Движение разночинской интеллигенции в 50-60-е годы XIX века, явилось предшественником появления революционных народников и имело колоссальное влияние Человек из низов, получив освобождение от крепостничества, оставался замкнутым, он не мог освободиться от локальных общинных отношений и воспроизводил их в новом, изменившимся обществе.
Появившийся тип культуры стал социально-политической основой формирования в середине XIX века «разночинца», как представителя новой, нарождающейся народнической интеллигенции, которая пополнялась выходцами из разных чинов и простого народа. Значительная часть – выходцы из духовного сословия, другая часть – культурно связана с аристократией. Были среди них и сельские жители, ставшие городскими.
Главная черта представителей новой псевдоинтеллигенции – это ее желание жить в обществе и одновременно стремиться к изоляции от общества. Формирование нового общества в России происходит, средствами, его разрушающими. Маленький человек не способен преодолеть в себе исторически сложившийся стереотип крепостного человека, что привело к уродливым, утилитарным и паразитическим формам общественных отношений. Он теряет моральную почву под собой, хочет в новом обществе господствовать, но не нести ответственности за происходящее.
«В творчестве революционных народников, возникло и нарастало ощущение нравственного тупика, в котором оказалась русская социально-политическая мысль, воспроизводящая человека, неспособного к нравственному решению» [1]. Неспособность к поиску нового привела его к несоответствию социально-политическим изменениям.
Основным носителем идеологии революционного народничества, источником постоянной угрозы обществу, мести, насилия, революции и разрушения являлся «маленький человек» – это нравственно конфликтный человек. С одной стороны, он примирился со своим положением, а с другой, постоянно испытывает состояние несправедливости из-за неравенства в обществе. В тоже время, он испытывает постоянное чувство унижения, обиду и желание отомстить. Новое положение вызывает у него чувство ущемленного самолюбия, тщеславия: он то, презирает людей, то боится их.
Таким образом, он наполовину вышел из своего положения и наполовину не вошел в общество, от такого промежуточного положения возникает сильнейший комплекс неполноценности, ненависть и стремление разрушить социально-политические обстоятельства, которые не позволяют ему окончательно войти в общество.
Исследуя причины ненависти и насилия в России, В.В. Берви-Флеровский все сводит «к социально-политическому угнетению и необходимости радикального освобождения» [2]. Этому можно возразить. Стремление «маленького человека» к насилию над обществом в том, что он хочет ощутить себя не ничтожеством, а человеком. Но его беда в том, что он мыслит абсолютными противоположными категориями и способен только на примитивную инверсию, на то, чтобы превратиться из «маленького» человека в «большого», из нищего в принца. Основной причиной стремления «маленького человека» к разрушению общества являлось незавершенность его культурного становления и отсюда его дикость, и вандализм, но он не абсолютный вандал, а вандал «испорченный цивилизацией» [3]. Он полагает, что в основе социально-политического развития лежит не наука, а утопия, а это есть путь саморазрушения, и он мечется между созиданием и разрушением.
Берви-Флеровский обобщает связь революционера с культурой «маленького человека». Он показывает корни разночинского социально-политического движения и ставит перед этим движением задачу осмысления своей социально-политической базы. Он достаточно ясно призывает таких людей, забитых порядками самодержавной России, к революции, и рассчитывает на то, что его призыв услышат. Кроме того, он отвечает на вопрос о том, как, какими силами этот народнический идеал может быть реализован [4]. В.В. Берви-Флеровский видел в типе, которого он и жалел, и критиковал, социально-политическую группу, на которую можно опереться в революционном движении. В его сознании возникло культурное основание, позволившее ему увидеть в «маленьком человеке» реального субъекта революционного действия, который на «крыльях своей обиды», ненависти и протеста способен понести идею революции в народ. Таким образом, складывается логика развития «маленького человека», его вхождения в общество, инверсионного формирования им этого общества [5].
[1] Евланникова Г.Е. Социальная философия В.В. Берви-Флеровского. Монография. СПб: СПбГИЭУ, 2012, с. 127.
[2] Берви-Флеровский В.В. Положение рабочего класса в России. Избранные экономические произведения в 2-х томах. М., 1958, т.1.
[3] Евланников В.П. Теория революции в социологии В.В. Берви-Флеровского. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Санкт-Петербург, 1992.
[4] Берви-Флеровский В.В. Революционное народничество 70-х годов XIX века. М., 1964.
[5] Берви-Флеровский В.В. Революционное народничество 70-х годов XIX века. М., 1964.
Библиографический список
- Берви-Флеровский В.В. Положение рабочего класса в России. Избранные экономические произведения в 2-х томах. М., 1958.
- Берви-Флеровский В.В. Революционное народничество 70-х годов XIX века. М., 1964.
- Евланников В.П. Теория революции в социологии В.В. Берви-Флеровского. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Санкт-Петербург, 1992.
- Евланникова Г.Е. Социальная философия В.В. Берви-Флеровского. Монография. СПб: СПбГИЭУ, 2012.