Конструктивное взаимодействие государственных структур Чеченской Республики с федеральными ведомствами, отечественными и зарубежными бизнес-структурами, научными и образовательными учреждениями, общественными организациями формирует в Чеченской Республике условия успешной реализации политики инноваций, расцвета экономики и повышения качества жизни чеченского народа. Этот позитивный процесс и личный вклад Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова в решение задач социально-экономической модернизации Чечни получили высокую оценку со стороны руководства Российской Федерации [1]. По итогам рабочей встречи с Президентом России В.В. Путиным 7 апреля 2014 года Рамзан Кадыров отметил: «Мне очень приятно, что Президент России дал положительную оценку нашей работе. Это вдохновляет. И мы сделаем все, чтобы Чечня стала не только одним из самых стабильных, но и одним из развитых регионов России» [2]. Качеством работы органов государственного управления в значительной степени определяются темпы и успешность реализации стратегических и текущих программ социально-экономического развития Чеченской Республики.
В контексте задачи дальнейшего совершенствования работы государственно-административного аппарата Чеченской Республики значительный интерес представляет исторический опыт деятельности органов государственной власти и управления Чечено-Ингушской АССР в 1960-1980-е гг. Изучение процесса подготовки и проведения в жизнь государственной социально-экономической политики СССР в конце 1950-х – 1991 гг. и специфики ее реализации в Чечено-Ингушетии дает полезный научный материал для современных экономистов, бизнесменов, общественных и культурных деятелей, государственных управленцев,
Одним из важнейших условий осуществления задач индустриальной модернизации Чечено-Ингушетии являлся профессионализм республиканского управленческого аппарата всех уровней. При восстановлении Чечено-Ингушской АССР в ее руководство вошли опытные административные работники, ученые, деятели промышленности и сельского хозяйства, большинство которых имело высокую степень моральной мотивации для работы на благо своей родной республики.
15 апреля1958 г. состоялась первая сессия Верховного Совета ЧИАССР; Председателем Президиума Верховного Совета был избран И.Л. Алмазов. В должности Председателя Совета Министров ЧИАССР был утвержден председатель Комитета по восстановлению Чечено-Ингушской автономии М.Г. Гайрбеков – один из самых уважаемых и авторитетных представителей чеченского народа, до войны – нарком просвещения и заместитель Председателя Совнаркома ЧИАССР. В1944 г. он прервал партийную учебу в Москве и добровольно отправился в Казахстан, где фактически заново начал партийную карьеру в должности инструктора Кустанайского райкома партии. На посту главы правительства восстановленной Чечено-Ингушетии М.Г. Гайрбеков работал вплоть до дня кончины в июне1971 г., посвящая все свои силы задачам социально-экономического и культурного развития Республики. Его приоритетами было создание в Чечено-Ингушской АССР современной эффективной системы науки и образования, которая должна была стать ключевым компонентом промышленной модернизации и экономического процветания Чечено-Ингушетии. Как и многие другие руководители ЧИАССР он следовал демократическому стилю руководства, не пользовался служебным автомобилем и охраной, внимательно выслушивал рассказы людей об их проблемах, стараясь помочь каждому, кто к нему обращался [3]. Имя Муслима Гайрбекова носит улица в селе Энгель-Юрт Гудермесского района.
В конце 1950-х гг. частично обновился состав республиканских министерств и ведомств ЧИАССР, причем на руководящие должности вернулись представители довоенной администрации Чечено-Ингушетии, большинство которых было в период депортации направлено в другие регионы, преимущественно в Киргизию. Так, например, среди высланных ответственных работников Чечено-Ингушетии был Б.Г. Дарсигов, занявший в новом правительстве пост министра финансов.
В последующие годы многие руководящие государственные посты в ЧИАССР занимали специалисты, юность которых прошла в конце 1940-х – 1950-е гг. за пределами исторической родины. Так, например, семья будущего председателя Президиума Верховного Совета ЧИАССР (в 1973-1990 гг.), писателя и философа Х.Х. Бокова в период депортации жила в Павлодарской области в большой бедности. Хажбикар Боков, уже в школьные годы проявивший свой литературный талант, вынужден был оставлять учебу для того, чтобы помогать своим близким, работал в поле пахарем и сеяльщиком, пастухом, позднее – завклубом. Сходную судьбу имели партийные и советские работники, инженеры, деятели высшей школы, возвратившиеся на родину в конце 1950-х гг. и включившиеся в процесс государственного строительства и промышленного развития Чечено-Ингушетии. В комитетах и комиссиях советских органов Чечено-Ингушетии на рубеже 1950 – 1960-х гг. формировались многонациональные коллективы, которые объединяли уроженцев республики и специалистов, прибывших из других регионов СССР. Так, первый секретарь Урус-Мартановского РК КПСС В.Ф. Русин работал в «Комиссии по ликвидации пережитков прошлого» Верховного Совета ЧИАССР, которую возглавлял его земляк и друг детства И.А. Алмазов. В воспоминаниях В.Ф. Русина освещается, в частности, вклад И.А. Алмазова в дело примирения кровников, требовавшее особого такта и знания чеченских традиций [4].
Ряд руководящих административных и партийных должностей в Чечено-Ингушской АССР занимали горные инженеры и профессиональные нефтяники, что соответствовало образу республики как одного из ведущих центров нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности страны. С1946 г. объединение «Грознефть» возглавил представитель бакинской школы инженеров-нефтяников С.С. Апряткин, имевший опыт работы в нескольких нефтяных трестах и на Краснодарском нефтекомбинате. В1948 г. за «выдающиеся заслуги в деле увеличения добычи нефти, выработки нефтепродуктов, разведки новых нефтяных месторождений и бурения нефтяных скважин» он был удостоен звания Героя Социалистического труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». В 1957-1958 гг. Апряткин занимал должность первого заместителя Чечено-Ингушского Совнархоза, а затем находился на руководящих постах в Чечено-Ингушском обкоме КПСС (в 1966-1975 – первый секретарь). Деятельность С.С. Апряткина в сфере руководства промышленностью ЧИАССР носила противоречивый характер. С одной стороны, архивные документы свидетельствуют о его принципиальности и упорстве, стремлении максимально содействовать модернизационному развитию экономики Чечено-Ингушетии. Уроженец г. Грозного В.Г. Хангельдиев вспоминал об Апряткине: «Республикой руководил хорошо, народ на него не обижался. Жил скромно, в трехкомнатной квартире пятиэтажного дома, рядом с Центральным универмагом на улице им. 11 Августа. Бессеребреник. Мебель, обстановка в квартире и посуда, как у рядового советского инженера» [5]. С другой стороны, в ряде современных публикаций на С.С. Апряткина возлагается ответственность за принятие Чечено-Ингушетией чрезмерно высоких обязательств по добыче нефти (до 30 млн. тонн в год). Слишком интенсивная, технологически неподготовленная откачка вела к быстрому обводнению многих скважин и в итоге к срыву запланированных поставок [6].
Преемник С.С. Апряткина на посту руководителя Чечено-Ингушского обкома КПСС А.В. Власов (впоследствии министр внутренних дел РСФСР и Председатель Совмина РСФСР) являлся выпускником Иркутского горно-металлургического института, работал в шахте, затем в комсомольских и партийных организациях Иркутской области и Якутии. В Чечено-Ингушской АССР главными объектами его внимания была социальная инфраструктура Грозного, а также задачи технологического обновления нефтеперерабатывающей промышленности ЧИАССР.
Председатель СНХ Чечено-Ингушской АССР М.А. Евсеенко до1957 г. занимал ответственные должности в управлении нефтяной промышленностью СССР: в довоенный период он возглавлял Главное управление нефтедобычи Кавказа и ряд других государственных и промышленных структур, в 1948-1954 гг. являлся заместителем, а в 1955-1957 – министром нефтяной промышленности СССР.
Депутаты Верховного совета Чечено-Ингушской АССР стремились оказать влияние на процесс формирования концепций и планов социально-экономического развития городов и сел Чечено-Ингушетии, уделяя первостепенное внимание вопросам обустройства повседневной жизни и быта своих земляков. Так, депутат Горячисточнинского избирательного округа В.Р. Эльмурзев на заседании Пятой Сессии второго созыва Верховного совета ЧИАССР в декабре1959 г., говорил: «Нам необходимо иметь районный центр, построить районную больницу. Пора уже иметь дорогу к селению Старая Сунжа, построить там баню. Все эти вопросы нами затрагивались неоднократно, однако они не нашли своего разрешения в народно-хозяйственном плане» [7, 74-75] Представитель Шелковского района Б.О. Давыдов отмечал невнимание некоторых хозяйственных органов к нуждам чеченского населения: «В районе многие чеченские семьи строят себе дома, однако районные организации не могут удовлетворить их запросы в кровле и других материалах. Все населенные пункты Шелковского района электрифицированы, а вот новый поселок, где проживают чеченцы, не электрифицирован, и средства на это в бюджете и народно-хозяйственном плане не предусмотрены» [7, с.77], и т.п.
В процессе реализации государственных программ развития и модернизации промышленности ЧИАССР проявились некоторые противоречия с господствовавшей в СССР официальной коммунистической идеологией, обусловленные национально-культурной спецификой северокавказского региона – глубоким влиянием исторических традиций и законов предков, почитанием старейшин и религиозных деятелей, особенностями национального характера и др. При этом органы центральной государственной власти СССР, идеологический отдел ЦК КПСС отводили ведущую роль в реализации проекта социалистических индустриальных преобразований местным партийным структурам ЧИАССР и региональным хозяйственным руководителям.
Одним из главных механизмов формирования политической, хозяйственно-административной и научной элиты Чечено-Ингушской АССР являлась партийная карьера, позволявшая социально активным гражданам ЧИАССР не только реализовать свои карьерные амбиции, но и непосредственно участвовать в решении задач социально-экономической модернизации республики. В1959 г. в Чечено-Ингушетии действовали Грозненская и Малгобекская городские партийные организации, 17 районных и 1105 первичных парторганизаций, включавших 23 369 коммунистов, которые должны были стать идеологической и организационной опорой промышленной политики КПСС в Чечено-Ингушской АССР.
В конце 1950 – 1960-е гг. одним из центральных направлений деятельности партийных организаций ЧИАССР явилась активизация участия коммунистов в деятельности хозяйственных организаций и промышленных предприятий, что находило отражение в работе обкомов и горкомов партии, уделявших значительное внимание конкретным задачам по вводу в строй новых строительных объектов, внедрению новой техники, развитию профессионального образования и т.п. В сентябре1959 г. состоялся IX Пленум Чечено-Ингушского обкома КПСС, на котором обсуждался вопрос «О состоянии и мерах улучшения работы с кадрами в партийной организации республики». В соответствии с новым Уставом КПСС и политикой обновления партийных кадров, проводившейся в этот период по всей стране, в первичных организациях ЧИАССР прошли перевыборы секретарей, причем две трети из них были избраны впервые, а их качественные характеристики значительно улучшились – 65% составили работники с высшим и средним образованием. В значительной степени был обновлен и состав советских органов ЧИАССР, в том числе, в Верховном Совете Чечено-Ингушской АССР новые кадры составили 77%. Одновременно предпринимались меры по вовлечению в партию представителей коренных национальностей ЧИАССР и повышению образовательного уровня партийных и советских работников, формированию корпуса квалифицированных руководителей среднего звена. К1961 г. почти все секретари райкомов партии и председатели райисполкомов Чечено-Ингушетии имели высшее образование, а большинство руководителей колхозов и совхозов получили специальную подготовку в области сельского хозяйства [7, с.78].
Среди представителей партийной номенклатуры, работавших в Чечено-Ингушетии до войны, следует упомянуть председателя Госплана ЧИАССР в 1960-1981 гг. Е.В. Брыксина. В1939 г. после окончания Новочеркасского индустриального института он был назначен на должность дежурного инженера Грозненской ТЭЦ, с 1943 по1948 г. находился на партийной работе в составе нефтяного отдела Грозненского обкома КПСС, а затем занимал ответственные должности в Грозненском областном Совете.
Значительный вклад в восстановление экономики и социальной сферы в Грозненской области, а затем и всей Чечено-Ингушской АССР внес партийный деятель и министр сельского хозяйства ЧИАССР В.Ф.Русин, довоенная юность которого прошла в Назрани и Галанчожском районе Чечни. С конца 1940-х гг. он работал в Грозненском обкоме партии, а в1954 г. возглавил Грозненское областное управление сельского хозяйства, затем Министерство сельского хозяйства, позднее занимал должность первого секретаря райкома в Урус-Мартане и Ачхой-Мартане. В конце 1950-х – начале 1960-х гг. его деятельность по обустройству переселенцев, возвращавшихся на родину, завоевала глубокое уважение в народе Чечено-Ингушетии. В2007 г. Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров наградил В.Ф. Русина медалью «За заслуги перед Чеченской Республикой».
Высшие советское партийно-государственное руководство в качестве политической задачи ставило создание в ЧИАССР просоветски настроенных национальных кадров в контексте общего развития системы образования на Северном Кавказе. При этом именно в результате реализации советской образовательной политики в ЧИАССР за короткий исторический период времени была сформирована национальная элита руководителей промышленности, управленцев, государственных и общественных деятелей, ученых, творческой интеллигенции, которые вплоть до настоящего времени являются выразителями национальной идентичности чеченского народа.
Поскольку в советский период членство в КПСС являлось необходимым условием при занятии любой значимой должности в системе государственного управления или хозяйственно-экономических структурах, то национальные кадры руководителей ЧИАССР должны были учитывать в своей деятельности официальные догмы марксистско-ленинской идеологии, в то же время, направляя основные усилия на промышленное и социально-культурное развитие республики. Одной из особенностей общественно-политической жизни Северного Кавказа в советский период, включая Чечено-Ингушскую АССР, являлось то обстоятельство, что на местах многие партийные работники негласно придерживались обычаев предков и не вели коммунистической и атеистической пропаганды, на что неоднократно указывали в своих официальных документах областные партконференции и пленумы обкома КПСС Чечено-Ингушской АССР. Слабое участие в антирелигиозной пропаганде принимала и чеченская интеллигенция; в основном, эти функции возлагались на агитаторов и лекторов, прибывших из других областей страны. Данная тенденция сохранялась и в 1970 – 1980-е гг. Так, Х Пленум Чечено-Ингушского обкома КПСС в марте1973 г. обсуждал проблемы влияния ислама, а также устойчивости традиционного правового института тейпов и других обычных норм среди населения республики.
В современных исследованиях, посвященных этно-социальным процессам ХХ века в северокавказском регионе, отмечается, что в Чечено-Ингушетии «фактически доминировала не советская, а традиционная элита – подлинная и органичная для своего сообщества, адекватная его социальной структуре, традициям и мировосприятию» [7, с.177]. Соответственно, степень поддержки со стороны старейшин и духовенства Чечено-Ингушетии позитивных процессов социальной адаптации молодежи в советском обществе (освоения перспективных профессий, продвижения в административной и научной сфере, на высокотехнологичном производстве) оказывала влияние на темпы формирования национальной интеллигенции и кадров квалифицированных рабочих и повышение их роли в модернизации экономики ЧИАССР. На рубеже 1950 – 1960-х гг. данный фактор имел существенное значение в контексте программ социально-экономической модернизации Чечено-Ингушетии.
Следует отметить, что именно через партийные организации нередко решались многие конкретные производственные задачи, устранялись дефекты управления и снабжения предприятий. Так, например, после резкой критики в адрес Грозненского завода гаражного оборудования, прозвучавшей на VII Пленуме Чечено-Ингушского обкома КПСС, количественные и качественные показатели работы предприятия заметно улучшились, завод «стал работать ритмично и рентабельно» [8]. В1965 г. его продукция получила диплом ВДНХ II степени, инженеры и лучшие рабочие были награждены золотыми и бронзовыми медалями ВДНХ.
В середине 1960-х гг. в объединении Грознефть возникли серьезные проблемы со снабжением специальным оборудованием и материалами: в частности, в1965 г. из-за отсутствия необходимого количества обсадных труб простояло 65 скважин – по оценке начальника «Грознефти» Назарова, «небывалая цифра за все время работы». Именно с помощью Обкома партии ЧАССР нефтяникам удалось добиться поставок импортных труб повышенной прочности [9], и т.п.
Работники партийных и советских органов Чечено-Ингушской АССР принимали активное участие в решении проблем промышленных предприятий, налаживая организационные и управленческие связи между различными ведомствами и снабженческими учреждениями на союзном и региональном уровне. «Чтобы организовать работу, например, цементного завода, не надо решений Совмина СССР или Госплана, не надо ждать указаний», – подчеркивалось на одном из заседаний Чечено-Ингушского обкома КПСС в1976 г. [10]
Партийное руководство, депутаты Верховного Совета, руководители органов исполнительной власти Чечено-Ингушской АССР принимали на себя значительную персональную и коллективную ответственность за развитие республики. В большинстве случаев администрация ЧИАССР демонстрировала профессиональный подход и целеустремленность в решении задач социально-культурной и промышленной модернизации Чечено-Ингушетии, активность и заинтересованность в эффективном управлении ЧИАССР.
Партийно-хозяйственное руководство Чечено-Ингушской АССР в период развития и модернизации промышленности республики стремились усовершенствовать хозяйственно-экономическую систему ЧИАССР, ускорить внедрение достижений научно-технического прогресса, преобразовать структуру экономики ЧИАССР в соответствии с задачами институциональной и технологической модернизации, заинтересовать работников промышленности в количественном и качественном росте результатов их труда, распределить инициативу, создать в республике национальный кадр высококвалифицированных рабочих, инженеров и управленцев. В то же время, в период 1970-1980-х годов часть партийно-государственного аппарата республики оказалась не готова к внедрению новых современных хозяйственных методов управления, предпочитая сохранение экономического положения и стагнацию в рамках «застойной» административно-командной системы СССР.
Таким образом, в процессе социально-экономической модернизации Чечено-Ингушетии в 1960-1980-е гг., одной из ключевых особенностей социума ЧИАССР являлось наличие достаточно многочисленного корпуса дальновидных партийно-хозяйственных руководителей, умевших в своей практической работе находить консенсус между официальной коммунистической идеологией и народными национальными традициями.
Идеологическое партийно-политическое давление со стороны ЦК КПСС на чеченское общество вызвало лишь отдельные частные деформации основ национальной культуры, что явилось в целом исключением из правила – чеченский социум, включая интеллектуальную и управленческую элиту, сохранил себя в условиях советской тоталитарной системы, что в дальнейшем стало одним из факторов национального возрождения Чечни на рубеже XX-XXI веков.
Действовавшие в Чечено-Ингушетии в 1950-1980-е гг. национальные кадры советского государственного аппарата, научно-технической интеллигенции, квалифицированных рабочих в значительной степени определили вектор исторического развития ЧИАССР, создав основу для современного модернизационного развития Чечни и ее социально-экономических успехов.
Библиографический список
- Пресс-конференция Президента Российской Федерации В.В. Путина 20 декабря 2012 г.: Стенограмма // Президент Российской Федерации. Официальный портал. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/17173
- Встреча Главы Чеченской Республики с Президентом Российской Федерации В.В Путиным 7 апреля 2014 г. // Правительство Чеченской Республики. Официальный портал. URL:: http://chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=14159
- Гешаев М.Б., Туркаев Х.В. Муслим Гайрбеков. Просветительская и государственная деятельность. — Москва: Олвиг, 2013. – 224 с.
- Русин В.Ф. Достоинство гордых. Моя жизнь с чеченцами и ингушами / 2-е изд. – Нальчик, 2006. – 669 с.
- Хангельдиев Владимир. Чечня глазами очевидца. Часть 2. Электронная публикация. URL: http://grozny-vh.moy.su/
- Герой Соц. Труда Апряткин Семен Семенович // Сайт «Герои страны». URL:: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=15388
- Боров А.Х. Проблемы социально-культурной модернизации Северного Кавказа: советский опыт // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т.12. № 2. С.177.
- Заседание Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР. Пятая Сессия второго созыва. 25 декабря1959 г. Грозный, 1960. С.74-75.
- Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп.102. Д.1252. Л.11.
- РГАСПИ. Ф. 17. Оп.102. Д.1242. Л. 107.
- РГАСПИ. Ф. 17. Оп.145. Д.1349. Л.17.