ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ В ОБЛАСТИ СОБЫТИЙНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Михайловская Екатерина Сергеевна
Национальный исследовательский Томский государственный университет
магистрант кафедры культурологии

Аннотация
Данная статья посвящена обзору исследований в области организации, управления и разработки системы специальных событий. Событийная коммуникация превращается в самостоятельную отрасль PR-деятельности и изучение методов ивент-менеджмента – одно из самых перспективных и актуальных направлений на сегодняшний день.

Ключевые слова: ивент-менеджмент, мероприятие, практические рекомендации, событийные коммуникации, событийный маркетинг, событийный менеджмент, специальное событие, теоретические исследования


REVIEW OF THEORETICAL STUDIES AND PRACTICAL ADVICE IN EVENT MANAGEMENT

Mikhaylovskaya Ekaterina Sergeevna
National Research Tomsk State University
candidate for master's degree in cultural studies

Abstract
This article provides an overview of research in the field of organization, management and development of the system of special events. Event organizations transformed into an independent branch of PR-activities and the study of event-management practices - one of the most promising and important trends today.

Keywords: event, event communications, event management, event marketing, practical advice, special event, theoretical studies


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Михайловская Е.С. Обзор теоретических исследований и практических рекомендаций в области событийного менеджмента // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/10/16794 (дата обращения: 21.02.2024).

С каждым днем всё большую популярность обретает своего рода технология проведения мероприятий и особый тип PR-коммуникаций – событийный менеджмент (ивент-менеджмент).

Изменение продолжительности и структуры свободного времени у людей обусловливает их стремление провести его с максимальной пользой, участвуя в общественных мероприятиях, презентациях, праздниках и развлечениях. Именно поэтому теперь многие организации используют события как ключевые элементы маркетинговых и имиджевых стратегий. Сегодня мероприятия – это не только средство досуга, но и специальные организованные события, тесно связанные с целями и  интересами компаний, для которых сейчас так важен позитивный образ, яркая индивидуальность и общественное доверие. Событийный менеджмент занимается организацией, управлением и разработкой системы этих специальных событий.

В настоящее время вопросы практического применения менеджмента в области проведения и организации мероприятий являются современными и важными, ведь успех событийных коммуникаций эффективно влияет на создание благоприятной репутации, увеличение степени узнаваемости брэнда, а также осознании его уникальности и ценности.

Разработкой теоретических основ и практических рекомендаций в области событийного менеджмента на сегодняшний день занимаются многие отечественные и зарубежные исследователи. Среди ведущих зарубежных специалистов следует выделить Дж. Голдблатта [2], У. Хальцбауэра [24], М. Сондера [21], М. Стоуна, П. Гембла, Н. Вудкока [22], а также У. О’Тула, Р. Харриса, Я. МакДоннелла, Г. Боудина, Д. Аллена [1], которые освещают общие теоретические аспекты event-менеджмента.

Джо Джефф Голдблатт – специалист с мировым именем и наиболее цитируемый автор в области ивент-менеджмента, автор первого учебного курса и тренинговой программы в сфере событийной индустрии. Он разработал схему жизненного цикла мероприятий и считает, что специалисту событийного менеджмента необходимы организаторские способности, лидерские качества и умение принимать взвешенные решения. Будущее индустрии, по его словам, лежит в межкультурном обмене опытом и традициями.

Стоит отметить и Ульриха Хальцбаура – немецкого специалиста в области событийных коммуникаций. Он понимает понятие «ивент» не как просто событие, а как совершенно исключительное мероприятие. В своей книге автор выделяет, что само понятие «ивент» означает трансформацию обычного мероприятия  посредством различных  факторов в мероприятие уникальное и необычное.

Следует выделить Марка Сондера – автора книги «Ивент-менеджмент: организация развлекательных мероприятий. Техники, идеи, стратегии, методы», который в своей работе представляет множество интересных примеров из жизни известных людей и компаний с мировым именем. Труд М. Сондера знакомит с практическим опытом организации мероприятий и предоставляет возможность заимствовать интересные идеи.

В России сфере управления мероприятиями заняла устойчивые позиции:  появились профессиональные ассоциации, лидеры event-рынка, сформирован банк специализированной литературы, разработаны сертифицированные программы, осуществляется профессиональное обучение. Постепенно организация мероприятий становится индустрией со своими технологиями, легендами и традициями.

