Кардинальные преобразования в отношении профессионального послевузовского образования – закономерная реакция государственной власти на общественный резонанс, вызванный чередой коррупционных скандалов. Так, в 2013 г. Высшая аттестационная комиссия при Министерстве образования и науки, уполномоченная присуждать ученые степени доктора и кандидата наук, оказалась в эпицентре судебных разбирательств: ее председатель Феликс Шамхалов обвинялся в мошенничестве, а само ведомство – в незаконной выдаче 1323 дипломов докторов наук [12; 9].
Сценарий «реакции» можно последовательно разложить на несколько этапов.
Первый из них – череда некорректных заимствований (плагиат – И.С.), обнаруженная в ходе специализированной проверки, в работах известных государственных служащих: Владимира Бурматова, Андрея Андриянова, Олега Митволя, Максима Соколова [5] и т.д. (некоторые чиновники вынуждены были покинуть свои рабочие посты).
Вторым этапом была внутренняя проверка (проходила под прокурорским надзором) Московского педагогического государственного университета, на базе которого, и был развернут «конвейер липовых» работ. Результатом этапа стала отставка тогдашнего ректора Виктора Матросова, а также претензия в хищении 2,5 млрд. рублей, адресованная ему же [18].
Третий этап представлял собой подготовку и принятие Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым [11], которое существенно усложнило процесс защиты квалификационных работ. Так, например, согласно п. 22 данного положения оппонентом диссертанта не может являться член диссертационного совета, в котором проходит защита, а сведения об оппонентах, полные тексты их отзывов должны быть опубликованы в сети «Интернет» не позднее чем за десять дней до защиты (то же касается и ведущей организации), кроме того, публикации подлежит и полный текст самой диссертации (выкладывается на сайт ВУЗа согласно п. 26).
Четвертый этап – приостановление деятельности 602 диссертационных советов, на базе которых проходили защиты соискателей [6]. Данный ход – беспрецедентная мера по борьбе с низким уровнем качества как самих советов, так и работ, ими выпускаемых [6].
Таким образом, результатом вышеобозначенных этапов стали отставки государственных служащих, уголовные преследования, лишения ученых степеней, закрытие четверти советов, а также резкое сокращение количества диссертантов, выходящих на защиту.
Характеризуя данные меры в качестве «ответных», автор переносит основной акцент на современный этап – фундаментальные принципы, ложащиеся в основу нового подхода к вопросу, закладывающие тенденции на перспективу.
Первый такой принцип состоит в «оптимизации деятельности сети советов», выраженной в последовательном сокращении их количества, а также численности их состава [10].
Так, например, проректор по научной работе БФУ им. И. Канта Юров А.В. считает, что «кроме полного пересмотра состава диссертационных советов, необходима работа по существенному сокращению их числа» [10].
Второй принцип – гласности – предполагает, как уже было отмечено выше, опубликование полного текста диссертации в сети «Интернет». Подобная мера, по мнению ее инициаторов, будет способствовать «чистоте» заимствований, точности данных, а также непредвзятой оценке работы [2].
Третий принцип представляет собой расширение автономии научных учреждений и университетов в отношении присвоения ученых степеней. «Я предлагаю, – комментирует предложение глава ВАК Владимир Филиппов, – разрешить определенной части вузов создавать свои советы в таком порядке, который предлагается рабочей группой» [3].
Несмотря на высказанные в адрес обозначенных тенденций аргументы, существует оборотная сторона вопроса, нуждающаяся в детальном рассмотрении.
Первое. Оптимизация деятельности сети диссертационных советов, о которой было сказано выше, ориентирована (в погоне за качеством) на сокращение количества советов. Обсуждался даже вопрос об «аккумуляции ученых» в соотношении: диссертационный совет – федеральный округ. Подобное действие, по мнению автора, совершенно определенно приведет к образованию очередности в среде защищающихся, что, в свою очередь, повлечет за собой увеличение сроков обучения в аспирантуре/докторантуре, во-первых, и, во-вторых, – неминуемый рост коррупционной составляющей: соискатели вынуждены будут задействовать все возможные ресурсы для «ускорения» процесса защиты и его «надежности».
