Стоит начать с того что взыскатель и должник, без сомнения, являются главными субъектами правоотношений в исполнительном производстве. Эти самые правоотношения и придают ему смысл, поэтому в ФЗ “Об исполнительном производстве” среди лиц – участников, они стоят первыми.
Указанные субъекты являются не иначе как сторонами исполнительного производства. Нельзя обратить внимание и на тот факт, что стороны в таком правоотношении стороны понимается иначе, чем в процессуальном законе. Это является следствием того, что в процессе истцу может быть отказано в удовлетворении его требований, а ответчику присуждены судебные расходы или им выигран встречный иск, что неизбежно влечёт приобретение им статуса взыскателя, а истцом – должника.
Исполнительное производство является урегулированной законом разновидностью юридического процесса, из чего вытекает четкая определенность положения его участников, которому присуще отсутствие возможности возникновения ненадлежащих сторон, их замены и т.д., ввиду заранее вынесенного решения суда по итогам споров, определяющего дальнейший ход исполнительной стадии, ее суть и задачи. Но непосредственно же отношение возникает с возбуждением исполнительного производства.
По закону сторонами могут быть граждане и их объединения, не являющиеся юридическими лицами, организации, публично-правовые образования, при участии которых применяются нормы касательно юридических лиц, если не предусмотрено иное.
Взыскателями являются гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.
При этом закон довольно широко определяет круг лиц на этой стороне, называя в качестве взыскателя граждан и организации, в чью пользу выдан исполнительный документ. Учесть стоит и то, что помимо бывших участников судебной тяжбы взыскателем может быть любое лицо, предъявившее исполнительный документ, поскольку перечень таких документов крайне разнообразен и широк.
В общем же виде взыскателем является лицо имеющее субъективное право требования в силу подтверждения такого права судом или иным органом. Поэтому нередки ситуации, когда сам взыскатель и лицо, предъявляющее документ к исполнению не совпадают, как например органы государственной власти и их должностные лица, на которых лежит обязанность представлять интересы публичного характера.
В качестве должников закон определяет тех граждан и организаций, но обязанных к совершению, или воздержанию от совершения определенного действия в силу исполнительного документа.
Правовая природа исполнительного производства допускает соучастие сторон, так как имеет в своей основе достаточно сложную структуру материальных правоотношений, возникающих с его возбуждением. Выделяют активное соучастие – на стороне взыскателя, пассивное – на стороне должника, смешанное – допускающее участие нескольких лиц на обеих сторонах.
Одним из основных признаков исполнительного производства является его обязательный характер, который оно приобретает с наличием закрепленного в документе права нескольких взыскателей или обязанности нескольких должников, а так же ввиду самостоятельности соучастника по отношению к противоположной стороне, на основании чего можно сказать о нецелесообразности деления соучастия на обязательное и факультативное. Более того, соучастники обладают дополнительным правом поручения участия в производстве одному из них.
Самостоятельно участвовать в исполнительном производстве гражданин может с достижением совершеннолетия. До момента обладания полной дееспособностью его интересы защищают законные представители до возраста 14 лет, в возрасте от 14 до 16 возможно осуществление гражданином своих прав и обязанностей в присутствии законного представителя, при наличии его письменного согласия или представителя органа опеки и попечительства. В возрасте от 16 до 18 лет субъект вправе действовать самостоятельно, хотя судебный пристав-исполнитель и имеет право в этом случае привлечь представителя для участия в исполнительном производстве.
Само собой, полная дееспособность несовершеннолетнего, которую он имеет в случае эмансипации, распространяется и на его статус в исполнительном производстве.
Правосубъектность организации, определенной в исполнительном документе, может быть подвергнута проверке судом или иным органом выдающим такой документ, из чего следует отсутствие такой обязанности и судебного пристава, чья задача заключается только в проверке идентичности наименования стороны с лицом предъявляющим такой документ и представителя такой организации.
Касательно граждан на судебного пристава возложена обязанность проверить правовое положение лица и в случае необходимости привлечь надлежащего представителя.
Библиографический список
- Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 29.06.2015) “Об исполнительном производстве” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // “Собрание законодательства РФ”, 08.10.2007, N 41, ст. 4849.
- Валеев Д.Х. Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. “Об исполнительном производстве” // Вестник гражданского процесса. 2012. №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6; 2013, NN 1, 2, 3, 4, 5, 6 – с. 60
- Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. Изд-е 2-е. – М., 1917. С. 311.
- Гуреев В.А., Аксенов И.А. Взыскатель в исполнительном производстве: защита прав и интересов // Библиотечка “Российской газеты”, 2014 – С. 4