Вместе с тем до сих пор в отечественной литературе недостаточно освещены некоторые аспекты событийного менеджмента применительно к российской практике. Среди немногочисленных изданий следует отметить работы А. Е. Назимко [17], А. В. Шумовича [25], Е. А. Кондратенко [10], А. Н. Романцова [19] и Г. Л. Тульчинского[23].

Александр Владимирович Шумович  – директор компании Eventum Premo, автор ряда деловых книг и один из наиболее известных представителей российской event-индустрии. Его книга «Великолепные мероприятия» стала первой в России книгой о технологиях организации деловых мероприятий, написанной практиком, в которой автор делится опытом и дает советы, необходимые для создания успешного события.

Также с технологиями подготовки и проведения специальных событий и современными тенденциями в области событийного менеджмента в своем учебном пособии знакомит Екатерина Алексеевна Кондратенко – доцент кафедры «Сервис и туризм» Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова. В своей книге она рассматривает общетеоретические вопросы и социальные аспекты событийного менеджмента, раскрывает экономические основы деятельности по организации событий.

Событийный менеджмент находится в неразрывной связи с событийным маркетингом – особым видом коммуникаций, которые представляют собой комплекс мероприятий, направленных на продвижение бренда путем организации специальных событий.  Основное назначение такого вида маркетинга – это продвижение продукции (услуг, работ), которое осуществляется с помощью различных приемов. Как один из самых действенных инструментов создания и поддержания имиджа компании событийный маркетинг также привлекает внимание исследователей.

Алексей Евгеньевич Назимко в своем труде рассматривает важнейшие аспекты событийного менеджмента и маркетинга, рассматривает взаимосвязь и определяет различия этих понятий. Автор дает характеристику современного рынка ивент-услуг и анализирует опыт российской индустрии специальных мероприятий. «Событийный маркетинг: руководство для заказчиков и исполнителей» А. Е. Назимко – это уникальное сочетание теории и практики с советами, как сделать мероприятие наиболее успешным и запоминающимся.

Сущность event-маркетинга также раскрывается в работе Александра Николаевича Романцова – заведующего кафедрой маркетинга Поволжской Академии государственной службы им. П. А. Столыпина г. Саратова. Автор приводит современные приемы организации маркетинговых событий и дает советы, направленные на достижение максимальной эффективности в сфере ивента.

В настоящее время, событийному менеджменту и событийному маркетингу как одним из сравнительно новых и перспективных направлений уделяется особое внимание в периодике. Статьи, посвященные этим вопросам, наиболее часто публикуются в журналах: «Маркетинг», «Маркетинговые коммуникации», «Рекламодатель: теория и практика», «Event-маркетинг», «Креативная экономика», «PR в России», «Маркетинг и маркетинговые исследования».

Исследованию событийного маркетинга как нового явления маркетинговых коммуникаций и технологии продвижения имиджа посвящены статьи А. А. Манихина [13; 14], Н. А. Анашкиной [3], И. А. Кирюхиной [9], Е. Давыдовой [7], А. В. Баратынской [4], С. Пашутина [18], Е. А. Ячменниковой [26]. В своих работах авторы раскрывают понятие, сущность и преимущества событийного маркетинга, определяют его место в комплексе маркетинговых коммуникаций. В статьях на основании опыта даются рекомендации по проведению различных мероприятий: презентаций, корпоративных праздников, промо-акций, на конкретных примерах рассматриваются возможности этого направления, описываются и анализируются удачные проекты.

Сегодня, маркетинговые стратегии подлежат изучению и применению не только в бизнесе, но и других сферах деятельности. Например, статьи Е. А. Кавериной [8] и Н. А. Мельниковой [15] посвящены событийным коммуникациям в образовании и культуре, статья Е. А. Барабошиной на рынке высоких технологий, О. О. Васильевой [6] в системе организации спортивных мероприятий, а в работе Р. З. Близняка [5] описаны технологии и инструменты событийного менеджмента в системе электоральных коммуникаций. Можно выделить А. Ю. Смирнову [20], статья которой посвящена применению зарубежными и отечественными библиотеками методов и инструментов событийного менеджмента в условиях информатизации общества. К. А. Кузоро [11; 12] рассматривает опыт применения концепции событийного менеджмента в работе сельских библиотек; Е. В. Мирошниченко [16] исследует тему организации библиотечных досуговых мероприятий.

Таким образом,  событийный менеджмент – перспективное направление деятельности, которое представляет интерес для исследователей. Действительно, сегодня, когда для организаций так важен позитивный имидж, яркая индивидуальность и общественное доверие, искусство создавать события требует особого внимания. Ведь различные мероприятия способствуют укреплению престижа и бренда компании на рынке. Безусловно, необходима разработка системы PR-событий, а также организация и управление этими событиями, в связи с чем актуализируется необходимость углубленного изучения ивент-технологий.


Библиографический список
  1. Events Management : second edition / W. O’Toole, R. Harris, Ian McDonnell, G.A.J. Bowdin, J. Allen. Elsevier Ltd., 2006. 537 p.
  2. Joe Golblatt. Special Events, Fourth edition, 2012. 535 p.
  3. Анашкина Н. А. Event-marketing : коммуникативный тренд в рекламе // Омский научный вестник. 2013.  № 5 (122). С. 250–253.
  4. Баратынская А. В. Организация мероприятий : о чем редко пишут в книгах // Маркетинговые коммуникации. 2009. № 1 (49). С. 14–19.
  5. Близняк Р. З. Принципы и методы, технологии и инструменты событийного менеджмента, применяемые в системе электоральных коммуникаций // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 5 (ч. 1). С. 26–30.
  6. Васильева О. О. Событийный маркетинг в системе организации спортивных мероприятий / О. О. Васильева, И. Г. Филиппова // Инновации. Менеджмент. Маркетинг. Туризм. 2013. № 1. С. 32–35.
  7. Давыдова Е. Event-маркетинг как средство формирования уникальной личности бренда // Маркетинговые коммуникации. 2005. № 2 (26). С. 37–40.
  8. Каверина Е. А. Создание специальных событий как креативная технология продвижения вуза // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 110–116.
  9. Кирюхина И. А. Событийный маркетинг как средство продвижения товара // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001. № 5 (35). С. 47–51.
  10. Кондратенко Е. А. Событийный менеджмент : учебное пособие. Барнаул, 2011. 142 с.
  11. Кузоро К. А. Событийный менеджмент в работе муниципальных сельских библиотек (на примере Томской области) // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 398. С. 64–69.
  12. Кузоро К. А. Событийный менеджмент как средство воспитания здорового образа жизни муниципальными сельскими библиотеками (на примере Томской области) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015.  № 3 (19).  С. 88–95.
  13. Манихин А. А. Событийный маркетинг: понятие, сущность и преимущества событийного маркетинга // Российское предпринимательство. 2010. № 3, вып. 1. С. 69.
  14. Манихин А. А. Ткань событий. Место event-маркетинга в комплексе маркетинговых коммуникаций // Креативная экономика. 2010. № 4. С. 135–143.
  15. Мельникова Н. А. Событийный маркетинг в сфере культуры : анализ коммуникационного продвижения событий регионального музея // Наука о человеке : гуманитарные исследования. 2014. № 3 (17). С. 129–138.
  16. Мирошниченко Е. В. Организация библиотечных досуговых мероприятий для населения // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 4. С. 106–115.
  17. Назимко А. Е. Событийный маркетинг : руководство для заказчиков и исполнителей. М., СПб., 2007. 223 с.
  18. Пашутин С. Как событие продвигает бренд. Event-маркетинг : продажи + информационный повод // PR в России. 2006. № 2. С. 13–16.
  19. Романцов А. Н. Event-маркетинг : сущность и особенности организации. Практическое пособие. М., 2012.116 с.
  20. Смирнова А. Ю. Событийный менеджмент в современной библиотеке // Библиотековедение. 2012. № 6. С. 20–25.
  21. Сондер М. Ивент-менеджмент : организация развлекательных мероприятий. Техники, идеи, стратегии, методы. СПб., 2006. 543 с.
  22. Стоун М. Маркетинг взаимоотношений с потребителями / М. Стоун, П. Гембл,  Н. Вудкок.  М., 2002. 216 с.
  23. Тульчинский Г. Л. Менеджмент специальных событий в сфере культуры  СПб., 2010.  278 с.
  24. Хальцбаур У. Коммуникативный маркетинг. СПб., 2011. 243 с.
  25. Шумович А. В. Великолепные мероприятия : Технологии и практика Event management. М., 2008. 336 с.
  26. Ячменникова Е. А. Событийный маркетинг, или как делать event // Маркетинговые коммуникации. 2010. № 4. С. 224–232.


Все статьи автора «Михайловская Екатерина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: