Курс «История педагогики и образования» [1-3] в структуре изучения будущими педагогами по физической культуре определяется в НФИ КемГУ через персонифицировано реализуемую возможность продуктивной самоорганизации самостоятельной работы личности, где технология системно-педагогического моделирования создает условия для перехода от репродуктивных методов и форм решения задач развития личности к продуктивным [4-15], в таком понимании важность исторического подхода обусловлена качеством постановки и решения задач курса «История педагогики и образования».
Первой ступенью в формировании культуры самостоятельной работы личности (технология системно-педагогического моделирования) является моделирование и уточнение категориального аппарата, т.к. для качественного продуктивного решения задач современного образования необходимо определиться с терминами и потребностями общества в том или ином продукте современной антропосферы. Определим работы [16-32] в качестве реализованной в НФИ КемГУ возможности продуктивного уточнения категориального аппарата в структуре изучения и использования исторического подхода в модели современного образования.
Определим категории современного профессионально-педагогического знания в конструктах и моделях исторического подхода, фасилитирующего понимание целостной картины изменений в педагогической теории и практике.
Педагогическая деятельность с точки зрения исторического подхода – форма и продукт, процесс и средство детализации и самоорганизации качества решения задач развития современного образования в иерархии формируемых смыслов и ценностей, приоритетов и потребностей, возможностей и способностей, культуры и менталитета, реализующих общечеловеческий и частно-социальный потенциал общества в оптимизации условий развития и сотрудничества, обеспечивающих качественное решение задач современного образования в моделях адаптивного и акмепедагогического знания, в ресурсах которого история прогнозирует и детализирует возможности развития всех событий и процессов, нюансы которых отслеживаются и детально визуализируются в продуктах и новообразованиях социально-образовательного пространства.
Воспитание с точки зрения исторического подхода – процесс формирования ценностно-смысловых механизмов развития и взаимодействия личности в социуме, гарантирующий своевременное, качественное решение задач в модели образования и профессионально-трудовых отношений.
Социализация с точки зрения исторического подхода – процесс историко обусловленного развития личности в конструктах целеполагания и продуктивности антропологически детерминированных изменений, возможности продуктивного становления и самоутверждения, креативности и целостности развития личности в различных направлениях самореализации (образование, наука, спорт, культура и пр.).
Адаптация с точки зрения исторического подхода – исторически обусловленный процесс приспособления личности и общества к происходящим изменениям антропологического генеза, предопределяющих оптимизацию всех ресурсов и продуктов социобиокультурной системы.
Фасилитация с точки зрения исторического подхода – процесс исторически обусловленной помощи, организуемой для личности в конструктах адаптивного и акмепедагогического знания, системность поиска и объективность постановки задачи предопределяют успешность реализации задач оптимального воспроизводства дидактического материала обучающимся, включенным в социально-образовательные отношения и способы самоутверждения и самореализации в мультикультурной среде.
Здоровьесбережение с точки зрения исторического подхода – процесс формирования личности в конструктах здорового образа жизни и любви к физической культуре и спорту, гарантирующих личности и обществу воспроизводства уровня и качеств антропосреды и ноосферы, обеспечивающих самосохранение и самоорганизацию всех составных целостной системы жизнеобеспечения личности и общества.
Таким образом, представленный в структуре педагогического моделирования категориального аппарата, исторический подход позволяет детально определять возможности связи исторически обусловленных конструктов педагогического генеза и уточнять перспективы построение категориального аппарата как педагогических процессов.
Библиографический список
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 28 с.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 70 с.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2 (64). С. 91-95.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5–85117–239–8.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Абдрашитов Н. В. Особенности исторического подхода в моделировании категориального аппарата современной педагогики // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 123-124.
- Аболина А. А. Специфика детерминации понятийного аппарата будущими педагогами по физической культуре в курсе «История педагогики и образования» // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.3-4.
- Агалаков А. А., Бойкова И. В. Некоторые особенности изучения курса «История педагогики и образования» будущими педагогами по физической культуре // Наука: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Екатеринбург, 5 сентября 2015 г.). Екатеринбург : Аэтерна, 2015. С.139-140.
- Алеев Е.М., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Исторический подход в моделировании категориального аппарата современной педагогики как ресурс оптимизации и профессионального становления педагога // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/03/6532
- Алеева Т.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Исторический подход в исследовании возможностей детерминации и оптимизации идей здоровьесберегающей педагогики // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/03/6563
- Балакин И. В., Бойкова И. В. Некоторые нюансы исторического подхода в формировании культуры самостоятельной работы личности // Роль и место информационных технологий в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Самара, 15 сентября 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.84-86.
- Бойкин И. С., Кириенко С. А., Козырева О. А. Возможность реализации историко-статистического подхода в изучении профессионально-педагогического опыта тренеров по хоккею // Наука и образование в глобальных процессах : матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20-21 июня 2014 г.). Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014. С. 31-33.
- Бондаренко А. Ю., Козырева О. А. Курс «История педагогики и образования» в профессиональной подготовке студента-бакалавра // Современные концепции развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Екатеринбург, 18 сентября 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.101-102.
- Воронин В. А. Некоторые особенности моделирования понятийного аппарата современной педагогики в структуре изучения основ исторического подхода // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.14-16.
- Гуляев Е.А., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Исторический подход в изучении основ профессионально-педагогического знания будущими педагогами по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5431
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Исторический подход в детерминации и визуализации возможностей педагогической деятельности в модели современной профессионально-педагогической подготовки // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4951
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Специфика и возможности педагогического моделирования в подготовке и организации современного воспитания обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58039
- Обидин С. В., Козырева О. А. Специфика и условия реализации принципа историзма в подготовке педагога // Психология и педагогика: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Челябинск, 10 октября 2015 г.). – Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.154-156.
- Плеханов Д. В., Козырева О. А. Некоторые особенности изучения основ истории педагогики студентами-бакалаврами // Научные механизмы решения проблем инновационного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Челябинск, 28 сентября 2015 г.). – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.225-227.
- Попова А. А. Особенности формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов по физической культуре в структуре изучения курса «История педагогики и образования» // Прорывные научные исследования как двигатель науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саранск, 3 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.213-214.
- Сальникова Л.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Курс «История педагогики и образования» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/03/6523
- Фомичев А.В., Козырева О.А. Особенности изучения основ педагогического знания в конструктах исторического подхода // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66823