ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОСЛЕВУЗОВСКОЙ СТУПЕНИ)

Стаханова Ольга Борисовна
НОУ ВПО «Московский институт экономики, политики и права»
Бакалавр кафедры экономики и управления

Аннотация
Обозначив проблему современной системы образования – вопрос реорганизации послевузовской ступени, автор статьи рассматривает каждый из ее этапов, выделяя их особую специфику. Текст работы содержит описание современного состояния проблемы, определение новых тенденций и принципов в них заложенных. Осуществляется попытка определить перспективы развития системы и их возможные риски.

Ключевые слова: высшая аттестационная комиссия, институт, научные кадры, система образования, университет


THE TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM (FOR EXAMPLE, POST-GRADUATE PROFESSIONAL DEGREE)

Stakhanova Olga Borisovna
Moscow Institute of Economics Politics and Law
Bachelor of Economics and Management

Abstract
We define the problem of modern education system - the question of reorganization of post-graduate level, the author consistently treats each of its stages, highlighting their specific nature. In addition, the text contains a description of the current state of the problem, identification of emerging trends and principles embodied in them. It attempts to determine the prospects for development of the system and their possible risks.

Keywords: education, Higher Attestation Commission, institute scientists, university


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Стаханова О.Б. Трансформация системы российского образования (на примере профессиональной послевузовской ступени) // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/01/13806 (дата обращения: 04.11.2024).

Кардинальные преобразования в отношении профессионального послевузовского образования – закономерная реакция государственной власти на общественный резонанс, вызванный чередой коррупционных скандалов.     Так, в 2013 г. Высшая аттестационная комиссия при Министерстве образования и науки, уполномоченная присуждать ученые степени доктора и кандидата наук, оказалась в эпицентре судебных разбирательств: ее председатель Феликс Шамхалов обвинялся в мошенничестве, а само ведомство – в незаконной выдаче 1323 дипломов докторов наук [12; 9].

Сценарий «реакции» можно последовательно разложить на несколько этапов.

Первый из них – череда некорректных заимствований (плагиат – И.С.), обнаруженная в ходе специализированной проверки, в работах известных государственных служащих: Владимира Бурматова, Андрея Андриянова, Олега Митволя, Максима Соколова [5] и т.д. (некоторые чиновники вынуждены были покинуть свои рабочие посты).

Вторым этапом была внутренняя проверка (проходила под прокурорским надзором) Московского педагогического государственного университета, на базе которого, и был развернут «конвейер липовых» работ. Результатом этапа стала отставка тогдашнего ректора Виктора Матросова, а также претензия в хищении 2,5 млрд. рублей, адресованная ему же [18].

Третий этап представлял собой подготовку и принятие Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым [11], которое существенно усложнило процесс защиты квалификационных работ. Так, например, согласно п. 22 данного положения оппонентом диссертанта не может являться член диссертационного совета, в котором проходит защита, а сведения об оппонентах, полные тексты их отзывов должны быть опубликованы в сети «Интернет» не позднее чем за десять дней до защиты (то же касается и ведущей организации), кроме того, публикации подлежит и полный текст самой диссертации (выкладывается на сайт ВУЗа согласно п. 26).

Четвертый этап – приостановление деятельности 602 диссертационных советов, на базе которых проходили защиты соискателей [6]. Данный ход – беспрецедентная мера по борьбе с низким уровнем качества как самих советов, так и работ, ими выпускаемых [6].

Таким образом, результатом вышеобозначенных этапов стали отставки государственных служащих, уголовные преследования, лишения ученых степеней, закрытие четверти советов, а также резкое сокращение количества диссертантов, выходящих на защиту.

Характеризуя данные меры в качестве «ответных», автор переносит основной акцент на современный этап – фундаментальные принципы, ложащиеся в основу нового подхода к вопросу, закладывающие тенденции на перспективу.

Первый такой принцип состоит в «оптимизации деятельности сети советов», выраженной в последовательном сокращении их количества, а также численности их состава [10].

Так, например, проректор по научной работе БФУ им. И. Канта Юров А.В. считает, что «кроме полного пересмотра состава диссертационных советов, необходима работа по существенному сокращению их числа» [10].

Второй принцип – гласности – предполагает, как уже было отмечено выше, опубликование полного текста диссертации в сети «Интернет». Подобная мера, по мнению ее инициаторов, будет способствовать «чистоте» заимствований, точности данных, а также непредвзятой оценке работы [2].

Третий принцип представляет собой расширение автономии научных учреждений и университетов в отношении присвоения ученых степеней. «Я предлагаю, – комментирует предложение глава ВАК Владимир Филиппов, – разрешить определенной части вузов создавать свои советы в таком порядке, который предлагается рабочей группой» [3].

Несмотря на высказанные в адрес обозначенных тенденций аргументы, существует оборотная сторона вопроса, нуждающаяся в детальном рассмотрении.

Первое. Оптимизация деятельности сети диссертационных советов, о которой было сказано выше, ориентирована (в погоне за качеством) на сокращение количества советов. Обсуждался даже вопрос об «аккумуляции ученых» в соотношении: диссертационный совет – федеральный округ. Подобное действие, по мнению автора, совершенно определенно приведет к образованию очередности в среде защищающихся, что, в свою очередь, повлечет за собой увеличение сроков обучения в аспирантуре/докторантуре, во-первых, и, во-вторых, – неминуемый рост коррупционной составляющей: соискатели вынуждены будут задействовать все возможные ресурсы для «ускорения» процесса защиты и его «надежности».

Куда более убедительнее, подтверждая это предположение, звучит статистика в отношении коррупции [1;8], нежели слова заместителя министра образования и науки РФ Огородовой Л.М. об уверенности в качестве аттестации и неподкупности «людей, серьезно работающих в науке» [7].

Второе. Прозрачность процедуры, заложенная в принцип гласности, с одной стороны действительно должна приоткрыть «завесу черного ящика», освещая каждый этап диссертанта. С другой же стороны, публикация полнотекстового варианта исследования, по мнению автора, – прямой путь, во-первых, к нарушению действующего законодательства РФ (в части гражданского и уголовного кодексов: ст. 1301 ГК РФ, ст. 146 УК РФ), а, во-вторых, – к еще большему отягощению проблемы плагиата, поскольку у любого желающего будет беспрепятственный доступ к материалу до его защиты авторскими правами [14;4].

Третье. Реализация принципа так называемой автономии ВУЗов и научных институтов России, которая выражается в самостоятельном и «без государственного вмешательства» [13] распоряжении учеными степенями (по словам Владимира Филиппова, ректоры будут сами подписывать дипломы) может привести, по мнению автора, к баснословным поборам, с той лишь разницей (от современной ситуации), что «потоки» будут направляться в карманы ректоров, подписывающих дипломы.

Из вышеобозначенного следует, что реорганизация профессионального послевузовского образования – дело, требующее «чрезвычайной степени осторожности» [16;17]: больше всего, по мнению, автора, в осмыслении нуждается идея автономии ВУЗов в отношении присуждения степеней. Совершенно недопустима ситуация, при которой изменения, влекущие за собой существенные финансовые затраты не только не решают текущих проблем, но и создают новые, более масштабные, от которых может реально пострадать истинная научная мысль.


Библиографический список
  1. Богунов С.С. Коррупция в современной России: политологический анализ: автореф. дисс … канд. пол. наук. – М., 2012. – 24 с.
  2. В РФ стала обязательной публикация диссертаций в интернете до защиты // Российская газета. – 2013. – 30 сен.
  3. Глава ВАК поддержал идею создания собственных диссоветов в МГУ и СПбГУ [Электронный ресурс]. – URL: http://ria.ru/science/20140221/996303667.html (дата обращения: 05.03.2014 г.)
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: АСТ, 2013. – 576 с.
  5. Диссернет [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissernet.org/about/ (дата обращения: 25.02.2014 г.)
  6. Дмитрий Ливанов объяснил, почему была приостановлена работа 602 диссертационных советов [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20140115191602.shtml (дата обращения: 04.03.2014 г.)
  7. Кандидат без срока давности // Российская газета. – 2014. – 25 фев.
  8. Коррупция в учебных заведениях. Статистика [Электронный ресурс]. – URL: http://xn--73-6kci4ddh.xn--p1ai/projects/corrupt10.php (дата обращения: 04.02.2014 г.)
  9. Нужно решительно бороться с «липовыми» диссертациями // Коммерсантъ. – 2013. – 04 окт.
  10. Оптимизация деятельности сети диссертационных советов [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kantiana.ru/news/142/120978/ (дата обращения: 05.03.2014 г.)
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» // Российская газета. – 2013. – 01 окт.
  12. Полетаев В. Задержан глава ВАК // Российская газета. – 2013. – 06 фев.
  13. Председатель ВАК: в России закроется до 40% диссертационных советов [Электронный ресурс]. – URL: http://itar-tass.com/obschestvo/991928 (дата обращения: 06.03.2014 г.)
  14. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2011. – 224 с.
  15. Шегаев И.С., Полозов А.Г. Новейший политологический глоссарий: основные категории, понятия, термины. – М.: Перо, 2015. – 242 с.
  16. Шегаев И.С. ЕГЭ как деструктивный фактор российского образования // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2013.- № 10 (88). – 213-217
  17. Шегаев И.С. О некоторых факторах образовательного процесса // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2013.- № 10 (88). – 218-219
  18. Экс-ректора МПГУ обвиняют в миллиардных хищениях [Электронный ресурс]. – URL: http://izvestia.ru/news/565629# (дата обращения: 25.02.2014 г.)


Все статьи автора «Isa1989»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: