ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ-КУЛЬТУРОЛОГОВ

Сошников Александр Евгеньевич
Самарский государственный институт культуры
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории культуры

Аннотация
Статья посвящена критериям оценки знаний студентов в рамках балльно-рейтинговой системы, раскрываются цель и задачи данной системы, представлена структура оценивания достижений студентов. Выявлены положительные и отрицательные стороны системы.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, качество образования, качество обучения, компетентностный подход, образовательные процессы


USE OF MARK AND RATING SYSTEM IN TRAINING OF BACHELORS-CULTUROLOGISTS

Soshnikov Alexander Evgenyevich
Samara state institute of culture
Ph.D.(pedagogics), senior teacher of chair of the theory and cultural history

Abstract
Article is devoted to criteria for evaluation of knowledge of students within mark and rating system, the purpose and problems of this system reveal, the structure of estimation of achievements of students is presented. Positive and negative sides of system are revealed.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Сошников А.Е. Использование балльно-рейтинговой системы в подготовке бакалавров-культурологов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/10/16753 (дата обращения: 24.02.2024).

В современных условиях предъявляются новые требования к выпускникам вузов, которые должны отвечать запросам быстроменяющегося мира и социума. Изменениям подверглось образование в рамках высшей школы, где была введена  двухуровневая система бакалавр-магистр. Неотъемлемой составляющей становится замена классической формы оценивания знаний студентов на балльно-рейтинговую. В 2007 году был принят Федеральный закон Российской Федерации № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где предусматривалось включение в высшую школу бакалавриата и магистратуры [1]. Вместе с тем, экспериментальное внедрение балльно-рейтинговой системы было проведено в 2002 году [2]. Несмотря на достаточно длительный срок, за это время еще не во всех вузах страны укоренилась данная система. Она имеет ряд преимуществ перед общепринятой оценкой знаний.

Во-первых – это прозрачность оценивания. В начале семестра студентов знакомят с видами работ, которые им необходимо выполнить и их критериями оценки.

Во-вторых, более объективная шкала. Практически исключается личностное отношение к учащемуся.

В-третьих, разнообразные виды самостоятельных работ, которые должны помочь студентам лучше усвоить дисциплину и позволить набрать необходимые баллы.

В-четвертых, оценка формируется в результате нескольких показателей студента: посещаемость занятий, работа на семинарах, достижения в рамках самостоятельный работы и ответ в рамках промежуточного контроля. В классической системе, оценивается ответ на экзамене или зачете.

Стоит выделить и минусы. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов подразумевает простоту и ясность в начислении баллов за работу. Следовательно, она должна быть чётко структурирована, учитывать специфику, как отдельных дисциплин, так и направление подготовки в целом. В рамках компетентностного подхода значительное место отводится самостоятельной работе студентов, которая занимает от 1/3 до 1/2 объема от аудиторных занятий, что требует подготовки значительного объема заданий. Самостоятельная работа может включать в себя как дифференциацию по сложности выполнения, так и различную степень творческого аспекта. Всё это требует дополнительных затрат от преподавателей в ходе подготовки к своим дисциплинам.

Балльно-рейтинговая система, в рамках компетентностного подхода, является неотъемлемой его частью. Следовательно, если не произойдет коренных изменений в высшей школе, то, в скором времени, все вузы страны должны будут использовать и новую технологию оценивания знаний студентов.

Целью рейтинговой системы является комплексная оценка качества работы студентов.

Задачами являются:

  • повышение мотивации студентов к получению знанию, умению, навыков;
  • повышение качества обучения;
  • стимулирование систематической работы над учебной дисциплиной;
  • повышение уровня организации в вузе;
  •  повышение состязательности среди студентов;
  • уменьшение влияния случайных факторов при сдаче экзаменов и исключение влияния предвзятого отношения экзаменатора[3].

Данная система подразумевает 100бальную шкалу оценивания знаний, по 7 градациям:

A «Отлично» («Превосходно»):  98-100 баллов

Теоретическая часть курса освоена полностью, сформированы основные практические навыки в рамках дисциплины, все учебные задания выполнены, качество выполнения оценено максимальным или близким к нему баллами.

