Происходящие глобальные преобразования в современном обществе и активно развивающиеся информационно-коммуникационные технологии привели к изменениям в системе образования. Данные изменения обуславливают пересмотр роли и места педагога и ИКТ-технологий в образовательном процессе; изучение механизмов восприятия, усвоения и преобразования информации, представленной в электронном виде; обновление содержания, форм, методов и средств обучения; развитие личностного и профессионального потенциала педагога. Необходимо отметить, что сегодня воздействие учителя в одностороннем порядке на обучающегося заменяется взаимодействием, в основу которого положена совместная деятельность педагогов и обучающихся. Современный учитель не только должен очень хорошо знать свой предмет, но уметь активизировать познавательную деятельность обучающихся, управлять ею, сам быть примером творческой и активной личности [1, 2]. Многими исследователями (Е.В. Данильчук, С.П. Иванова, Е.В. Коротаева, Н.Ю. Куликова, В.Д. Назарова и др.) готовность педагогов к педагогическому взаимодействию рассматривается как условие их профессионального развития [3].
В школах сегодня появилось не только компьютерное оборудование (компьютер и его периферийные устройства, интерактивное оборудование, специализированное программное обеспечение и др.), но и мобильные технические средства (мобильные классы, ноутбуки, нетбуки, планшеты, смартфоны и др.). Данные технические средства в совокупности с дидактическими (электронными образовательными ресурсами) представляют собой интерактивные средства обучения (ИСО), позволяющие активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся через взаимодействие участников образовательного процесса в ходе интерактивного диалога [1]. Под интерактивным диалогом будем понимать, вслед за И.В. Роберт, взаимодействие пользователей с программной системой, главной характеристикой которого является реализация развитых средств ведения диалога с возможностью выбора режимов работы и вариантов содержания учебного материала [4].
Рассматривая потенциал современных интерактивных средств обучения [1], особо выделим возможность ИСО:
- реализовать интерактивный диалог и взаимодействие участников образовательного процесса;
- улучшать восприятие сложных для понимания процессов или абстрактных понятий с использованием динамики предъявления информационных объектов на экране и образности используемых в них средств мультимедиа;
- гибко управлять учебным процессом как непосредственно в прямом контакте с учителем на уроке, так и в виртуальном;
- переходить мобильно и просто к различным видам наглядности;
- интегрировать электронные мультимедийные учебные материалы, тренажеры и проверочные задания к ним в одно педагогическое средство [5].
Интерактивные средства обучения развиваются очень динамично, происходят крупные изменения в технологиях доступа к сети Интернет, растет скорость передачи данных и повышается доступность сети Интернет, расширяется диапазон мобильных устройств [6].
Постоянное развитие и широкое распространение мобильных технологий привело к тому, что виртуальное общение в социальных сетях и использование сервисов Интернета стало существенной и важной частью жизни общества. На сегодняшний момент сетевое взаимодействие стало наиболее распространенной и массовой формой не только общения современных школьников и педагогов, но и имеет большой потенциал для интенсивной коммуникативной деятельности в процессе интерактивного обучения и становится его продуктивным инструментом [7].
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вводит определение электронного обучения (Рис.1.).
В России электронное обучение (на основе электронных учебников и интерактивных технологий) развивается наряду с дистанционным обучением (на основе Интернет и применения ИКТ) и, инновационным для нашей страны, мобильным обучением (на основе портативных устройств, например, ноутбуков, планшетов, смартфонов с доступом в Интернет) [8]. Основная часть преимуществ электронного обучения ответственна за характер деятельности педагога и обучаемого, а большая часть недостатков относится к инфраструктурному обеспечению и деятельности педагога [9].
Преимуществами электронного обучения (часть, которого – мобильные технологии) являются возможности: обучаться в виртуальном классе (не отрывая обучаемого от работы и семьи); выбирать образовательную траекторию; обучаться «в любом месте и в любое время» (необходим компьютер или мобильное устройство и доступ к Интернету); осваивать информацию в индивидуальном темпе и в удобное время; присоединяться к дискуссии и общению в любое время с учителем и другими обучающимися в режиме чата, вебинара и др. [9].
В распоряжении учителя и обучающихся сегодня имеется большое количество мобильных устройств и приложений к ним (как платных, так и бесплатных). Любое устройство, имеющее веб-браузер (ноутбук, IPAD, iPhone, IPod, Android, Chromebook, Windows Phone или ПК), можно использовать для совместной работы. Например, приложения сервисов интернета ClassMarker, Kahoot!, Mentimer, Plickers и др. позволяют использовать для совместной работы различные обучающие ресурсы, игры, викторины, дискуссии, тесты, опросы и др. Данные приложения позволяют осуществлять доступ к информации, интерактивное взаимодействие, оперативный контроль знаний без привязки к учебным аудиториям и использования дорогостоящего специализированного оборудования (пультов и систем голосования), причем в любое удобное время [10, 11].
Отметим, что количество существующих образовательных ресурсов не достаточно, чтобы можно было эффективно использовать новые типы мобильных устройств в образовании. Практика показывает, что учителя часто самостоятельно разрабатывают электронные образовательные ресурсы с использованием презентационных пакетов, Flash-технологий, Интернет-сервисов и др. Для обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам многие учителя сегодня создают собственные сайты как с использованием базовых стандартов веб-технологий (HTML5, CSS3 и JavaScript), как и с помощью CMS – систем управления сайтом.
Сегодня во многие средства для разработки образовательных ресурсов и сайтов добавляется поддержка «мобильных» форматов, так как быстро растет у пользователей количество мобильных устройств, что требует сразу при создании сайта использовать технологии, учитывающие возможность создания его мобильной версии или адаптивного дизайна для обеспечения удобной работы с ним с любых устройств. При создании подобных ресурсов учителю важно учитывать особенности портативных устройств (размер экрана, нестабильность связи в различных местах, емкость батареи, мобильную платформу – iOS, Android и др.). Поэтому создаваемые учебные материалы предпочтительно делать короткими по продолжительности и оптимизировать их размеры для работы в сети, при этом видео материалы должны быть максимально высокого качества, так как предполагается работа с различными по размерам экранами (ноутбук, планшет или смартфон) [12].
В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете в течение ряда лет преподаются курсы «Разработка электронных образовательных ресурсов» и «Разработка Интернет-приложений», входящие в состав дисциплин по выбору студентов. Данные курсы предназначаются для развития у будущих учителей навыков проектирования авторских цифровых ресурсов, которые позволяют обеспечить все содержание обучения по школьным предметам электронными образовательными ресурсами с высоким уровнем интерактивности. В рамках курсов студенты знакомятся с технологиями создания ИСО (с использованием базового, специализированного программного обеспечения, сервисов сети Интернет, мобильных технологий, программных средств интерактивной доски и др.). Выполнение и защита студентами индивидуального творческого проекта является основным критерием успешности освоения данных курсов [13].
Далее приведем примеры индивидуальных творческих проектов, выполненных студентами.
На рисунке 2 представлен режим работы с тренажером, разработанного студентами, образовательного ресурса по информатике с использованием инструментов HTML5, CSS3 и JavaScript, большим преимуществом которых является обеспечение работы с мультимедиа без использования Flash. Приведенный пример наглядно показывает, как в режиме работы с тренажером (учащиеся перетаскивают интерактивные объекты), при правильном совмещении предмета и его названия – они не будут убираться с поля, при неправильном – предмет не будет закреплен за выбранным полем и вернется на свое первоначальное место. После полной сборки компьютера на тренажере появляется сообщение «Молодец!».
Отметим, что при создании образовательных ресурсов, важное с технологической точки зрения значение имеет поддержание открытого характера хранимых данных и возможность другим приложениям их обрабатывать и использовать. Так популярная сегодня площадка для дистанционного обучения Moodle не обладает такой возможностью.
Многие современные системы управления сайтом имеют большое количество расширений, позволяющих встраивать другие веб-приложения и использовать различные комбинации сервисов. Например, CMS WordPress позволяет встраивать следующие сервисы: LearningApps – для создания интерактивных заданий, игр, тренажеров; Bubble.Us – для коллективного создания «карт знаний»; ThingLink- для создания интерактивных картинок; Zaption – для создания интерактивного видео и викторин на основе видеофайлов и др.
На рисунке 3 приведен пример разработанного студентами, с использованием бесплатной CMS WordPress, образовательного ресурса для управления самостоятельной работой учащихся «Большой помощник», позволяющего использовать для работы, как стационарные компьютеры, так и мобильные устройства.

Рис.3. Примеры интерактивного взаимодействия с разработанным студентами образовательным ресурсом «Большой помощник».
Также CMS WordPress, имеет достаточное количество бесплатных плагинов, упрощающих оптимизацию сайтов к мобильным устройствам, добавление интерактивных возможностей к видео, тренажерам, тестам и др. Так, в приведенном примере (рис.3) для организации общения между обучающимися, использовался плагин VKontakte API, который позволяет: встраивать в виртуальные уроки комментарии; совершать авторизацию через социальные сети, например, VK, Facebook, Google+ и др.; добавлять кнопки «Мне нравится», «Поделиться с друзьями» и др.
При разработке подобных образовательных ресурсов, в частности создании мобильных версий образовательных сайтов, студенты учатся учитывать особенности различных технических устройств (страницы должны быть максимально читабельными, простыми, не перегруженными информацией и др.).
В заключении отметим, что мобильные технологии могут дать учителю и обучаемому мощные инструменты для реализации обучения в процессе интерактивного взаимодействия и преобразовать национальную образовательную систему на качественно новом уровне. Но, для этого важно развивать не только аспекты создания средств обучения и новых образовательных платформ, но и современные эффективные образовательные технологии, в основе которых будут лежать последние достижения дидактики информационного общества.
Необходимо подчеркнуть, что использовать интерактивные возможности современных технологий для повышения качества обучения и гармоничного развития личности обучающегося может только педагог, который является важнейшим элементом образовательной системы. На учителе лежит ответственность за организацию образовательного процесса и его результаты. Только учитель, исходя из индивидуальных особенностей конкретного обучающегося или группы обучающихся, может сделать правильный выбор средств, методов и технологий обучения.
Библиографический список
- Данильчук Е. В., Куликова Н. Ю. Модель формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения // Грани познания. 2014. № 7 (34). С. 70-75.
- Пономарева Ю.С., Сергеев А.Н., Ульченко Е.Н. Использование сервисов веб 2.0 в учебных проектах сетевых сообществ интернета // Вестник Тульского государственного университета. Серия Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2013. Т. 1. № 1 (12). С. 162-168.
- Куликова Н.Ю., Данильчук Е.В., Борисова Н.В. Формирование готовности учителя информатики к использованию интерактивных электронных образовательных ресурсов в системе непрерывного образования // В сборнике: “ЭРНО-2015″ Электронные ресурсы в непрерывном образовании Труды IV Международного научно-методического симпозиума. 2015. С. 57-60.
- Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е издание. – М.: ИИО РАО, 2010.
- Куликова Н.Ю., Полякова В.А. Использование интерактивной мультимедийной презентации на уроке как средства управления познавательной деятельностью обучающихся // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12802 (дата обращения: 21.03.2016).
- Государев И. Б. Мобильное обучение информатике и ИКТ // Информатика и образование. 2013. №5. С. 62–68.
- Комарова И.В. Реализация сетевого образовательного взаимодействия подростков в интерактивном обучении // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 210.
- Лапчик М. П. Тернистый путь электронных технологий в образовании // Информатика и образование. 2014. № 8 (257). С.3-11.
- Ибрагимов Г.И. О понятиях «электронная педагогика», «электронная дидактика» и «электронное обучение» //Alma Mater, № 5. Май 2015. C. 38-41.
- Куликова Н.Ю. Опыт использования мобильных технологий для осуществления систематического и оперативного контроля знаний обучающихся // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 4 (106). С. 29-37.
- Куликова Н.Ю., Кобзева В.А. Использование мобильных приложений для организации и проведения оперативного контроля знаний обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53174 (дата обращения: 20.02.2016).
- Баданов А. Г. Мобильные устройства в электронном обучении // Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции (8 – 9 октября 2015 г., – Йошкар-Ола). [Электронный ресурс]. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования». 2015. С. 18-25.
- Куликова Н.Ю. Учебный курс «Разработка электронных образовательных ресурсов» // III Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании XXI века»: сб. науч. тр. – М.: НИЯУ МИФИ. 2013. – С. 279–283.