В Российской Федерации, в русле мировых ключевых трендов [1] (доступность образования, «война за таланты», цифровая революция), происходит инновация системы образования и её компонентов. При этом используются разнообразные методы получения знаний, различающиеся подходами к творческим способностям человека. Одни методы предполагают механическое и количественное накопление знаний, другие – творческое оперирование знаниями при решении практических задач, развитие самостоятельного мышления.
Этим критериям отвечает креативное образование. В нём объединены положительные характеристики большинства других видов образования (креативность определяют как систему общих творческих способностей и индивидуальных особенностей личности, способствующих нестандартному решению проблем [2, с. 73]).
Креативное образование, креативная деятельность (информация и знания становятся предметами и средствами труда для креативного мышления [3, с.3]), креативное общество (шестой, заключительный этап в экономике стран, когда главную роль играют новые идеи и инновации [3, с.3]) в настоящее время являются актуальными, их содержание понятно зарубежным и российским специалистам. В этом перечне находится и понятие креативного тестирования [4]. При этом в развитии методов формирования креативности в обучении и тестировании должна лежать диагностика динамики перехода заданий по различным уровням развития и каждой компетенции, снимающая проблему соотношения диагноза и прогноза [5, с. 57].
Такой подход основан на концепции Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития внутренних сил ребенка (использовалось понятие «одарённость»).
В современный период предусматривается обучать не только знаниям, но и способам умственных действий; не только развивать умения и навыки, но закреплять и превращать их в компетенции (1996 год, «Европейский проект образования» [6, с. 21]). Современные технологии обучения включают проверку компетенций (актуальны компетенции: изучать, думать, искать, приниматься за дело, сотрудничать, адаптироваться [6, с. 22]).
С названными инновационными тенденциями в образовании тесно связано понятие критического мышления. Ряд авторов отождествляет критическое мышление с неформальной логикой (Л. Миллер, М. Конелли), некоторые – с творческим мышлением, отделяя, однако, характерные особенности одного от особенностей другого (С. Кленц, М.А. Боден и др.). Б. Мур и Р. Паркер под критическим мышлением понимают «тщательно обдуманное, взвешенное решение в отношении какого-либо суждения, должны ли мы принять, отвергнуть или отложить его и степень уверенности, с которой мы это делаем» [7, с. 47]. По Д. Халперну, критическое мышление:
- оперирует когнитивными навыками и стратегиями, увеличивающими возможность достижения планируемого результата;
- взвешенно, логично, целенаправленно;
- является, по сути, направленным мышлением [8, с.22].
По четвёртому пункту критическое мышление противопоставляется не направленному на достижение определённой цели.
Согласно Е.С. Полат, корни критического мышления уходят в теорию Д. Дьюи о рефлекторном мышлении («ограниченный, закрытый» или «открытый, гибкий» ум; самокоррекция, метапознание), Б Блума об интеллектуальном развитии личности (области применения критического мышления: овладение знаниями, осмысление, применение, анализ, обобщение, оценка), Д. Брунера о конструктивизме в образовании, Л.С. Выготского (разработал принципы познавательной активности ребёнка на разных этапах его развития), А.Н. Леонтьева (разработал операционный механизм познавательной деятельности), С.Л. Рубинштейна о приоритете мышления в обучении, теорию деятельности [9, с. 49].
Рассматривались интеллектуальные умения, необходимые для формирования критического мышления (Б. Блум, Д. Халперн, П. Бонни, Д. Дьюи, Е.С. Полат и др.).
Современный рынок труда требует рассматривать цель обучения языку в контексте социального заказа государства и общества.
Итак, востребована личность, обладающая исследовательской компетенцией, креативными способностями, способностями к критическому оцениванию и принятию самостоятельных решений.
Таким образом, в связи с современными требованиями к уровню образования, развития и воспитания чрезвычайно важной становится исследовательская направленность.
