«МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» – ПРЕДШЕСТВЕННИК НАРОДНИЧЕСТВА В ФИЛОСОФИИ В.В. БЕРВИ-ФЛЕРОВСКОГО

Евланников Владимир Прокопьевич1, Евланникова Галина Евгеньевна2
1Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет, доктор философских наук, профессор кафедры философии
2Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет, кандидат философских наук, доцент кафедры философии

Аннотация
Субъектом народнической революции, по мнению В.В. Берви-Флеровского, является «маленький человек», который движим чувством ущемленного самолюбия, тщеславия, сильнейшим комплексом неполноценности, ненавистью и стремлением разрушить социально-политические обстоятельства, которые не позволяют ему окончательно войти в общество, он становится на путь революции, как разрушения саморазрушения.

Ключевые слова: внутренний враг, Интеллигенция, освобождение, простой народ, разночинец, революционные народники


«LITTLE MAN» – THE PREDECESSOR OF THE NARODNIKS IN V.V. BERVI-FLEROVSKY'S PHILOSOPHY

Evlannikov Vladimir Prokopjevich1, Evlannikova Galina Evgenjevna2
1Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of philosophical Sciences, Professor of Philosophy Department
2Saint-Petersburg State University of Economics, Candidate of philosophical Sciences, Assistant Professor of Philosophy Department

Abstract
The subject of the social revolution, according to V.V. Bervi-Flerovsky, is a «little man», which is driven by a sense of aggrieved pride, vanity, the strongest of inferiority, hatred and the desire to destroy the social and political circumstances that do not allow him to finally enter into the congregation, he takes the path of the revolution, as the destruction of self-destruction.

Keywords: common people, intelligentsia, internal enemy, liberation, Raznochintsy, revolutionary narodniks


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Евланников В.П., Евланникова Г.Е. «Маленький человек» – предшественник народничества в философии В.В. Берви-Флеровского // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/01/13934 (дата обращения: 12.03.2024).

Движение разночинской интеллигенции в 50-60-е годы XIX века, явилось предшественником появления революционных народников и имело колоссальное влияние Человек из низов, получив освобождение от крепостничества, оставался замкнутым, он не мог освободиться от локальных общинных отношений и воспроизводил их в новом, изменившимся обществе.

Появившийся тип культуры стал социально-политической основой формирования в середине XIX века «разночинца», как представителя новой, нарождающейся народнической интеллигенции, которая пополнялась выходцами из разных чинов и простого народа. Значительная часть – выходцы из духовного сословия, другая часть – культурно связана с аристократией. Были среди них и сельские жители, ставшие городскими.

Главная черта представителей новой псевдоинтеллигенции – это ее желание жить в обществе и одновременно стремиться к изоляции от общества. Формирование нового общества в России происходит, средствами, его разрушающими. Маленький человек не способен преодолеть в себе исторически сложившийся стереотип крепостного человека, что привело к уродливым, утилитарным и паразитическим формам общественных отношений. Он теряет моральную почву под собой, хочет в новом обществе господствовать, но не нести ответственности за происходящее.

«В творчестве революционных народников, возникло и нарастало ощущение нравственного тупика, в котором оказалась русская социально-политическая мысль, воспроизводящая человека, неспособного к нравственному решению» [1]. Неспособность к поиску нового привела его к несоответствию социально-политическим изменениям.

Основным носителем идеологии революционного народничества, источником постоянной угрозы обществу, мести, насилия, революции и разрушения являлся «маленький человек» – это нравственно конфликтный человек. С одной стороны, он примирился со своим положением, а с другой, постоянно испытывает состояние несправедливости из-за неравенства в обществе. В тоже время, он испытывает постоянное чувство унижения, обиду и желание отомстить. Новое положение вызывает у него чувство ущемленного самолюбия, тщеславия: он то, презирает людей, то боится их.

Таким образом, он наполовину вышел из своего положения и наполовину не вошел в общество, от такого промежуточного положения возникает сильнейший комплекс неполноценности, ненависть и стремление разрушить социально-политические обстоятельства, которые не позволяют ему окончательно войти в общество.

Исследуя причины ненависти и насилия в России, В.В. Берви-Флеровский все сводит «к социально-политическому угнетению и необходимости радикального освобождения» [2]. Этому можно возразить. Стремление «маленького человека» к насилию над обществом в том, что он хочет ощутить себя не ничтожеством, а человеком. Но его беда в том, что он мыслит абсолютными противоположными категориями и способен только на примитивную инверсию, на то, чтобы превратиться из «маленького» человека в «большого», из нищего в принца. Основной причиной стремления «маленького человека» к разрушению общества являлось незавершенность его культурного становления и отсюда его дикость, и вандализм, но он не абсолютный вандал, а вандал «испорченный цивилизацией» [3]. Он полагает, что в основе социально-политического развития лежит не наука, а утопия, а это есть путь саморазрушения, и он мечется между созиданием и разрушением.

Берви-Флеровский обобщает связь революционера с культурой «маленького человека». Он показывает корни разночинского социально-политического движения и ставит перед этим движением задачу осмысления своей социально-политической базы. Он достаточно ясно призывает таких людей, забитых порядками самодержавной России, к революции, и рассчитывает на то, что его призыв услышат. Кроме того, он отвечает на вопрос о том, как, какими силами этот народнический идеал может быть реализован [4]. В.В. Берви-Флеровский видел в типе, которого он и жалел, и критиковал, социально-политическую группу, на которую можно опереться в революционном движении. В его сознании возникло культурное основание, позволившее ему увидеть в «маленьком человеке» реального субъекта революционного действия, который на «крыльях своей обиды», ненависти и протеста способен понести идею революции в народ. Таким образом, складывается логика развития «маленького человека», его вхождения в общество, инверсионного формирования им этого общества [5].


[1] Евланникова Г.Е. Социальная философия В.В. Берви-Флеровского. Монография. СПб: СПбГИЭУ, 2012, с. 127.

[2] Берви-Флеровский В.В. Положение рабочего класса в России. Избранные экономические произведения в 2-х томах. М., 1958, т.1.

[3] Евланников В.П. Теория революции в социологии В.В. Берви-Флеровского. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Санкт-Петербург, 1992.

[4] Берви-Флеровский В.В. Революционное народничество 70-х годов XIX века. М., 1964.

[5] Берви-Флеровский В.В. Революционное народничество 70-х годов XIX века. М., 1964.


Библиографический список
  1. Берви-Флеровский В.В. Положение рабочего класса в России. Избранные экономические произведения в 2-х томах. М., 1958.
  2. Берви-Флеровский В.В. Революционное народничество 70-х годов XIX века. М., 1964.
  3. Евланников В.П. Теория революции в социологии В.В. Берви-Флеровского. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Санкт-Петербург, 1992.
  4. Евланникова Г.Е. Социальная философия В.В. Берви-Флеровского. Монография. СПб: СПбГИЭУ, 2012.


Все статьи автора «Евланникова Галина Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: