как тесным образом был связан с деятельностью политических ссыльных. Об этом свидетельствуют строки из статьи С.П. Швецова: «Большая организационного характера работа была выполнена политическими ссыльными в Омске, в Западно-Сибирском отделе Русского Географического общества. Здесь в 1896-99 тт. работает целая группа политических ссыльных, вступивших в жестокую борьбу с чиновничьим засильем в Отделе, опиравшимся на власть генерал-губернатора, который по уставу Отдела считался его «покровителем» [4, с. 103]. В свою очередь, представители казахской интеллигенции в лице А. Букейханова, который уже являлся действительным членом ЗСОИРГО, оказывали неоценимую поддержку в борьбе с чиновничьим произволом.
Избрание Алихана Букейхана в 1901 г. членом Распорядительного комитета Западно-Сибирского отдела ИРГО явилось фактом, свидетельствующим о признании его заслуг не только в борьбе с чиновниками, но прежде всего в научно-исследовательской деятельности. Однако в 1905 году он был выведен из его состава, наряду с другими революционно настроенными членами Отдела.
Ярким примером привлечения к научно-исследовательской работе казахов-интеллигентов стала экспедиция 1896–1903 годов, организованная Главным управлением земледелия и землепользования под руководством Ф.А. Щербины, результатом которой стало издание материалов по хозяйству и землепользованию в Степном крае в 13 томах. Одним из активных участников этой экспедиции стал Алихан Букейханов. Кроме него в экспедиции из представителей казахского общества были Ж.Сатыбалдин, Ережеп Итбайулы, М. Шомбаулы, У. Абишулы.
В целом, весь состав экспедиции Щербины состоял из лиц, уже хорошо знавших друг друга. Так, например, Л.К. Чермак и А. Букейханов тесно сотрудничали в газете «Степной край». В ходе экспедиции Л.К. Чермак, А.Букейханов и А.Ф. Гусев собирали данные к 6-тому «Материалов по киргизскому землепользованию», посвященного Каркаралинскому уезду Семипалатинской области [5].
Л.К. Чермак и А.Ф. Гусев, талантливые ученые и из «политически неблагонадежных», помимо совместного научного сотрудничества с А. Букейхановым, сыграли важную роль в формировании его политических взглядов и научных интересов. Так, именно по рекомендации Л.К. Чермака в 1934 году В.Д. Бонч-Бруевич, партийный и государственный деятель обратился к Букейханову с просьбой об организации музея художественной литературы, критики и публицистики. И.Ф. Гусев посоветовал А.Н. Букейханову обратить внимание на творчество Шакарима. Позднее, в критической статье по поводу поэмы Шакарима «Калкаман-Мамыр» Букейханов приводит следующие слова Гусева: «….У всех на устах один лишь Абай, когда и Шакарим обладает не меньшим поэтическим даром и знаниями» [4, с. 106].
В составе экспедиции Щербины также работал большой знаток Степного края А.Н. Седельников. Еще до участия А. Букейханова в экспедиции в 1903 году вышел 18 том собрания под общим названием «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», посвященный описанию Казахстана [6]. В результате совместной исследовательской работы А.Н. Седельникова, А.Букейханова и С.Д. Чадова была написана глава «Исторические судьбы Киргизского края и культурные его успехи», где дали общую характеристику культуры казахского народа, привлекая материалы национальной литературы, в том числе поэму «Козы-Корпеш и Баян».
Вклад А.Букейханова как исследователя, статистика в ход экспедиции Щербины был весьма значителен. Наравне со своими коллегами он анализировал условия жизни населения многих районов, социальные изменения в структуре городов, сел, аулов Казахской степи. В результате тщательного обследования А. Букейханов сделал «Примечания» к характеристике общинно-аульных групп, родовым схемам, описание естественно-исторических районов, принял участие в составлении таблиц перекочевок и алфавитного указателя казахских слов. Такая же работа была проведена им и при подготовке к выпуску «Материалов» по Павлодарскому, семипалатинскому уездам Семипалатинской области и Омскому уезду Акмолинской области [7].
Еще одним свидетельством развития дружеских отношений между казахской и русской интеллигенцией является сотрудничество А. Букейханова и известного краеведа, сотрудника газеты «Степной край», члена Западно-Сибирского отделения русского географического общества С.П. Швецова. А. Букейханов принял активное участие в экспедиции 1903-1904 годов по статистико-экономическому обследованию районов Сибирской железной дороги, во главе которой стоял С.П. Швецов. Оценивая научную деятельность казахского ученого-исследователя, Швецов справедливо отмечает, что «А. Букейханов принадлежит к числу немногих исследователей народной жизни современного Казахстана».
Уже в советский период С.П. Швецов дает такую блестящую характеристику А. Букейханову, как специалисту, что Президиум Академии наук СССР приглашает его в экспертом по Казахстану в Особый комитет по исследованию союзных и автономных республик. После проведенной под руководством С.П. Швецова экспедиции в 1927 году были опубликованы материалы Комитета под названием «Казахи. Антропологические очерки», авторами которого являлись А. Букейханов, С.Ф. Баранов и С.М. Руденко.
Взаимовлияние и сотрудничество между представителями русской и казахской интеллигенции осуществлялось также на страницах периодической печати. Так, А. Букейханов активно печатался на страницах журнала «Сибирские вопросы», газеты «Степной край», ежегодника «Голос степи», вокруг которых группировалась демократическая интеллигенция – учителя, юристы, политические ссыльные, также чиновники Переселенческого управления. В своих статьях авторы обсуждали широкий круг вопросов жизни степного края: результаты научных экспедиций, политическое и экономическое положение коренного населения Сибири и Казахстана, этнографические зарисовки казахского быта, вопросы образования и т.д. Кроме этого, А. Букейханов сумел остановить гонения на Белякова, автора «Златоустовских писем», в которой раскрывался факт расправы губернатора над рабочими. Именно авторитет А.Букейханова стал основанием для сотрудничества газеты «Степной край» с редакторами журнала «Русское богатство» П.Ф. Якубовичем [1, с. 147].
Таким образом, возникнув в результате «добровольно-принудительной» адаптации края, казахская интеллигенция сумела вобрать в себя все самое достойное и ценное в багаже русской демократической общественно-политической и научной элиты, в том числе идеи свободы и равенства. Как отмечает один из крупнейших отечественных исследователей истории казахской интеллигенции Х.М.Абжанов: «В главном и основном свою миссию она (то есть казахская интеллигенция) видела в служении народу, облегчении его колониальной участи…Идейность и самоотверженность малочисленной социальной общности обеспечила ей огромный авторитет и популярность» [8, с. 239 ].
Импульсом к активному включению в политическую жизнь Российской империи в начале ХХ века послужила революция 1905-1907 годов, когда перед национальной интеллигенцией достаточно жестко и неоднозначно встала проблема определения своей позиции, своего отношения к происходящим событиям. Эта позиция была отражена в знаменитой Каркаралинской петиции 1905 года, где, по сути, была впервые четко и ясно изложена позиция казахской интеллигенции по ключевым вопросам жизни казахского общества. В ней, в частности, говорилось: «В настоящее время, когда вся Россия заявляет о необходимости полного переустройства своей жизни, киргизские степи, связанные судьбою с Россией, не могут оставаться безучастными к переживаемым ею событиям и не заявлять о своих назревших нуждах» [9, с. 33]. Данное обращение еще раз доказывает тесное взаимодействие и взаимовлияние казахской и русской интеллигенции конца XIX – начала ХХ веков.
Библиографический список
- Хабижанова Г.Б., Валиханова Э.Ж. Кривков А.Л. Русская демократическая интеллигенция в Казахстане (вторая половина XIX – начало ХХ в.). М.: Русская книга, 2003. 288 с.
- Алаш-Орда. Сборник документов. Составитель Н.Мартыненко. Алма-Ата: Айкап, 1992. 192 с.
- ЦГА РК. Ф.102. Оп.90. Д.755. Ч.1. Т.1
- Асылбеков М.Х., Сеитов Э.Т. Алихан Букейханов – общественно-политический деятель и ученый. Алматы: Өркениет, 2003. 148 с.
- Материалы по киргизскому землепользованию, собранные и разработанные экспедицией по исследованию степных областей (МКЗ). – Т. 6. Семипалатинская область. Каркаралинский уезд. СПб, 1905. 815, 134 с.
- Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. Т. XVIII. Киргизский край. С-Пб: Издание А.Ф. Девриена, 1903. 447 с.
- Материалы по киргизскому землепользованию, собранные и разработанные экспедицией по исследованию степных областей. Под руководством Ф.А. Щербины. СПб., 1896-1908 гг.
- Абжанов Х. Казахстан: история, язык, нация. Астана: Ана тілі-Ата тарих, 2007. 272 с.
- Движение Алаш. Сборник докум. и матер. Апрель 1901 г. – декабрь 1917 г. Алматы: Алаш, 2004. 552 с.