Наблюдается противоречие между необходимостью инноваций в обучении русскому языку (креативистика [10; 4], эвристика [11; 9; 7], дискуссионная методика [7; 12; 13], антропоцентризм [14: 16], мобильная лингводидактика [15; 13], мигрантская методика [16; 13] и др.) и недостаточной разработанностью теории и методологии исследовательской лингводидактики, сопряжённой с названными понятиями
В то же время разработка новых стратегий и технологий обучения позволяет говорить о новом научном направлении – исследовательской лингводидактике по русскому языку, способной решить вышеназванные проблемы.
Новое научное направление требует разработки: а) методологического базиса, включающего инновационные научные подходы и методы; б) методических систем, новых стратегий, приемов обучения русскому языку, соответствующих современным образовательным и социальным запросам; в) инновационных средств обучения, включающих мультимедийный (электронный) формат.
Достижение цели обеспечивают следующие задачи, решаемые с опорой на инновационные подходы – креативный (способствует развитию интеллектуальной, эмоциональной и речевой деятельности учащихся, влияет на положительное эмоциональное состояние учебного коллектива и развивает инициативу и самостоятельность), эвристический (поиск принципиальных закономерностей построения новых для обучаемого действий в специально созданных новых учебных ситуациях), проектный (планирование и выполнение постепенно усложняющихся практических решений), поисковый (поиск новых прикладных, практических сведений и нового теоретического знания, новых познавательных ориентиров), сценарный (обучение реальным речевым ситуациям, вариантам речевого поведения с возможностью освоения нескольких способов решения однотипных задач) и др.:
- исследование существующих и разработку инновационных научных подходов;
- разработку инновационных стратегий, тактик и приёмов обучения: Ассоциативный ряд как новаторский прием в обучении (по Л.С. Выготскому, ассоциации – этап развития мышления, предшествующий становлению научных понятий), ИНСЕРТ (способствует развитию аналитическому мышления, соответствует стадиям вызова, осмысления, рефлексии), Мозговая атака как новаторский прием в обучении (учащиеся вносят свой вклад в разработку идеи, расширяют, активизируют общее информационное поле) и др.; инновационных форм занятий: симпозиум (разновидность дискуссии), бизнес-класс (интеллектуальное интерактивное пространство развития будущих специалистов), виртуальная экскурсия (актуален поисковый метод) и т.д.
- создание таких инновационных средств обучения, как: электронное издание учебного назначения, электронные дидактические демонстрационные материалы;
- разработку электронной исследовательской лингводидактической среды (веб-занятия, видеоконференция, виртуальная школа, интернет-курсы и др.).
Исследовательская методика как инновационный метод получения знаний способствует стимулированию исследовательского характера познания.
Исследование связано с прогнозированием и может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности учащегося.
Приведём пример связи исследовательской лингводидактики с одной из соположенных наук – мигрантской методикой. Мигранты из стран СНГ являются особым типом учащихся с точки зрения лингводидактики. Характеристики, включаемые в социолингвистический портрет (социокультурная, социо- и психолингвистическая, также языковая компетенция) мигранта в большой степени зависят от выделяемых нами (вслед за В.А. Ионцевым, В.И. Мукомелеми др.) параметров миграции: наличия и уровня образования, профессии, цели приезда, срока пребывания в России, опыта обучения и пр.
Именно поэтому при обучении мигрантов целесообразно использовать методы, развивающие аналитическое, критическое и эвристическое мышление.
Так, задачи, реализуемые с помощью исследовательских методов обучения, включают[i]: подготовку к творческому труду; формирование и развитие способности быстрой адаптации; приложения приобретённых умений и знаний в условиях изменяющихся требований к профессиональной деятельности
Перспективными направлениями дальнейшего исследования являются: рассмотреть существующие исследовательские методы обучения применительно к различным дисциплинам; разработать классификацию исследовательских методов применительно к обучению РКИ/РКН; проанализировать учебно-исследовательскую работу иностранных студентов при подготовке к ТРКИ-1; определить особенности учебно-исследовательской работы при изучении языка специальности (ТРКИ-2 профильный); разработать содержание курса повышения квалификации для иностранных учителей-русистов по теме «Исследование русской национальной языковой картины мира».
При этом мы исходим из следующих положений:
1) современный учебный процесс требует использования активных методов обучения, способствующих повышению познавательного интереса обучаемых;
2) исследовательские методы могут служить основой создания эффективной лингводидактической системы РКИ/РКН;
3) различные исследовательские методы адекватны различным целям, уровням, направлениям и аспектам обучения РКИ/РКН, на основании чего могут быть классифицированы;
4) разработанная классификация дает возможность описать как общие принципы обучения РКИ/РКН на базе исследовательской методики.
Научно-исследовательский проект «Исследовательская лингводидактика по русскому языку: теория, практика, инновации» имеет теоретическую, практическую и инновационную направленность. Результаты научных исследований в рамках проекта призваны обеспечить современный высокий уровень обучения русскому языку инновационной методологией исследовательской лингводидактики, методическим аппаратом, инновационными средствами обучения, включая мультимедийный (электронный) формат. Созданные в рамках работ по проекту специализированные сайты призваны внести весомый вклад в развитие, оптимизацию виртуальной образовательной среды в России и в мире.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Исследовательская лингводидактика по русскому языку: теория, практика, инновации» за №15-04-000567а
[i]Халатян С.А. Формирование творческих умений старшеклассников в учебно-исследовательской деятельности. Дис. … канд. пед. наук. Владикавказ. 2011. С. 183. http://www.dissercat.com/content/formirovanie-tvorcheskikh-umenii-starsheklassnikov-v-uchebno-issledovatelskoi-deyatelnosti
Библиографический список
- http://www.rg.ru/2013/10/09/obuchenie-site-anons.html (дата обращения 15.07.2014г.)
- Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь справочник / Под общ. Ред. Т.А. Барышевой. СПб.: Изд–во ВВМ, 2014. 380 с.
- Журавлев В.А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества // Креативная экономика. 2008. c. 3-8. https://creativeconomy.ru/articles/3019 (дата обращения 22.07.2016г.)
- Балыхина Т.М., Нетёсина М.С. Инновационные тенденции в образовании: креативное тестирование // Инновационное преподавание русского языка в условиях многоязычия: сборник статей: в 2 т. Т.1. М. 2014. с. 362-365.
- Звонников В.И., Челышкова М.Б. Оценивание креативности мышления в контексте компетентностного подхода к трактовке качества результатов образования // Креативная экономика. 2009, № 2 (26). с. 51-57. http://www.creativeconomy.ru/articles/2186 (дата обращения 10.08.2014г.)
- Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. Учеб. Пособие. М.: Логос. 2003. 176 с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.
- Халперн Д. Психология критического мышления. 2-е междунар. изд. М.; С-Пб., 2000. 512 с.
- Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 400 с.
- http://www.rusnauka.com/29_DWS_2011/Economics/6_93801.doc.htm (дата обращения 19.07.2016г.)
- Пойа Д.Н. Как решать задачу. М.: Учпедгиз, 1961. 206 с
- Abbasova A.A., Tskoliya C.R. Discussion methods: modification and transformation // Russian linguistic Bulletin. 2016. № 1 (5). c. 38-39.
- http://www.langrus.ru/index.php/pkvalifikacii/o-zkpkv (дата обращения 22.07.2016г.)
- Балыхин Г.А., Балыхин М.Г. Наука – образование – инновации: Словарь-справочник по инновационному образованию. В помощь педагогам, учащимся, родителям. Выпуск первый. М.: РУДН – МГУДТ, 2014. 622 с.
- Балыхина Т.М., Федоренков А.Д. Мобильное обучение как условие и механизм непрерывного образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 4. с. 247-253.
- Балыхина Т.М., Черникова Т.В., Нетёсина М.С. Научные подходы к обучению мигрантов в курсе «Музыкальной фонетики» // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 4. с. 241-246.