В современной культуре виртуальные миры и коммуникации все больше заполняют «жизненный мир» [1, с.14] человека постепенно замещая «традиционные формы общения» [2, с.42]. Возникает вопрос: человек сам уединяется или это его одиночество?
Человек современной культуры устав от «потребительских отношений» [3, с.101] ищет уединения, которое граничит с одиночеством. С одной стороны ему хочется уйти от неудовлетворяющих его форм общения, а с другой – ничего не предлагается взамен, «пустота», которую человек заполняет виртуальностью, где, во всяком случае можно сразу «выйти из программы», если общение не подходит собственному сценарию.
Рильке писал, что рост одиночества болезнен и печален, как начало весны, и нести его нелегко. Почти всем суждены часы, которые они охотно променяли бы на любую – хотя бы самую обычную и дешевую общность, на хотя бы призрак близости с первым встречным, даже с самым недостойным. «Однако это общение не заменяет общения духовного» [4, с.115], человек ищет замещения утраченных форм идентичности.
Условно можно различить абсолютное одиночество, встречающееся довольно редко (одиночное заточение в камере, обвал на шахте, робинзонада и т.д.), и относительное, для которого значительно больше жизненных предпосылок в современной культуре – одиночество в толпе, одиночество в семье, где вроде бы должно быть полноценное взаимопонимание и гармония, на самом же деле имеет место диссонанс и непонимание, внутреннее противоречие человека и мира.
Одиночество у Сартра – это глубинная основа человеческого бытия, которая вступает при активном действии в виде «безжизненной объективности» [5, с.86], давящей на человека и ведущей его к истощению и одиночеству.
Давняя практика человеческого уединения также необходима для гармонии человека как и полноценное общение, поскольку обогащается духовность, раскрывается подлинная красота и счастье.
Ф.Ницще писал о том, что преодолеть человеческое в человеке – это значит преодолеть одиночество, «либо все тщетно, либо мы живем вдвоем с Заратустрой», одиночествуем вдвоем, так как нет ничего радостнее, чем сильная воля, под «действием которой распадается и истлевает одиночество» [6, с.73].
«Современное сознание дошло до критического момента – одиночества» [7, с.81]. М. Бубер писал том, что для наилучшего самосознания и самопонимания необходимо одиночество, чтобы встретиться с собой, увидеть за «Я» человека, а за «собственными проблемами – общечеловеческую проблематику» [8, с.13]. В леденящей атмосфере одиночества человек со всей неизбежностью «превращается в вопрос для самого себя» [9, с.73]. Те люди, которые прошли муку одиночества и смогли ее преодолеть, «сохраняют познавательную энергию» [10, с.78] и способны искать ответ на проблему человеческого существования.
Библиографический список
- Вигель Н.Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях билингвальной психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 37. С. 11-15.
- Вигель Н.Л. Утилитарно-прагматический феномен современности и его отражение в метамодернизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2 (57). С. 41-43.
- Вигель Н.Л. Проблема диалога культур в современности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 100-104.
- Вигель Н.Л. Человек в культуре постмодерна // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 114-117.
- Вигель Н.Л. Роль объяснения в понимании иностранного текста при учебном переводе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 49. С. 85-87.
- Вигель Н.Л. Билингвизм как фактор развития индивидуальных творческих способностей // Инновации в науке. 2014. № 37. С. 72-75.
- Алоян Н.Л. Категория трагедии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2. С.80-82.
- Вигель Н.Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 12-15.
- Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 1. С. 72-79.
- Алоян Н.Л. Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии // Философия права. 2008. № 3. С. 77-80.