СОЦИАЛЬНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО: ОБЩИЕ ПОДХОДЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Попова Елена Юрьевна
Кемеровский государственный университет
старший преподаватель

Аннотация
Статья посвящена определению понятия "волонтерство". Рассмотрена краткая история его развития в мировой практике и в России, акцент при этом сделан на переход от изначального понимания данного термина в военном контексте к более углубленному пониманию его социальной значимости. Дается определение социальному волонтерству, приводятся сферы, на которые распространяется данный вид активности.

Ключевые слова: альтруизм, волонтерство, волонтеры, добровольчество, мотивы, социально незащищенные слои населения, социальное волонтерство, ценности


SOCIAL VOLUNTEERING: GENERAL APPROACHES AND THE DEFINITION OF THE TERM

Popova Elena Yurievna
Kemerovo State University
senior lecturer

Abstract
The article is devoted to the definition of "volunteering". A brief history of its development in world practice and in Russia is considered, the focus is on the transition from the original understanding of this term in a military context to a better understanding of its social significance. The definition of social volunteering is done, the areas covered by this activity are represented.

Keywords: altruism, motives, social volunteering, values, volunteering, volunteerism, volunteers, vulnerable populations


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Попова Е.Ю. Социальное волонтерство: общие подходы и определение понятия // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/06/15860 (дата обращения: 21.02.2024).

Широко распространенный термин “волонтерство” применяется для обозначения добровольной трудовой деятельности, осуществляемой на безвозмездной основе и направлен­ной на достижение социально значимых целей, решение проблем общества [1]. Несмотря на то, что в настоящее время волонтерство ассоциируется, главным образом, с участием граждан в решении неких социально значимых вопросов, изначально данное явление имело совершенно иное содержание. В течение достаточно длительного времени  понятие “волонтер” воспринималось исключительно в военном контексте: энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, изданный в России в 1890–1907 гг., определял волонтера как лицо, “добровольно поступающее на военную службу охотником или вольноопределяющимся” [2].

В ХХ веке в Европе постепенно осуществлялся отход от традиционно военного понимания феномена волонтерства, происходила его институционализация; добровольчество все более приобретало черты именно социального явления. Первый волонтерский проект при участии немецкой и французской молодежи был осуществлен после Первой мировой войны, в 1920г. во Франции (Страсбург); в рамках данного проекта добровольцы восстанавливали сельскохозяйственные фермы в наиболее пострадавших от военных действий районах [3]. Тем самым, возникающее волонтерское движение изначально приобретало международный характер.

Важную роль в привлечении молодежи к социальным и политическим проблемам общества сыграла международная Организация Объединенных Наций, которая с момента своего создания по настоящее время занимается поддержкой идей добровольчества и мобилизацией добровольцев для решения конкретных практических задач мирового значения, к которым относятся борьба с распространением ВИЧ-инфекции, антинаркотические кампании,  повышение защищенности законных прав и интересов различных групп населения.

В России история развития волонтерства носит несколько иной характер. После революции и гражданской войны 1918 года начался новый этап в развитии добровольчества: большой упор был сделан на формирование нового образа добровольца как человека, преданного родине и готового ради нее на многие жертвы. Позднее, в годы Советской власти благодаря активной пропаганде этот образ был еще более развит: под добровольцем стал пониматься человек, готовый служить социально значимым целям, активно участвовать в общественной деятельности, даже если это не совпадает с его личными целями и интересами и лично для него может представлять определенные трудности и даже жертвы [4].

Среди учащихся среднеобразовательных заведений наиболее широкое распространение участие в общественно значимых видах деятельности получило в период деятельности всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина [5]. Такие общественно полезные виды труда, отличные от учебной деятельности и проводившиеся во внеучебное время, были повсеместно распространены и являлись средством воспитания дисциплинированности и трудолюбия, встроенным в общую систему воспитания подрастающего поколения. Одним из направлений отечественного добровольческого движения в СССР являлось движение юных тимуровцев, которое образовалось под влиянием произведением А. П. Гайдара “Тимур и его команда” (1940). Его смысл заключался в помощи семьям военнослужащих в годы Великой отечественной войны, престарелым, колхозам и совхозам, детсадам, включал благоустройство населенных пунктов, уход за могилами погибших воинов и др. [6, с. 184]. Данная организация этого самодеятельного инициативного объединения осуществляла разного рода заботу о людях, нуждающихся в помощи. Тимуровское движение было широко распространено по всей территории бывшего СССР. К достижениям данной организации за период Великой отечественной войны можно отнести функционирование более тысячи тимуровских отрядов, которые работали в госпиталях: выступали с концертами перед ранеными, оказывали помощь медперсоналу, семьям фронтовиков, собирали деньги для эвакуированных, а бойцам Красной армии готовили посылки с предметами первой необходимости.

С распадом СССР многие отлаженные механизмы общественной жизни и самоорганизации перестали действовать, и это справедливо и в отношении добровольческой деятельности. В начале 1990-х годов, когда произошел отказ от советской идеологии, а новая идеология еще не была сформирована, добровольческое движение не было отмечено какими-либо значимыми событиями, особенно учитывая имевшие место экономические и политические проблемы в России. Фактически в это время произошло прекращение функционирования на государственном уровне крупнейших молодежных организаций, также ослабила свои позиции воспитательная функция в образовательных учреждениях и трудовых коллективах. Однако в тот же период российские биржи труда возобновили свою работу не только для реализации права граждан на труд, содействия им в трудоустройстве, профессиональной ориентации, подготовке, переподготовке и повышении квалификации, но и для организации и проведения общественных работ, что являлось антикризисной мерой в периоды массовой безработицы. Также период 1990-х гг. отмечен многосторонним сотрудничеством добровольческих организаций с органами власти и широкой общественностью.

Сейчас можно с уверенностью утверждать, что к настоящему времени вполне установились определенные границы и формы волонтерской детальности людей, среди которых можно выделить следующие виды:

1. Волонтерство в поддержку детям, оставшимся без попечения родителей. Может включать следующие направления: образовательное, развлекательное, медицинское. Также подразумевает разовые акции по сбору одежды, игрушек, новогодних подарков, средств гигиены. От­дельной строкой стоит выделить длительное ре­гулярное сопровождение воспитанников детских домов, не прекращающееся и после выпуска детей из учреждений государственного попечения, что, к сожалению, не получило пока в России должного развития, не считая, пожалуй, только международную программу “Старшие братья, старшие сестры”, постепенно расширяющую свою деятельность и в нашей стране.

Особо стоит отметить работу некоммерческих организаций, оказывающих юридиче­скую и психологическую помощь усыновителям. Однако данное направление в меньшей степени привлекает к своей работе волонтеров, ввиду необходимости оказания именно профессиональной помощи.

2. Волонтерство в медицинских учреждениях – помощь в уходе за больными, в том числе за детьми. Не обязательно может подразумевать именно медицинское обслуживание; к данному виду волонтерства относится и простое посещение больных, чтение им вслух, игры с детьми и пр.

3. Экологическое волонтерство – уборка мусора, патрулирование территории в пожароо­пасный период, посадка деревьев, организация субботников, акции по сбору вторсырья и т.д.. Особенно активно в этом участвуют различные молодежные организации и студенче­ские союзы. Также данное направление может включать помощь бездо­мным животным – устройство их в приюты и на передержки, сбор средств на их лечение и содержание, поиск хозяев и пр.

4. Волонтерство в области культуры и спорта; может включать помощь при реставрации архитектурных памятников, организацию экскурсий, работу с туристическими группами, что приобретает особую актуальность при проведении масштабных спортивных и культурных мероприятий международного характера.

5. Инклюзивное волонтерство – оказание различного рода помощи, в том числе в области социализации, лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Если обратить внимание на получателя помощи со стороны волонтеров (или их сферы деятельности), то нетрудно заметить, что значительная часть таких получателей относится к категории социально незащищенных слоев населения, что позволяет говорить о том, что волонтерство в отношении таких лиц изначально несет более глубинный социальный смысл по сравнению с другими видами волонтерской деятельности, и может быть охарактеризовано как социальное волонтерство. Однако строго определенного термина социального волонтерства на данный момент не существует, несмотря на все более расширяющуюся практику участия в нем населения. Каждая отдельно взятая некоммерческая либо благотворительная организация, привлекающая в своей работе волонтеров, функционирует в направлении прописанной в уставе деятельности, не всегда при этом акцентируя внимания на том, к какому виду волонтерства можно отнести их работу. Под социальным волонтерством понимается волонтерство в области оказания помощи социально незащищенным слоям населения – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, многодетным семьям, лицам, проживающим в интернатах для престарелых и инвалидов, лицам без определенного места жительства и пр.

Участие в социальном волонтерстве позволяет говорить о наличии определенных мотивов и ценностных установок у участников такой деятельности: ведущие позиции в цен­ностной иерархии волонтеров зани­мают уверенность в себе, понимаемая как внутренняя гармония и свобода от противоречий, духовная свобода, раз­витие и самосовершенствование, жиз­нерадостность и чувство юмора, широ­та знаний и взглядов. К явно отвергае­мым ценностям относятся материаль­ная обеспеченность и общественное признание [7, с. 151]. Все вместе это позволяет говорить об активной позиции волонтеров и их осознанном желании принимать участие в решении существующих социальных проблем.


Библиографический список
  1. Smith J.D. Volunteering, capital of the future? // The courier UNESCO. 2001.June.P.20-21.URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001227/122747e.pdf.
  2. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Т. 4. / отв. ред.: В. М. Карев, М. Н. Хитров. М.: Большая Российская энциклопедия. 1993.
  3. Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. 2006. № 10. С. 32−37.
  4. Решетников О.В. Организация добровольческой деятельности. М.: “Фонд содействия образованию XXI века”. 2005. URL:     http://www.kdobru.ru.
  5. Луговая Е. А. Добровольческий труд в истории России. URL: http://www.moscowia.su.
  6. Большая Российская энциклопедия. М.: Норинт. 2000.
  7. Яницкий М.С.Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат. 2000.


Все статьи автора «PElena»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: