Политический Интернет является частью современного информационного пространства. В связи с большим объемом вовлеченных пользователей, эта среда считается мощным инструментом для преследования интересов и воздействия на сознание молодых пользователей, которые являются наиболее активной частью общества. «Всё это, безусловно, создаёт потенциальную возможность для успешного формирования политических образов и эффективного продвижения субъектами политической деятельности своих интересов» [2]. Молодежь – основная аудитория социальных сетей, но при этом она зачастую аполитично относится к внутренней и внешней политике, экономическим событиям.
Целью нашего исследования является рассмотрение и анализ особенностей влияния социальных сетей и блогов политиков Псковского региона на умы своих потенциальных избирателей.
Главными характеристиками социальных сетей в современном политическом коммуникационном пространстве являются: ориентированность их на пропаганду тех или иных идей, эмоциональное воздействие на граждан страны, побуждение их к политическим действиям, выработка общественного мнения. Политическая интернет-коммуникация позволяет расширить состав участников политического дискурса, дает возможность большему кругу общественности участвовать в выработке и принятии управленческих решений с минимальными затратами на организацию многостороннего диалога.
Политический блог – это мощный PR-инструмент, направленный, прежде всего, на молодежь (как целевую аудиторию) с целью построения благоприятного имиджа. Блоги являются альтернативой оффлайновой встречи и все чаще исполняют функцию социализации своей аудитории, являясь мощным инструментом для образования политических виртуальных сообществ.
Интернет-коммуникация даёт импульс к развитию гражданского общества, содействует публичности и открытости политических процессов. Она обеспечивает действенный диалог власти с обществом, и позволяют осуществлять взаимодействие непосредственно с целевой аудиторией.
Губернатор Псковской области А.А. Турчак является активным пользователем социальной сети Instagram. При этом на своей личной странице он в основном публикует фотографии, посвященные своей работе. В интервью «Псковской Ленте Новостей», Турчак отклонил свое присутствие в других социальных сетях. Аккаунт @pskovofficial в Instagram губернатор использует как дополнительное средство передачи информации жителям региона с целью получения обратной связи. Аудитория данного аккаунта Турчака составляет более 2200 подписчиков [4].
Глава города Пскова И.Н. Цецерский из многочисленных социальных сетей, присутствует на Facebook, где проявляет активность, комментируя сообщения других политических деятелей, журналистов, коллег [6]. Так, например, «в августе 2015 года псковский градоначальник прокомментировал в Facebook статью о том, что “Общероссийский народный фронт” обратил внимание на непомерно высокие пенсии мэров» [3]. За аккаунтом в Facebook главы города Пскова следит более 5000 подписчиков.
Руководитель Государственного управления по информационной политике и связям с общественностью Псковской области А.Ю. Машкарин из всех представителей региональной власти города Пскова присутствует в социальных сетях наиболее активно. Он зарегистрирован и ведет профили в Facebook, на платформе «ВКонтакте», делится фотографиями в Instagram и размещает новости в своем микроблоге в Twitter. Самой читаемой социальной сетью А.Ю. Машкарина является Facebook, где число его подписчиков составляет более 1200 человек [5]. Данный политик в большей степени публикует сообщения о событиях Пскова и области, новости о деятельности региональных и муниципальных политиков. В интервью «Псковскому агентству информации» А.Ю. Машкарин признался, что является сторонником новых медиа и с тем, что выходит в псковских газетах, он знакомится на сайтах этих изданий.
Список популярных блогеров города Пскова по версии сайта «livedune.ru» открывает Л.М. Шлосберг – член федерального Политического комитета партии «Яблоко». Этот политик-оппозиционер активно использует в своей деятельности платформы таких популярных социальных сетях, как «ВКонтакте», Facebook и Twitter, имеет свой блог на LiveJournal [7; 8; 9]. Л.М. Шлосберг через социальные сети и блоги агитирует общество против действующей власти, выражает свое мнение по поводу происходящего в Псковском регионе, предпринимает попытку ведения информационной войны против действующего губернатора Псковской области – А.А. Турчака. Проявляя активность в социальных медиа, Шлосберг стал самым узнаваемым псковским оппозиционером. Из всех социальных сетей, в которых зарегистрирован политический деятель, аккаунт в Twitter стал самым читаемым – более 23600 подписчиков следят за новостями Л.М. Шлосберга.
Проанализировав в рамках нашего исследования активность ведущих политиков Псковской области в социальных сетях и блогах, мы пришли к выводу, что самым активным из них является Л.М. Шлосберг – среднее количество его постов в микроблоге Twitter составляет 160 новостей в месяц или 5 новостей в день. А.Ю. Машкарин в своем профиле на Facebook публикует около 110 постов в месяц или 3 в день. В среднем А.А. Турчак в Instagram-профиле выкладывает 15 фотографий в месяц, а последними записями Ивана Цецерского в Facebook были посты в 2015 году (этот политик в основном комментирует сообщения других пользователей – авт.).
С целью изучения отношения к социальным сетям и блогам как к источнику политической информации, нами был проведен небольшой социологический опрос, в котором приняли участие 100 человек. Возраст опрошенных составил: от 18 до 35 лет. Большинство из них ответили, что не следят за аккаунтами в социальных сетях и блогах политических деятелей Псковского региона. Из 24 человек, которые читают официальные страницы политиков, 15 проявляют небольшой интерес и любопытство к новостям, 6 знакомятся с авторитетным мнением и 3 хотят получить достоверную информацию. Большинство из этих людей следят за политической деятельностью в социальной сети «ВКонтакте», 6 человек в Facebook и по 2 пользователя предпочитают LiveJournal и Twitter. Информация из социальных сетей влияет на мнение 18 опрошенных; такое же число респондентов ответило, что доверяет информации из официальных аккаунтов социальных сетей и блогов больше, чем сведениям их традиционных СМИ.
Таким образом, проведя небольшой социологический опрос, мы выяснили, что большинство населения Псковской области не считает социальные сети и блоги политических деятелей Псковского региона главным источником достоверной информации. Из немногих опрошенных, кто проявляет интерес к политикам в социальных сетях, большинство признаются, что информация, полученная из официальных аккаунтов политических деятелей, влияет на их мнение. Пользователи, которые следят за официальными страницами политиков, доверяют в большей степени новостям из новых медиа, а не из традиционных СМИ (но таких пользователей в Псковском регионе не так много – авт.).
В заключение мы можем сделать вывод, что представители региональных властей Псковской области пока еще недооценивают в полной мере Интернет как коммуникативный канал, где молодые пользователи могут вести совместное обсуждение принимаемых решений и участвовать в реализации практических задач. В отличие от них, представители региональной оппозиции используют весь спектр интернет-технологий: постоянно обновляют информацию, общаются с пользователями, организовывают оффлайн-встречи, привлекая молодежь к участию в реальных проектах. Правда, во многом это происходит потому, что социальные сети и блоги являются единственной по-настоящему масштабной информационной площадкой для оппозиции по донесению до избирателей своих взглядов, точек зрения и позиций.
Библиографический список
- Андрей Турчак сам ведет свою страницу в Instagram // Псковская Лента Новостей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pln-pskov.ru/society/226162.html (дата обращения 01.03.2016).
- Ефимова И.Н., Маковейчук А.В. Социальные сети как новый механизм формирования имиджа субъектов политической деятельности [Электронный ресурс] // Известия Алтайского государственного университета. – 2012. Режим доступа: http://izvestia.asu.ru/2012/4-1/pols/05.ru.html (дата обращения 03.11.2015).
- ОНФ направил озвученную Цецерским в Facebook инициативу в Госдуму для разработки федерального закона // Псковское агентство информации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://informpskov.ru/news/190958.html (дата обращения 07.03.2016)
- Официальный аккаунт А.А. Турчака в Instagram [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.instagram.com/pskovofficial/ (дата обращения 17.02.2016).
- Официальный аккаунт А.Ю. Машкарина в Facebook [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.facebook.com/amaskarin (дата обращения 15.03.2016).
- Официальный аккаунт И.Н. Цецерского в Facebook [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.facebook.com/people/ /100000670142865 (дата обращения 9.03.2016).
- Официальный аккаунт Л.М. Шлосберга в «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/id10613429 (дата обращения 15.03.2016).
- Официальный аккаунт Л.М. Шлосберга в Facebook [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.facebook.com/lev.shlosberg (дата обращения 14.03.2016).
- Официальный аккаунт Л.М. Шлосберга в Twitter [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://twitter.com/levshlosberg?lang=ru (дата обращения 15.03.2016).