B «Очень хорошо» («Отлично»):  90-97 баллов

Теоретическое содержание курса освоено без пробелов, практические навыки работы в основном сформированы, все учебные задания выполнены, больше половины из которых, оценено баллами, близким к максимальным.

C «Хорошо»: 70-89 баллов

Теоретическое содержание курса освоено без пробелов, практические навыки работы сформированы недостаточно, все учебные задания выполнены, качество выполнения является средним, некоторые задания выполнены с ошибками.

D «Удовлетворительно»: 60-69 баллов

Теоретическое содержание дисциплины освоено частично, пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, могут содержать ошибки.

E «Посредственно»: 50-59 баллов

Теоретическое содержание курса освоено частично, некоторые практические навыки работы не сформированы, многие предусмотренные программой обучения учебные задания не выполнены, либо качество выполнения некоторых из них оценено числом баллов, близким к минимальному.

Fx «Условно неудовлетворительно», с правом пересдачи: 30-49 баллов

Теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения: учебных заданий не выполнено либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий.

F «Безусловно неудовлетворительно», без права пересдачи: менее 30 баллов

Теоретическое содержание курса не освоено. Необходимые практические навыки работы не сформированы, все выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к какому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий.

Текущий рейтинг успеваемости был разделен нами на четыре блока: посещаемость занятий, работа на семинарах, самостоятельная работа и активность вне рамок занятий (конференции, научные кружки). Количество баллов может распределяться неравномерно. К примеру, за посещение занятий можно начислять от 0,5 до 2 баллов, в зависимости от часов, отведенных на дисциплину. Работа на семинарах – 0-3 балла, где 0 баллов – не работал, 1 балл – ответ был поверхностным, с опорой на распечатки, 2 балла – студент знает основной материал по проблеме, но не способен полно ответить на дополнительные вопросы по поставленной проблеме, слабо ориентируется в литературе, 3 балла – вопрос раскрыт в достаточной мере, учащийся ориентируется в теме, знает дополнительную литературу, при ответе опирается на конспект.

Самостоятельная работа студентов может быть оценена максимум в 5 баллов. В зависимости от вида работы, возможно использование различных критериев. В рамках подготовки студентов-культурологов, при изучении профильных дисциплин используются следующие виды самостоятельных работ: конспектирование монографий, с последующей отчетностью; написание рефератов, докладов, эссе; творческие задания по дисциплинам. Количество работ может быть вариативным, на усмотрение преподавателя.

Последний блок представляет собой участие в научных кружках, в рамках которых готовятся доклады и сообщение, выступление на конференциях различного уровня (внутривузовские, межвузовские, городские, областные, всероссийские, международные). Количество получаемых баллов зависит от качества доклада и сообщения, а также от уровня конференций. В случае участия студента в научной конференции, используется двухуровневая система оценивания: соответствие доклада теме, его научность и полученное место на конференции, если имеется; уровень конференции.

Таким образом, оценивание знаний происходит по нескольким уровня, что требует от студентов работать в течение всего семестра на результативность, а не надеяться лишь на успешную сдачу экзамена. Кроме того, нами были определены контрольные точки набранных баллов: 5, 10 и 15 недели обучения, что позволяет студентам, в случае недобора, выполнить дополнительное задание из предложенных в начале семестра.

Балльно-рейтинговая система имеет свои плюсы и недочеты, о которых говорилось выше. Тем не менее, несмотря на недостатки, оценивание знаний студентов является более простым и стимулирует их заниматься учебной деятельностью в течение всего семестра, а не только во время сессии, если они заинтересованы в получении высоких баллов.


Библиографический список
  1. Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)” от 24.10.2007 N 232-ФЗ (действующая редакция, 2016).
  2. Латыпова X. Ш. Балльно-рейтинговая система как фактор повышения конкурентоспособности образовательных услуг // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №43-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ballno-reytingovaya-sistema-kak-faktor-povysheniya-konkurentosposobnosti-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 09.10.2016).
  3. Приказ Минобразования РФ от 11.07.2002, №2654 «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов».


Все статьи автора «Сошников Александр Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: