РУССКОЯЗЫЧНАЯ ВЕРСИЯ ШКАЛЫ ИНИЦИАТИВЫ К ЛИЧНОСТНОМУ РОСТУ К. РОБИЧЕК

Семенов Дмитрий Владимирович1, Елшанский Сергей Петрович2, Ануфриев Александр Федорович3, Ефимова Ольга Сергеевна4
1Московский Педагогический Государственный Университет, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования
2Московский Педагогический Государственный Университет, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования
3Московский Педагогический Государственный Университет, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования
4Московский Педагогический Государственный Университет, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования

Аннотация
В статье представлены результаты исследования психометрических показателей русскоязычной версии шкалы инициативы к личностному росту К. Робичек. Шкала инициативы к личностному росту К. Робичек является психодиагностическим инструментом позитивной психологии. Количество баллов указывает на выраженность стремления человека к позитивным изменениям и личностному росту. Высокий уровень соответствует психологическому благополучию, низкий – тенденции к дистрессу.

Ключевые слова: валидность теста, внутренняя согласованность теста, надежность теста, позитивная психология, психодиагностика, шкала инициативы к личностному росту


THE RUSSIAN-LANGUAGE VERSION OF THE CH. ROBITSCHEK’S PERSONAL GROWTH INITIATIVE SCALE

Semyonov Dmitrij Vladimirovich1, Yelshansky Serguei Petrovich2, Anufriev Aleksandr Fedorovich3, Efimova Olga Sergeevna4
1Moscow State Pedagogical University, Candidate in Psychology, Docent, Docent of the Work Psychology and Psychological Consulting Department
2Moscow State Pedagogical University, Doctor in Psychology, Professor, Professor of the Work Psychology and Psychological Consulting Department
3Moscow State Pedagogical University, Doctor in Psychology, Professor, Professor of the Work Psychology and Psychological Consulting Department
4Moscow State Pedagogical University, Candidate in Psychology, Docent, Docent of the Work Psychology and Psychological Consulting Department

Abstract
The article presents the results of the study of the psychometric indices of the Russian-language version of the Personal Growth Initiative Scale (PGIS) by Ch. Robitschek. The Ch. Robitschek’s Personal Growth Initiative Scale is a diagnostic instrument of positive psychology. Number of points indicates the severity of the desire for positive change and personal growth. The high level corresponds to the psychological well-being, low level indicates the tendency to distress.

Keywords: inner consistency of the test, Personal Growth Initiative Scale, positive psychology, psychodiagnostics, reliability of the test, validity of the test


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Семенов Д.В., Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С. Русскоязычная версия Шкалы инициативы к личностному росту К. Робичек // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/04/14668 (дата обращения: 22.02.2024).

Кристина Робичек (ChristineRobitschek) – доктор наук, доцент кафедры психологии факультета консультативной психологии Техасского технологического университета, США. К. Робичек является крупным исследователем различных аспектов инициативы человека к личностному росту: возрастных, культурных, этнических, клинических и др.  Автором в 1998 году была разработана шкала для измерения инициативы к личностному росту «Personal Growth Initiative Scale» (PGIS) [1-2]. Методика К. Робичек PGIS широко известна в зарубежной психологической науке и практике. Однако в русскоязычной психологии шкала PGIS малоизвестна, не имеет профессионального перевода и адаптации. Данное обстоятельство послужило поводом для русификации данной шкалы в рамках проекта по переводу и адаптации ряда диагностических тестов позитивной психологии [3-14] проводимого сотрудниками кафедры общей и практической психологии факультета психологии и управления человеческими ресурсами МГГУ им. М.А. Шолохова в 2014-2015 гг. (А.Ф. Ануфриев, С.П. Елшанский, З.Ф. Камалетдинова, О.Е. Сапарин, Д.В. Семенов).

Данная шкала позволяет измерить выраженность стремления человека к позитивным изменениям и личностному росту. PGIS включает в себя 9 утверждений оцениваемых испытуемым по психометрической шкале Лайкерта от 1 (определенно не согласен) до 6 (определенно согласен) баллов. Далее показатели по всем девяти пунктам суммируются. Полученная сумма (max = 54 балла) и определяет общий показатель инициативы к личностному росту. К. Робичек отмечает, что показатели по шкале имеют сильную положительную взаимосвязь с психологическим благополучием и отрицательную корреляцию с психологическим дистрессом. Процедура диагностики с использованием PGIS составляет около 5 минут и не имеет временных ограничений.

Ниже представлен оригинальный вариант «Personal Growth Initiative Scale» [1] на английском языке.

Using the scale below, circle the number which best describes the extent to which you agree or disagree with each statement.

            1 = Definitely disagree

            2 = Mostly disagree

            3 = Somewhat disagree

            4 = Somewhat agree

            5 = Mostly agree

            6 = Definitely agree

Scoring: Sum the item scores for a total score.

1.

I know how to change specific things that I want to change in my life

1

2

3

4

5

6

 

2.

I have a good sense of where I am headed in my life

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

3.

If I want to change something in my life, I initiate the transition process

1

2

3

4

5

6

4.

I can choose the role that I want to have in a group

1

2

3

4

5

6

5.

I know what I need to do to get started toward reaching my goals

1

2

3

4

5

6

6.

I have a specific action plan to help my reach my goals

1

2

3

4

5

6

7.

I take charge of my life

1

2

3

4

5

6

8.

I know what my unique contribution to the world might be

1

2

3

4

5

6

9.

I have a plan for making my life more balanced

1

2

3

4

5

6

Далее представлен переведенный вариант «Personal Growth Initiative Scale» на русском языке (в адаптации А.Ф. Ануфриева, С.П. Елшанского, З.Ф. Камалетдиновой, О.Е. Сапарина, Д.В. Семенова).

Шкала инициативы к личностному росту.

Инструкция. Используя представленную ниже шкалу, обведите число, которое наилучшим образом соответствует степени, с которой Вы согласны или не согласны с каждым утверждением.

1 = определенно не согласен

2 = в целом не согласен

3 = до определенной степени (в чем-то) не согласен

4 = до определенной степени (в чем-то) согласен

5 = в целом согласен

6 = определенно согласен

1.

Я знаю, как изменить то, что я хочу изменить в своей жизни

1

2

3

4

5

6

 

2.

Я хорошо чувствую, куда ведет меня жизнь

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

3.

Если я хочу что-то изменить в моей жизни, то я это делаю

1

2

3

4

5

6

4.

Я могу выбрать роль, которую хотел бы играть в группе

1

2

3

4

5

6

5.

Я знаю, что мне нужно сделать, чтобы начать движение к поставленной цели

1

2

3

4

5

6

6.

У меня есть конкретный план действий, который поможет мне достичь поставленных целей

1

2

3

4

5

6

7.

Я несу ответственность за свою жизнь

1

2

3

4

5

6

8.

Я знаю, какой уникальный вклад и во что я могу сделать

1

2

3

4

5

6

9.

У меня есть план того, как сделать мою жизнь более сбалансированной

1

2

3

4

5

6

Выборка.

В тестовом исследовании по этой шкале приняли участие 357 человек в возрасте от 17 до 66 лет (средний возраст 26,56 года), из них 89 мужчин и 268 женщин. Ретестовое исследование проводилось через 1,5 месяца после тестового. Было опрошено 72 человека в возрасте от 17 до 59 лет (средний возраст 26,63 года), из них 14 мужчин и 58 женщин.

Распределения.

Распределения результатов по каждому из 9 вопросов/утверждений не были нормальными (критерий Шапиро-Вилка для p на уровне 0,05) ни для результатов теста, ни для результатов ретеста. Для интегральных показателей (за исключением распределения результатов ретеста для субшкалы пути) также распределения ни для теста, ни для ретеста не были нормальными (критерий Шапиро-Вилка для p на уровне 0,05). Учитывая отсутствие нормальных распределений по изученным показателям, предпочтение при статистической обработке отдавалось непараметрическим методам.

Ретестовая надежность.

С использованием метода Спирмена (p<0,05) между показателями теста и ретеста для всех показателей были рассчитаны корреляции, которые позволили произвести проверку ретестовой надежности шкалы и ее параметров.

Ниже показаны результаты корреляционного исследования между результатами теста и ретеста для отдельных пунктов шкалы.

Пункт 1. R= 0,27, p=0,02.

Пункт 2. R= 0,44, p=0,0001.

Пункт 3. R= 0,43, p=0,0002.

Пункт 4. R= 0,31, p=0,008.

Пункт 5. R= 0,13, p=0,28.

Пункт 6. R= 0,14, p=0,23.

Пункт 7. R= 0,12, p=0,32.

Пункт 8. R= 0,49, p=0,00001.

Пункт 9. R= 0,40, p=0,0004.

Положительные и статистически значимые корреляции обнаружены для пунктов 1, 2, 3, 4, 8, 9. Статистически не значимые корреляции выявились для пунктов 5, 6, 7. Вероятно, утверждения в этих трех пунктах отражают ситуативно обусловленные тенденции в стремлении к личностному росту испытуемых.  Таким образом, высокий уровень ретестовой надежности наблюдается для 2/3 пунктов шкалы, 1/3 пунктов не проявляют ретестовой надежности.

Корреляции между результатами теста и ретеста для интегральных показателей шкалы рассчитывалось по показателям суммы всех 9 пунктов шкалы.  Выяснилось, что R= 0,38, при p=0,0008. Данная корреляция положительная и статистически значимая, что указывает на высокий уровень ретестовой надежности шкалы в целом.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что «Шкала инициативы к личностному росту» в целом обладает ретестовой надежностью.

Внутренняя согласованность интегральных показателей шкалы определялась корреляциями между вопросами, а также между вопросами и 19 интегральными показателями по другим тестам позитивной психологии, а также демографическим параметрам, уровню депрессии по А. Беку, склонности к попыткам похудения (дополнительный вопрос в тесте А. Бека) (метод Спирмена, p<0,05). Вначале рассмотрим полученные результаты для тестового исследования (357 человек) представленные в таблице 1.

Таблица 1

Корреляции между вопросами шкалы PGIS и интегральными показателями по другим тестам позитивной психологии, демографическим параметрам, уровню депрессии по А. Беку, склонности к попыткам похудения (дополнительный вопрос в тесте А. Бека)

 

 

Примечание: строка/столбец «Сумма» отражает количество статистически значимых прямых или обратных корреляций в строке или столбце, строка/столбец «Всего» – общее количество статистически значимых корреляций в строке или столбце.

Из таблицы 1 видно, что у всех девяти утверждений шкалы инициативы к личностному росту, а также её интегрального показателя отсутствуют корреляции с социально-демографическими показателями: возраст (п.1), пол (п.2), семейное положение (п.6).

Все девять (1-9) утверждений шкалы PGIS, а также её интегральный показатель (Интегр.) имеют прямые корреляции с самооценкой уровня счастья по шкале субъективного счастья (п.11) и по тесту Фордайса (п.12), с шкалой надежды (п.13), эмоциональной зрелости (п.14), осознанием настоящего момента (п.15), удовлетворенностью жизнью (п.16), склонностью к любопытству (п.18) и наличием смысла жизни (п.19). То есть, стремление к личностному росту взаимосвязано со всеми, кроме удовлетворенности браком (п.10), изученными нами индивидуальными позитивными феноменами личности, отраженными в интегральных показателях соответствующих адаптированных методик (см.Таблица 1). С удовлетворенностью браком коррелирует пятое утверждение «Я знаю, что мне нужно сделать, чтобы начать движение к поставленной цели».

Восемь (1-3; 5-9) утверждений шкалы PGIS, а также её интегральный показатель (Интегр.) имеют обратные корреляции с интегральным показателем шкалы депрессии Бека (п.8), что указывает на очевидную противоположность позитивного феномена инициативы к личностному росту относительно негативной симптоматики депрессии. 

Семь (2,3;5-9) утверждений шкалы PGIS, а также её интегральный показатель (Интегр.) имеют прямые корреляции с интегральным показателем шкалы чувства благодарности (п.17).

Четыре (1,2,4,5) утверждения шкалы PGIS, а также её интегральный показатель (Интегр.) имеют прямые корреляции с обучением в бакалавриате, магистратуре (п.4).

Три (2,6,8) утверждения шкалы PGIS, а также её интегральный показатель (Интегр.) имеют обратные корреляции с интегральным показателем стремления к похудению шкалы депрессии Бека (п.9).

Два (1,5) утверждения шкалы PGISимеют обратные корреляции с показателями стажа брака (п.7).

Одно (5) утверждение шкалы PGISимеет обратную корреляцию с курсом обучения (п.7) и прямую корреляцию с интегральным показателем шкалы удовлетворенности браком (п.10).

Все корреляции между вопросами, а также между вопросами и интегральными показателями (метод Спирмена) оказались прямыми и сильно значимыми, что указывает на высокую внутреннюю согласованность интегральных показателей шкалы.

Внутренняя согласованность по Кронбаху (α, для тестового исследования по всем вопросам шкалы) определилась на хорошем уровне α=0,8418 (>0,8).

Валидность шкалы.

Проверка валидности теста проводилась с помощью корреляционного анализа (метод Спирмена) со сходными и противоположными по смыслу показателями (по результатам тестового исследования).

В качестве «сходного» параметра был выбран уровень субъективного благополучия по Шкале субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер (см. Таблица 1, п.11).

В качестве «противоположного» показателя использовался уровень депрессии по тесту А. Бека (см. Таблица 1, п.8).

В ходе исследования были выявлены значимые прямые корреляции между всеми пунктами шкалы включая ее интегральный показатель и интегральным уровнем субъективного благополучия (сходным параметром). Были также обнаружены статистически значимые обратные корреляции между 9/10 пунктов шкалы, включая ее интегральный показатель, и интегральным уровнем депрессии по тесту Бека (противопоставленным параметром). Полученные результаты свидетельствуют о высоком уровне валидности шкалы. Также валидность шкалы подтверждают корреляции с другими параметрами позитивной психологии (см. Таблицу 1).

Итак, проведенное нами исследование показало хорошую ретестовую надежность русскоязычной версии Шкалы инициативы к личностному росту К. Робичек, а также ее высокую валидность и внутреннюю согласованность. Данный русскоязычный вариант шкалы может быть полезен в научной и практической работе психологов и других профессионалов смежных направлений деятельности.

В дополнение считаем интересным отметить, что в исследовавшейся выборке в целом уровень инициативы к личностному росту был достаточно высоким (40,22 балла в среднем  в тестовой выборке, что гораздо ближе к возможному максимуму, который составляет 54 балла, чем к возможному минимуму, равному 9 баллов). Таким образом, можно предположить, что, несмотря на достаточно высокий уровень субъективной враждебности социальной среды [18] и наличие множества неблагоприятных факторов как в социальной среде в целом [19-29], так и в образовательной среде [30-32] (испытуемыми в данном исследовании в основном выступали студенты и преподаватели вузов), для значительной доли популяции характерна выраженность позитивных личностных качеств, в частности, стремления к личностному росту.


Библиографический список
  1. Robitschek C. Personal growth initiative: The construct and its measure. //Measurement and Evaluation in Counseling and Development. – 1998. – N 30. – P. 183-198.
  2. Robitschek C., Kashubeck S. A structural model of parental alcoholism, family functioning, and psychological health: The mediating effects of hardiness and personal growth orientation. //Journal of Counseling Psychology. – 1999. – N 46. – P. 159-172.
  3. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Русскоязычная версия шкалы надежды Ч.Р. Снайдера. //Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 7 (39). – С. 245-248.
  4. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы надежды Ч.Р. Снайдера. //Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 92-98.
  5. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семёнов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычного варианта шкалы субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер. //Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 7 (35). – С. 136-139.
  6. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии теста «Опросник смысла жизни» (MLQ). //Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 10 (49). – С. 85-96.
  7. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии Шкалы удовлетворенности жизнью. //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. – № 9 (53). – С. 444-458.
  8. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы эмоциональной зрелости М. Аткинсона. //Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 10 (54). – С. 547-558.
  9. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычной версии Шкалы удовлетворенности жизнью. //Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 10 (50). – С. 154-161.
  10. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Ретестовая надежность шкалы депрессии А. Бека. //Всероссийская научно-практическая междисциплинарная конференция с международным участием «Реабилитация и профилактика – 2015» (в медицине и психологии), 14-16 октября 2015 г. Сборник тезисов. – М.: Первый МГМУ им. М.И. Сеченова. С. 76-77.
  11. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семёнов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычной версии эмоционального теста М. Фордайса. //Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 7 (34). – С. 56-60.
  12. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы чувства благодарности. //Теоретическая и экспериментальная психология. – 2015. – Т. 8. – № 3. – С. 23-30.
  13. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психодиагностические тесты позитивной психологии. Учебно-методическое пособие. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. – 8 с.
  14. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Методики позитивной психологии. Учебно-методическое пособие. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. – 8 с.
  15. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы осознания настоящего (текущего) момента М. Аткинсона. //Alma mater (Вестник высшей школы). – 2016. – № 3. – С. 43-49.
  16. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В.  Психодиагностические ресурсы позитивной психологии. – М.: МПГУ, 2016. – 8 с.
  17. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В.  Психодиагностика в позитивной психологии. – М.: МПГУ, 2016. – 8 с.
  18. Елшанский С.П., Семенов Д.В. Социально-деструктивное поведение в современной России. Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 (42). С. 97-107.
  19. Елшанский С.П. Проблема социокультурной детерминации психической патологии: патологическая зависимость от нехимических агентов. //Вопросы наркологии. –2005. – № 2. – С. 59-62.
  20. Цетлин М.Г., Пелипас В.Е., Елшанский С.П. Учет социально-психологических «пронаркотических» факторов при разработке модельной городской целевой программы «Профилактика наркологических заболеваний». //Вопросы наркологии. – 2004. – № 1. – С. 47-53.
  21. Елшанский С.П. Некоторые этические и психологические проблемы реализации программ «снижения вреда» среди потребителей наркотиков. //Вопросы наркологии. – 2003. – № 2. – С. 36-51.
  22. Елшанский С.П. Психосемантические аспекты нарушений структурирования внутреннего опыта у больных опийной наркоманией.  Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Москва, 1999. – 205 с.
  23. Елшанский С.П. Психосемантические аспекты нарушений структурирования внутреннего опыта у больных опийной наркоманией: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М.: МГУ, 1999. – 24 с.
  24. Елшанский С.П. Семантика внутреннего восприятия при зависимостях от психоактивных веществ (на модели опийной наркомании). Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Москва, 2005. – 322 с.
  25. Елшанский С.П. Семантика внутреннего восприятия при зависимостях от психоактивных веществ (на модели опийной наркомании). – М.: Научный мир, 2004. – 348 с.
  26. Елшанский С.П. Семантика внутреннего восприятия при зависимостях от психоактивных веществ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. М.: Московский научно-исследовательский институт психиатрии. – Москва, 2005. – 48 с.
  27. Елшанский С.П. Коммуникативная дефицитарность при зависимостях от психоактивных веществ. //Педагогика и психология образования. – 2010. – № 2. –  С. 93-95.
  28. Семенов Д.В. Социально-психологические особенности подростков с аддиктивным поведением. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Сургут, 2001. – 130 с.
  29. Семенов Д.В. Социально-психологические причины и профилактика употребления подростками токсических и наркотических веществ //Наркология. – 2004. – №10. – С. 76-80.
  30. Елшанский С.П., Федоров И.В., Абдулаева В.М. Приоритетные направления деятельности службы психологической помощи технического вуза. //Вопросы психологии. – 2009. – № 3. – С. 27-36.
  31. Елшанский С.П., Абдулаева В.М., Федоров И.В. Учет личностных и поведенческих особенностей участников образовательного пространства технического вуза в работе службы психологической помощи. //Психология в вузе. – 2008. – № 6. – С. 104-120.
  32. Елшанский С.П., Яковлев В.А. О необходимости исследований для обеспечения эффективной работы служб психологической помощи высших учебных заведений. //Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 1 (33) – С. 43.


Все статьи автора «Елшанский Сергей Петрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: