ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧАЮЩЕЙ WEB-ПЛАТФОРМЫ BLACKBOARD)

Холманских Юлия Сергеевна
Уральский государственный университет путей сообщения
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций

Аннотация
Статья исследует актуальную проблему использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку в неязыковом ВУЗе (на примере УрГУПС). Подчеркивается важность модификации методов и содержания образования, что вызвано глобальной информатизацией общественной жизни и возрастающими требованиями к подготовке специалистов. Особое внимание уделяется преимуществам и структуре образовательной платформы Blackboard, ее обучающим, коммуникационным, консультативным и демонстрационным функциям.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии, образовательные онлайн платформы, обучение иностранным языкам


APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PRACTICE OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES (ON THE EXAMPLE OF THE BLACKBOARD LEARN PLATFORM)

Kholmanskikh Yulia Sergeevna
Ural State University of Railway Transport
Candidate of Philological Sciences, Senior Lecturer of the Chair of Foreign Languages and Intercultural Communications

Abstract
The article deals with current problems related to the use of information and communication technologies in the practice of teaching foreign languages in non-linguistic universities (on the example of USURT). It stresses the importance of modification of teaching content and methods due to the increasing informatization of life and growing requirements to training highly qualified specialists. Particular attention is paid to describing the advantages and structure of the Blackboard Learn Platform, its educating, communicative, consultant and demonstrative functions.

Keywords: Distance education, information and communication technologies, online learning platforms, teaching foreign languages


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Холманских Ю.С. Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом ВУЗе (на примере обучающей Web-платформы Blackboard) // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/10/16758 (дата обращения: 21.02.2024).

В связи с  информатизацией всех сфер общественной жизни и в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 2765-р) происходит «процесс необходимого применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности и учебном процессе для всех видов и на всех уровнях образования» [1, URL].  Согласно новым стандартам, «на самостоятельную работу студентов отводится более 50% от общего количества часов… возрастает роль личностно ориентированного подхода, индивидуализации образования» [2, с.28]. Уральский Государственный Университет Путей Сообщения (УрГУПС) реализует цели вышеупомянутой программы путем внедрения в профессиональное образование открытого образовательного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», основанного на  Web-платформе Blackboard.  Ресурс обладает удобной системой управления учебными курсами  и позволяет не только дополнять традиционные методики очного образования, но и успешно взаимодействовать со студентами заочной формы обучения.

В Концепции сформулированы требования к специалистам, получающим высшее профессиональное образование. Среди требований – соответствие высокой мобильности современной экономики, готовность построить индивидуальные социальные и профессиональные траектории, активная жизненная позиция. Как представляется, выпускник  высшего учебного заведения может считаться профессионально компетентным, если он не только обладает определенными специальными знаниями, но и способен быстро ориентироваться в изменениях, имеющих место в социуме, отобрать оптимальные технологии обучения и проявить новаторство в своей деятельности. Студент также должен обладать проблемным мышлением, т.е. способностью видеть проблему, формулировать её и находить нестандартные пути решения. Созданный в УрГУПС образовательный ресурс  Blackboard в полной мере отвечает требованиям подготовки такого специалиста. Это не только новая организационно-методическая инфраструктура информационного обмена между преподавателем и студентом, но и способ адекватной оценки качества знаний [3].

Поясним данные положения на примере организации обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Применение интерактивных обучающих платформ служит достижению следующих целей:

1)    Собственно обучающая – ресурс позволяет обеспечить централизованный доступ к действующей  образовательной программе по иностранному языку,  модульно разместить дидактические материалы к лекциям и практическим занятиям  c учетом разноуровневого обучения и индивидуальных потребностей студентов, создать индивидуальные и групповые тесты;

2)     Коммуникативная – использование средств взаимодействия и общения (блог, форум, объявления и т.д.) для передачи и получения информации личного и учебного характера;

3)    Консультативная – размещение электронных пособий и справочников, глоссариев основных терминов;

4)     Демонстрационная – ресурс предстает как средство аудио-визуального предъявления информации группе обучаемых (аутентичные ролики, презентации, фильмы, видеофрагменты).

Готовность студентов УрГУПС к применению в обучении и будущей профессиональной деятельности новых компьютерных технологий включает в себя две главных составляющих:

1)    методическая готовность;

2)     предметно-специальная готовность.

Основные критерии, по которым возможно измерить степень методической готовности обучаемых, следующие:

1)    ориентация на применение компьютерных технологий в собственной профессиональной деятельности, понимание их значимости в современном информационном сообществе;

2)    способность самостоятельно и методически грамотно организовать процесс самообучения конкретным  иноязычным умениям и навыкам  с использованием образовательной платформы Blackboard.

В свою очередь,  среди критериев предметно-специальной готовности можно отметить следующие:

1) лингвистический критерий, подразумевающий  практическое владение ИЯ, способность говорить, читать, писать и воспринимать иноязычную речь на слух, используя информационно-коммуникативные и технические средства;

2) коммуникативный критерий, включающий готовность использовать компьютер с целью общения, получения и передачи информации;

3) лингвопознавательный критерий,  подразумевающий интерес и положительное  отношение как к самой иноязычной информации, содержащейся в виртуальных средах, так и к способам добывания языковых и социокультурных знаний посредством компьютерных технологий.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику преподавания английского языка позволяет повысить качество знаний студентов по данному предмету и сформировать навыки  работы с компьютерными языковыми программами.

Анализ функциональных возможностей и дидактических свойств образовательной платформы позволяет сделать следующие выводы. Учебный курс, созданный на ее основе, обладает оптимальной структурой поэтапного модульного предъявления учебного материала. Кроме того, появляется доступ к источникам аутентичной информации, а интерактивный характер взаимодействия с ней и преподавателем, в свою очередь, стимулирует интерес и повышает мотивацию к изучению ИЯ. Имеется возможность комплексного вербального и визуального предъявление информации, что создает мультисенсорное обучающее окружение, привлекающее все органы чувств. Это позволяет в максимальной степени использовать тот тип восприятия  и усвоения информации,  который является наиболее подходящим для конкретного человека. Несомненным достоинством, особенно для студентов заочной формы обучения,  является  деятельностный характер обучения и  возможность самоуправления учебной деятельностью [4]. Студент приобретает возможность многократно повторять упражнения и работать в индивидуальном темпе. Для преподавателя немаловажна возможность накопления статистических данных о результатах учебных достижений   как каждого студента, так и группы в целом. Наконец, ВУЗ повышает свою привлекательность для преподавательского состава и абитуриентов за счет использования современных технологий, позволяющих удовлетворить возрастающие потребности в гибкой и эффективной модели обучения.

Структура ресурса содержит три составляющих: презентационную часть, в которой излагается основной теоретический материал курса, упражнения, с помощью которых закрепляются полученные знания, и тесты,  позволяющие проводить объективную оценку знаний обучаемых. В рамках обучения иностранному языку осуществляется развитие лексических и грамматических навыков и формирование на их базе речевых умений. В комплекс входят упражнения различной направленности, например,  подбор необходимой языковой единицы, поиск словарной ассоциации по типу синонимии-антонимии, упражнения на выработку умения свободной монологической и диалогической речи при помощи диалогов-клише, упражнения для контроля понимания прочитанного текста или просмотренного видеоряда и т.д. Предусмотрена централизованная система статистического учета текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся.

Необходимо отметить, что при внедрении  новых информационных технологий в процесс преподавания иностранного языка, преподаватель перестает быть центром обучения и единственным источником знаний. Что в свою очередь делает студента субъектом образовательного процесса, способным контролировать его. Это принципиально важный момент в педагогике сотрудничества.


Библиографический список
  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2014 г. 29 декабря. № 2765-р, утверждающее Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. – URL: htpp://www.минобрнауки.рф/документы/4952 (дата обращения: 26.08. 2016).
  2. Артамонова Л.А., Архипова М.В., Ганюшкина Е.В., Делягина Л.К., Золотова М.В., Мартьянова Т.В. Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов // Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2012. – №2 (1). С.28-33.
  3. Hoffman S. J. Teaching the Humanities Online: A Practical Guide to the Virtual Classroom. Routledge, 2010.
  4. Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. – Ижевск: Удмуртский университет. 2000.


Все статьи автора «yussildah»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: