В связи с информатизацией всех сфер общественной жизни и в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 2765-р) происходит «процесс необходимого применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности и учебном процессе для всех видов и на всех уровнях образования» [1, URL]. Согласно новым стандартам, «на самостоятельную работу студентов отводится более 50% от общего количества часов… возрастает роль личностно ориентированного подхода, индивидуализации образования» [2, с.28]. Уральский Государственный Университет Путей Сообщения (УрГУПС) реализует цели вышеупомянутой программы путем внедрения в профессиональное образование открытого образовательного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», основанного на Web-платформе Blackboard. Ресурс обладает удобной системой управления учебными курсами и позволяет не только дополнять традиционные методики очного образования, но и успешно взаимодействовать со студентами заочной формы обучения.
В Концепции сформулированы требования к специалистам, получающим высшее профессиональное образование. Среди требований – соответствие высокой мобильности современной экономики, готовность построить индивидуальные социальные и профессиональные траектории, активная жизненная позиция. Как представляется, выпускник высшего учебного заведения может считаться профессионально компетентным, если он не только обладает определенными специальными знаниями, но и способен быстро ориентироваться в изменениях, имеющих место в социуме, отобрать оптимальные технологии обучения и проявить новаторство в своей деятельности. Студент также должен обладать проблемным мышлением, т.е. способностью видеть проблему, формулировать её и находить нестандартные пути решения. Созданный в УрГУПС образовательный ресурс Blackboard в полной мере отвечает требованиям подготовки такого специалиста. Это не только новая организационно-методическая инфраструктура информационного обмена между преподавателем и студентом, но и способ адекватной оценки качества знаний [3].
Поясним данные положения на примере организации обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Применение интерактивных обучающих платформ служит достижению следующих целей:
1) Собственно обучающая – ресурс позволяет обеспечить централизованный доступ к действующей образовательной программе по иностранному языку, модульно разместить дидактические материалы к лекциям и практическим занятиям c учетом разноуровневого обучения и индивидуальных потребностей студентов, создать индивидуальные и групповые тесты;
2) Коммуникативная – использование средств взаимодействия и общения (блог, форум, объявления и т.д.) для передачи и получения информации личного и учебного характера;
3) Консультативная – размещение электронных пособий и справочников, глоссариев основных терминов;
4) Демонстрационная – ресурс предстает как средство аудио-визуального предъявления информации группе обучаемых (аутентичные ролики, презентации, фильмы, видеофрагменты).
Готовность студентов УрГУПС к применению в обучении и будущей профессиональной деятельности новых компьютерных технологий включает в себя две главных составляющих:
1) методическая готовность;
2) предметно-специальная готовность.
Основные критерии, по которым возможно измерить степень методической готовности обучаемых, следующие:
1) ориентация на применение компьютерных технологий в собственной профессиональной деятельности, понимание их значимости в современном информационном сообществе;
2) способность самостоятельно и методически грамотно организовать процесс самообучения конкретным иноязычным умениям и навыкам с использованием образовательной платформы Blackboard.
В свою очередь, среди критериев предметно-специальной готовности можно отметить следующие:
1) лингвистический критерий, подразумевающий практическое владение ИЯ, способность говорить, читать, писать и воспринимать иноязычную речь на слух, используя информационно-коммуникативные и технические средства;
2) коммуникативный критерий, включающий готовность использовать компьютер с целью общения, получения и передачи информации;
3) лингвопознавательный критерий, подразумевающий интерес и положительное отношение как к самой иноязычной информации, содержащейся в виртуальных средах, так и к способам добывания языковых и социокультурных знаний посредством компьютерных технологий.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику преподавания английского языка позволяет повысить качество знаний студентов по данному предмету и сформировать навыки работы с компьютерными языковыми программами.
Анализ функциональных возможностей и дидактических свойств образовательной платформы позволяет сделать следующие выводы. Учебный курс, созданный на ее основе, обладает оптимальной структурой поэтапного модульного предъявления учебного материала. Кроме того, появляется доступ к источникам аутентичной информации, а интерактивный характер взаимодействия с ней и преподавателем, в свою очередь, стимулирует интерес и повышает мотивацию к изучению ИЯ. Имеется возможность комплексного вербального и визуального предъявление информации, что создает мультисенсорное обучающее окружение, привлекающее все органы чувств. Это позволяет в максимальной степени использовать тот тип восприятия и усвоения информации, который является наиболее подходящим для конкретного человека. Несомненным достоинством, особенно для студентов заочной формы обучения, является деятельностный характер обучения и возможность самоуправления учебной деятельностью [4]. Студент приобретает возможность многократно повторять упражнения и работать в индивидуальном темпе. Для преподавателя немаловажна возможность накопления статистических данных о результатах учебных достижений как каждого студента, так и группы в целом. Наконец, ВУЗ повышает свою привлекательность для преподавательского состава и абитуриентов за счет использования современных технологий, позволяющих удовлетворить возрастающие потребности в гибкой и эффективной модели обучения.
Структура ресурса содержит три составляющих: презентационную часть, в которой излагается основной теоретический материал курса, упражнения, с помощью которых закрепляются полученные знания, и тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний обучаемых. В рамках обучения иностранному языку осуществляется развитие лексических и грамматических навыков и формирование на их базе речевых умений. В комплекс входят упражнения различной направленности, например, подбор необходимой языковой единицы, поиск словарной ассоциации по типу синонимии-антонимии, упражнения на выработку умения свободной монологической и диалогической речи при помощи диалогов-клише, упражнения для контроля понимания прочитанного текста или просмотренного видеоряда и т.д. Предусмотрена централизованная система статистического учета текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся.
Необходимо отметить, что при внедрении новых информационных технологий в процесс преподавания иностранного языка, преподаватель перестает быть центром обучения и единственным источником знаний. Что в свою очередь делает студента субъектом образовательного процесса, способным контролировать его. Это принципиально важный момент в педагогике сотрудничества.
Библиографический список
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2014 г. 29 декабря. № 2765-р, утверждающее Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. – URL: htpp://www.минобрнауки.рф/документы/4952 (дата обращения: 26.08. 2016).
- Артамонова Л.А., Архипова М.В., Ганюшкина Е.В., Делягина Л.К., Золотова М.В., Мартьянова Т.В. Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов // Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2012. – №2 (1). С.28-33.
- Hoffman S. J. Teaching the Humanities Online: A Practical Guide to the Virtual Classroom. Routledge, 2010.
- Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. – Ижевск: Удмуртский университет. 2000.
Количество просмотров публикации: Please wait