Куда более убедительнее, подтверждая это предположение, звучит статистика в отношении коррупции [1;8], нежели слова заместителя министра образования и науки РФ Огородовой Л.М. об уверенности в качестве аттестации и неподкупности «людей, серьезно работающих в науке» [7].
Второе. Прозрачность процедуры, заложенная в принцип гласности, с одной стороны действительно должна приоткрыть «завесу черного ящика», освещая каждый этап диссертанта. С другой же стороны, публикация полнотекстового варианта исследования, по мнению автора, – прямой путь, во-первых, к нарушению действующего законодательства РФ (в части гражданского и уголовного кодексов: ст. 1301 ГК РФ, ст. 146 УК РФ), а, во-вторых, – к еще большему отягощению проблемы плагиата, поскольку у любого желающего будет беспрепятственный доступ к материалу до его защиты авторскими правами [14;4].
Третье. Реализация принципа так называемой автономии ВУЗов и научных институтов России, которая выражается в самостоятельном и «без государственного вмешательства» [13] распоряжении учеными степенями (по словам Владимира Филиппова, ректоры будут сами подписывать дипломы) может привести, по мнению автора, к баснословным поборам, с той лишь разницей (от современной ситуации), что «потоки» будут направляться в карманы ректоров, подписывающих дипломы.
Из вышеобозначенного следует, что реорганизация профессионального послевузовского образования – дело, требующее «чрезвычайной степени осторожности» [16;17]: больше всего, по мнению, автора, в осмыслении нуждается идея автономии ВУЗов в отношении присуждения степеней. Совершенно недопустима ситуация, при которой изменения, влекущие за собой существенные финансовые затраты не только не решают текущих проблем, но и создают новые, более масштабные, от которых может реально пострадать истинная научная мысль.
Библиографический список
- Богунов С.С. Коррупция в современной России: политологический анализ: автореф. дисс … канд. пол. наук. – М., 2012. – 24 с.
- В РФ стала обязательной публикация диссертаций в интернете до защиты // Российская газета. – 2013. – 30 сен.
- Глава ВАК поддержал идею создания собственных диссоветов в МГУ и СПбГУ [Электронный ресурс]. – URL: http://ria.ru/science/20140221/996303667.html (дата обращения: 05.03.2014 г.)
- Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: АСТ, 2013. – 576 с.
- Диссернет [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissernet.org/about/ (дата обращения: 25.02.2014 г.)
- Дмитрий Ливанов объяснил, почему была приостановлена работа 602 диссертационных советов [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20140115191602.shtml (дата обращения: 04.03.2014 г.)
- Кандидат без срока давности // Российская газета. – 2014. – 25 фев.
- Коррупция в учебных заведениях. Статистика [Электронный ресурс]. – URL: http://xn--73-6kci4ddh.xn--p1ai/projects/corrupt10.php (дата обращения: 04.02.2014 г.)
- Нужно решительно бороться с «липовыми» диссертациями // Коммерсантъ. – 2013. – 04 окт.
- Оптимизация деятельности сети диссертационных советов [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kantiana.ru/news/142/120978/ (дата обращения: 05.03.2014 г.)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» // Российская газета. – 2013. – 01 окт.
- Полетаев В. Задержан глава ВАК // Российская газета. – 2013. – 06 фев.
- Председатель ВАК: в России закроется до 40% диссертационных советов [Электронный ресурс]. – URL: http://itar-tass.com/obschestvo/991928 (дата обращения: 06.03.2014 г.)
- Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2011. – 224 с.
- Шегаев И.С., Полозов А.Г. Новейший политологический глоссарий: основные категории, понятия, термины. – М.: Перо, 2015. – 242 с.
- Шегаев И.С. ЕГЭ как деструктивный фактор российского образования // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2013.- № 10 (88). – 213-217
- Шегаев И.С. О некоторых факторах образовательного процесса // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2013.- № 10 (88). – 218-219
- Экс-ректора МПГУ обвиняют в миллиардных хищениях [Электронный ресурс]. – URL: http://izvestia.ru/news/565629# (дата обращения: 25.02.2014 г.)