ОДИНОЧЕСТВО ИЛИ УЕДИНЕНИЕ?

Вигель Нарине Липаритовна
Ростовский государственный медицинский университет
доктор философских наук, профессор кафедры Истории и философии

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию уединения или одиночества человека современной культуры. С одной стороны ему хочется уйти от неудовлетворяющих его форм общения, а с другой – ничего не предлагается взамен, «пустота». Преодолеть человеческое в человеке – это значит преодолеть одиночество, поскольку нет ничего радостнее, чем сильная воля, под действием которой распадается и истлевает одиночество.

Ключевые слова: жизненный мир, Заратустра, коммуникация, общение, одиночество, современная культура, традиционная культура, уединение


LONELINESS OR PRIVACY?

Wiegel Narine Liparitovna
Rostov state medical university
Doctor of Philosophy, professor of department of History and philosophy

Abstract
The paper contemplates privacy or loneliness of the person of modern culture. On the one hand he wants to leave from its unsatisfactory forms of communication, and with another – nothing "emptiness" is offered in exchange. To overcome human in the person is means to overcome loneliness as there is nothing more joyfully than strong will under the influence of which the loneliness breaks up and decays.

Keywords: communication, loneliness, modern culture, privacy, traditional culture, vital world, Zarathustra


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Вигель Н.Л. Одиночество или уединение? // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/01/13808 (дата обращения: 25.02.2024).

В современной культуре виртуальные миры и коммуникации все больше заполняют «жизненный мир» [1, с.14] человека  постепенно замещая «традиционные формы общения» [2, с.42]. Возникает вопрос: человек сам уединяется или это его одиночество?

Человек современной культуры устав от «потребительских отношений» [3, с.101]  ищет уединения, которое граничит с одиночеством. С одной стороны ему хочется уйти от неудовлетворяющих его форм общения, а с другой – ничего не предлагается взамен, «пустота», которую человек заполняет виртуальностью, где, во всяком случае можно сразу «выйти из программы», если общение не подходит собственному сценарию.

Рильке писал, что рост одиночества болезнен и печален, как начало весны, и нести его нелегко. Почти всем суждены часы, которые они охотно променяли бы на любую – хотя бы  самую обычную и дешевую общность, на хотя бы призрак близости с первым встречным, даже с самым недостойным. «Однако это общение не заменяет общения духовного» [4, с.115], человек ищет замещения утраченных форм идентичности.

Условно можно различить абсолютное одиночество, встречающееся довольно редко (одиночное заточение в камере, обвал на шахте, робинзонада и т.д.), и относительное, для которого значительно больше жизненных предпосылок в современной культуре – одиночество в толпе, одиночество в семье, где вроде бы должно быть полноценное взаимопонимание и гармония, на самом же деле имеет место диссонанс и непонимание, внутреннее противоречие человека и мира.

Одиночество у Сартра – это глубинная основа человеческого бытия, которая вступает при активном действии в виде «безжизненной объективности» [5, с.86], давящей на человека и ведущей его к истощению и одиночеству.

Давняя практика человеческого уединения также необходима для гармонии человека как и полноценное общение, поскольку обогащается духовность, раскрывается подлинная красота и счастье.

Ф.Ницще писал о том, что преодолеть человеческое в человеке – это значит преодолеть одиночество, «либо все тщетно, либо мы живем вдвоем с Заратустрой», одиночествуем вдвоем, так как нет ничего радостнее, чем сильная воля, под «действием которой распадается и истлевает одиночество» [6, с.73].

«Современное сознание дошло до критического момента – одиночества» [7, с.81]. М. Бубер писал том, что для наилучшего самосознания и самопонимания необходимо одиночество, чтобы встретиться с собой, увидеть за «Я» человека, а за «собственными проблемами – общечеловеческую проблематику» [8, с.13]. В леденящей атмосфере одиночества человек со всей неизбежностью «превращается в вопрос для самого себя» [9, с.73]. Те люди, которые прошли муку одиночества и смогли ее преодолеть, «сохраняют познавательную энергию» [10, с.78] и способны искать ответ на проблему человеческого существования.


Библиографический список
  1. Вигель Н.Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях     билингвальной психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 37. С. 11-15.
  2. Вигель Н.Л. Утилитарно-прагматический феномен современности и его отражение в метамодернизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2 (57). С. 41-43.
  3. Вигель Н.Л. Проблема диалога культур в современности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 100-104.
  4. Вигель Н.Л. Человек в культуре постмодерна // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 114-117.
  5. Вигель Н.Л. Роль объяснения в понимании иностранного текста при учебном переводе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 49. С. 85-87.
  6. Вигель Н.Л. Билингвизм как фактор развития индивидуальных творческих способностей // Инновации в науке. 2014. № 37. С. 72-75.
  7. Алоян Н.Л. Категория трагедии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2. С.80-82.
  8. Вигель Н.Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 12-15.
  9. Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 1. С. 72-79.
  10. Алоян Н.Л. Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии // Философия права. 2008. № 3. С. 77-80.


Все статьи автора «Вигель Нарине Липаритовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: