В представленной работе изложены материалы эмпирического изучения внутренней позиции школьника (ВПШ) у подростков с легкой степенью умственной отсталости (УО).
Исследование ВПШ у подростков с легкой степенью УО имеет важное значение для развития их мотивации учения [1], для профилактики школьной дезадаптации [2], формирования эффективного взаимодействия в образовательном пространстве [3].
В исследовании приняли участие 50 подростков с легкой степенью УО, учащихся школ для обучающихся по адаптированным образовательным программам, из них 28 мальчиков и 22 девочки.
Для изучения ВПШ как психологического образования [4], характеризующего мотивацию учебной деятельности, эмоциональное отношение к школе, к учению, проявление образа ученика, был использован комплекс методик.
1. Методика изучения сформированности ВПШ (модифицированная методика Т.А. Нежновой А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина) [5], представляющая собой опросник, вопросы которого направлены на определение осознанности обучающимся цели и важности учения. Производится оценка универсальных учебных действий, направленных на отношение к школе и школьной действительности, а также действий, устанавливающих смысл учения.
2. Методика «Кто Я?» (М. Кун, модификация методики Т.В.Румянцевой) [6]. Цель данной методики состоит в выявлении сформированности Я-концепции и самоотношения. В соответствии с методикой осуществляется оценка действий, направленных на определение собственной позиции по отношению к социальной роли ученика и школьной действительности, а также действий, устанавливающих смысл учения.
3. Методика «Рефлексивная самооценка учебной деятельности «Хороший ученик» (О.А. Карабанова) [7]. Целью данной методики является определение сформированности рефлексивности самооценки в учебной деятельности, самоопределения в отношении роли «хороший ученик».
4. Методика «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (по Ксензовой Г.Ю.) [8]. Цель методики состоит в определении уровня сформированности учебно-познавательного интереса. Методика представлены в виде шкалы с описанием поведенческих признаков, которые характеризуют отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса. Шкалу предъявляют учителю для того, чтобы выделить индивидуальное своеобразие поведения ученика при решении задач.
Рассмотрим результаты исследования ВПШ у подростков с УО. В исследовании было установлено, что лишь у 16% испытуемых выявлена полностью сформированная ВПШ, что свидетельствует об осознании и понимании подростком цели и важности учения. У большинства подростков (52%) был установлен средний уровень сформированности ВПШ, при котором важность и цели учения недостаточно осознаны, хотя в целом подросток не выражает отрицательного отношения к школе и учебе. Несформированная ВПШ была выявлена у 32% испытуемых. Данная группа учащихся не осознают цели и важности учебы, учебная деятельность не является для них привлекательной. Таким образом, большинство подростков с УО характеризует положительное отношение к школе, но не выявляется ориентация на содержание учения.
Таблица 1 – Уровни сформированности ВПШ у подростков с легкой степенью УО
Уровни сформированности | Показатели | |
Абс. | % | |
Не сформирована | 16 | 32 |
Средний уровень | 26 | 52 |
Полностью сформирована | 8 | 16 |
Анализ результатов по методике «Кто я?» показал, что высокий уровень дифференцированности, который предполагает выделение 6 и более определений, не был выявлен ни у одного подростка с УО. Средний уровень дифференцированности, когда подросток выделяет 2-3 свои социальные роли (ученик, человек), выявлен у 16 человек. У остальных 34 подростков выявлен низкий уровень определения собственной принадлежности к определенной социальной роли.
Высокий уровень обобщенности выявлен у четырех подростков, средний – у 30, для 16 подростков был характерен низкий уровень обобщенности, в соответствии выделяется лишь одно направление собственной деятельности или интересов.
Высокий уровень самоотношения, предполагающий преобладание положительных суждений о самом себе, выявлен у 24 подростков. У 20 подростков отмечен средний уровень самоотношения, а для 6 подростков характерными оказались отрицательные суждения о себе.
Таким образом, у умственной отсталых подростков преобладает низкий уровень дифференцированности, средний уровень обобщенности и высокий уровень самоотношения.
По результатам методики «Рефлексивная самооценка учебной деятельности «Хороший ученик» выявлено, что 28 подростков с легкой степенью УО (56%) основываются на выделении одной сферы школьной жизни для определения качеств хорошего ученика. 18 подростков (26%) называют две сферы, и только четверо (8%) назвали более двух сфер.
В виде отличий от «хорошего ученика» успеваемость назвали только 18 подростков с УО (36%), 22 подростка (44%) говорят об успеваемости и поведении, 10 участников исследования (20%) выделяют отличия по нескольким сферам.
Таблица 2 – Распределение подростков с УО по уровню адекватности выделения качеств
Уровень адекватности | Показатели | |
Абс. | % | |
1 | 28 | 56 |
2 | 18 | 26 |
3 | 4 | 8 |
Преобладающим в выделении качеств хорошего ученика является самый низкий, первый уровень, которому соответствует способность выделить только одну сферу школьной жизни. Определяя отличия себя от хорошего ученика, большая часть респондентов (44%) называет успеваемость и поведение.
Таблица 3 – Распределение подростков с УО по уровню адекватности определения отличий
Уровень адекватности | Показатели | |
Абс. | % | |
1 | 18 | 36 |
2 | 22 | 44 |
3 | 10 | 20 |
Применение методики «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (по Ксензовой Г.Ю.) позволило выявить, что у 28 подростков с УО (56%) выявлено отсутствие интереса к учебе. Любопытство характерно для 6 подростков (12%), реакция на новизну – для 8 (16%), ситуативный учебный интерес свойственен 6 подросткам (12%), устойчивый учебно-познавательный интерес был установлен только у одного подростка.
Таким образом, эмпирическое исследование показало, что преобладающим для подростков с УО является средний уровень сформированности ВПШ, при котором важность и цели учения недостаточно осознаны. Высокий уровень сформированности ВПШ, означающий, что подросток понимает цели и важность учебы, наличие познавательного интереса, выявлены у незначительного числа подростков. Треть подростков с УО не имеет сформированной ВПШ, они не понимают необходимости учения. Определяя собственную социальную позицию, подростки с УО в большинстве своем затрудняются выделить даже 2-3 свои социальные роли. Большинство подростков не могут назвать себя иначе, как «человек» или «ученик». Вместе с тем у половины подростков с УО выявлен высокий уровень самоотношения. В качестве основы для выделения качеств хорошего ученика более половины подростков с УО называют только одну школьную сферу. В качестве отличий себя от хорошего ученика большинство подростков с УО называют либо успеваемость, либо успеваемость и поведение. У большей части подростков с легкой степенью УО выявлено отсутствие интереса к учебе.
Библиографический список
- Шипова Л.В., Кухарчук О.В. Проблема мотивации учения у умственно отсталых школьников в специальной психологии // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 355-357.
- Шипова Л.В. Формы нарушений поведения у школьников с умственной отсталостью // Научное мнение. 2013. № 11. С. 288-292.
- Гринина Е.С. Профилактика конфликтов в межличностных отношениях подростков с интеллектуальным недоразвитием: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2008.
- Шипова Л.В. Исследование внутренней позиции школьника в психологии: теоретический аспект. Саратов, 2015.
- Шипова Л.В. Методы диагностики внутренней позиции школьника // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 12. С. 82-86.
- Румянцева Т.В. Психологическое консультирование. Диагностика отношений в паре. СПб., 2006.
- Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции : дис. … д-ра психол. наук. М., 2002.
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии : Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2000.