ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСПЕРТНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ ОФИЦЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Шульдешов Леонид Сергеевич1, Родионов Вячеслав Адольфович2, Поршнева Елена Геннадьевна3
1Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», кандидат военных наук, профессор, профессор военной кафедры Военно-воздушных сил факультета военного обучения Института военно-технического образования и безопасности
2Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», кандидат технических наук, доцент, начальник факультета военного обучения Института военно-технического образования и безопасности
3Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», кандидат педагогических наук, доцент военной кафедры Военно-воздушных сил факультета военного обучения Института военно-технического образования и безопасности

Аннотация
Одной из главных задач обеспечения высокой боевой готовности Вооруженных сил РФ является воспитание у будущих офицеров профессионально-важных качеств. В статье рассматриваются вопросы определения профессионально-важных офицерских качеств с помощью экспертного подхода при подготовке студентов на военных кафедрах. Отмечается, что отсутствие социального опыта делает молодежь удобным объектом для манипулирования в интересах враждебных для России сил.
Поэтому одной из главных задач всех руководящих органов должна быть изучение и профилактика причин появления молодежных экстремистских организаций и локализации борьбы с ними на основе законов и конституционных норм. Не случайно руководство страны уделяет этому вопросу особое внимание, что законодательно отражено в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», Общевоинских уставах РФ, военной присяге и др.
Сложность и разносторонность процессов формирования профессионально-важных офицеру качеств требуют умелого применения разнообразных методов педагогического воздействия. Способность воспитателя выбрать в различной обстановке наиболее эффективный метод, творчески применить его – яркое проявление педагогического мастерства учителя.
В статье решается задача: провести ранжирование профессионально важных качеств офицера, формируемых на факультете военного обучения (ФВО), путем проведения экспертной оценки.

Ключевые слова: подготовка студентов, процесс обучения, формирование качеств, экспертный подход


APPLICATION OF EXPERT APPROACH FOR DETERMINING THE OFFICER’S PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES

Shuldeshov Leonid Sergeevich1, Rodionov Vyacheslav Adolovich2, Porshneva Elena Gennadjevna3
1Federal State-Funded Autonomous Educational Institution of Higher Vocational Education «Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University», candidate of military sciences, professor at the Air Force Military Subfaculty of the Military Training Department of the Institute of Military Engineering and Safety Research
2Federal State-Funded Autonomous Educational Institution of Higher Vocational Education «Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University», candidate of technical sciences, associate professor, head of the Military Training Department of the Institute of Military Engineering and Safety Research
3Federal State-Funded Autonomous Educational Institution of Higher Vocational Education «Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University», candidate of pedagogic sciences, associate professor at the Air Force Military Subfaculty of the Military Training Department of the Institute of Military Engineering and Safety Research

Abstract
One of the main tasks of ensuring the high combat readiness of the Armed Forces is to educate future officers professionally important qualities.
The article deals with the definition of professionally important qualities of the officers with the help of expert approach in preparing students for the military departments. It is noted that the lack of social experience makes young people a convenient target for manipulation in the interests hostile to Russian forces.
Therefore, one of the main tasks of the supervisory authorities should be the study and prevention of the causes of youth extremist organizations and localization of dealing with them on the basis of laws and constitutional norms. Not by chance the country's leadership pays special attention to this issue, that the law is reflected in the federal law «On Military Duty and Military Service», military regulations of the Russian Federation, the military oath, and others.
The complexity and diversity of the processes of formation of professionally important qualities of the officer, require skilled use of various methods of pedagogical influence. The ability to choose a tutor in different situations is the most effective method to apply it creatively – a vivid manifestation of pedagogical skill of the teacher. In the article the problem is solved: to rank professionally important qualities of the officer formed on the military training department (MTD), through a peer review.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Шульдешов Л.С., Родионов В.А., Поршнева Е.Г. Применение экспертного подхода для определения профессионально-важных офицерских качеств // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/02/14041 (дата обращения: 21.02.2024).

Актуальность. Одной из главных задач обеспечения высокой боевой готовности Вооруженных сил РФ (ВС РФ) является воспитание у будущих офицеров профессионально-важных качеств.

Целью и результатом обучения является формирование готовности выпускников военных кафедр к профессиональной деятельности, т.е. целостного комплекса свойств личности на основе профессиональных знаний, умений и навыков, которые в нужный момент и в разных условиях преобразуются обучающимися в соответствии с задачами учебной (или далее профессиональной) деятельности в уверенные действия, приводящие к профессиональной самореализации,  личностному самосовершенствованию и саморазвитию [1, 2].

Вместе с тем, открытость средств массовой информации позволяет населению страны получать различную сомнительную информацию, в том числе и безнравственную, что подрывает идейные устои личности в необходимости целостности России, содружества ее народов, исторического прошлого, положительного опыта, что препятствует дальнейшему устойчивому развитию государства. Эти явления оказывают негативное влияние на формирование мировоззрения будущих офицеров ВС РФ. Отсутствие социального опыта делает молодежь удобным объектом для манипулирования в интересах враждебных для России сил. Поэтому одной из главных задач всех руководящих органов должна быть изучение и профилактика причин появления молодежных экстремистских организаций и локализации борьбы с ними на основе законов и конституционных норм. Не случайно руководство страны уделяет этому вопросу особое внимание.

Военно-патриотическое воспитание студентов является важнейшей составной частью учебного процесса на военных кафедрах учебных заведений; оно направляется на формирование у студентов высоких профессионально-боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения конституционного долга по защите Отечества [5]. Не преувеличивая можно сказать, что оно особенно важно для будущих офицеров – защитников Отечества и офицеров запаса – резерва Вооруженных сил.

Сложность и разносторонность процессов формирования профессионально-важных офицеру качеств требуют от учителя выбора наиболее эффективных метода воздействия и применения их в различных условиях обстановки.

Не секрет, что часть студентов при поступлении на военную кафедру преследуют вполне конкретные цели уклонения от военной службы. Вместе с тем, за последние 3 года в связи с коренным изменением внешнеполитической обстановки мотивация студентов при поступлении на военные кафедры гражданских вузов стала меняться в лучшую сторону. Так на факультете военного обучения (ФВО) ФГАОУ ВО «СПбПУ» был проведен опрос ста студентов технических специальностей, которым было предложено выбрать два мотива поступления на военную кафедру из одиннадцати (двенадцатый – возможность указать свой вариант ответа):

  1. патриотические побуждения;
  2. желание приобрести новые знания, умения и навыки;
  3. возможность зачисления в запас без прохождения военной службы по призыву;
  4. стремление испытать себя;
  5. желание быть готовым защищать свою страну, семью (например, в случае возникновения войны);
  6. по советам родственников или друзей;
  7. получение воинского звания офицера запаса для возможного прохождения военной службы в ВС РФ или других силовых ведомствах и министерствах по контракту;
  8. за компанию с друзьями;
  9. престижность профессии офицера;
  10. возможность не посещать гражданскую кафедру в выделенный день военной подготовки;
  11. желание носить военную форму одежды.

Проведенный опрос выявил следующую мотивацию при поступлении студентов на военную кафедру: на первое место студенты поставили «возможность зачисления в запас без прохождения военной службы по призыву»; на второе – «желание приобрести новые знания, умения и навыки»; на третье – «желание быть готовым защищать свою страну, семью (например, в случае возникновения войны)»; на четвертое – «получение воинского звания офицера запаса для возможного прохождения военной службы в ВС РФ или других силовых ведомствах и министерствах по контракту». Таким образом, почти 70% студентов выбрали второй и третий мотивы, а каждый второй (!) студент выбрал мотивы поступления на военную кафедру – желание защищать свою страну, семью, а также возможность пройти военную службу (см. рис.1).

Рис. 1. Характеристика мотивов выбора студентами обучения на военной кафедре

При определении перечня профессионально важных качеств офицера ВС РФ был проведен опрос 20 офицеров из числа преподавателей и командного состава факультета, имеющий большой опыт службы в ВС.

По результату этого опроса определены для дальнейшего анализа 20 наиболее профессионально важных качеств, необходимых офицеру – защитнику Отечества (см. табл.2).

Одним из эффективных методов выявления приоритетов по определению рейтинга формируемых офицерских качеств является экспертный подход. Для ранжирования их важности была разработана методика определения профессионально важных качеств офицера с использованием экспертного подхода.

Известны классические способы проведения экспертной оценки: метод простого ранжирования, метод задания весовых коэффициентов, метод последовательных сравнений, метод парных сравнений, нечеткие интервальные оценки для лингвистических переменных и др.

Поставленная задача: провести ранжирование профессионально важных качеств офицера, формируемых на ФВО, путем проведения экспертной оценки с помощью метода парных сравнений.

Производить парное сравнение удобно в тех случаях, когда различия между объектами по разным факторам настолько мало, что непосредственное ранжирование не обеспечивают разумного упорядочивания, что характерно для нашего исследования.

Предложена следующая последовательность действий.

1. Для расчета нормированной итеративной силы каждого параметра оператору необходимо ввести в таблицу исходные данные, исходя из условия:

αij={ 2, если Xi>Xj;    где i=j=1, …, n;

1, если Xi=Xj;

0, если Xi<Xj }

Таблица 1. Исходные данные

Для удобства представления метода в таблицу 1 внесены первые 5 параметров, аналогично расчеты проводились по 20 параметрам.

Xi<Xj -означает, что приоритет j-го объекта выше, чем у i-го объекта;

Xi=Xj – означает, что объекты равноценны (αij, где i=j, всегда будет равна единице, так как мы сравниваем один объект с самим собой).

2. Pi(1) – итеративная сила первого порядка объекта Xi находится как сумма Pi(1)=∑αij, где j=1, …, n. Сила других объектов не учитывается.

Пример: P1(1) = α11+α12+α13+α14+α15.

3. Pi(2) – итеративная сила второго порядка объекта Xi. Рассчитывается с учетом силы других объектов: Pi(1)=∑αijPj где j=1, …, n.

Пример:  P1(2) = α11*P1(1)+α12*P2(1)+α13*P3(1)+α14*P4(1)+α15*P5(1).

4. Piотн(1) – нормированная итерированная сила первого порядка объекта Xi. Рассчитывается как отношение Piотн(1) = Pi(1)/∑Pi(1).

Пример: P1отн(1) = P1(1)/∑Pi(1).

5. Piотн(2) – нормированная итерированная сила второго порядка объекта Xi. Рассчитывается,  как отношение Piотн(2) = Pi(2)/∑Pi(2).

Пример: Piотн(2) = P1(2)/∑Pi(2).

С каждой последующей итерацией значения Pi (K) уточняются.

В табл. 2 и на диаграмме рис.2 представлено распределение мнений 20 экспертов офицеров относительно 20 рассматриваемых параметров, рассчитанных по предложенным правилам.

В табл. 3 и на диаграмме рис.3 представлено распределение мнений 100 экспертов студентов.

Для оценки точности экспертной оценки рассчитаны общая средняя ошибка (по правилам сложения дисперсий):

где N – количество оцениваемых параметров для проведения анализа. Общая средняя ошибка позволяет определять точность всей процедуры экспертной оценки, на основе этого показателя можно сделать вывод о значимости отличий оценки показателей и провести их ранжирование.

Таблица 2. Группа экспертов – офицеры

Рис. 2. Рейтинг профессионально-важных качеств военнослужащего (эксперты – офицеры)

Таблица 3. Группа экспертов – студенты технических специальностей

Рис. 3. Рейтинг профессионально-важных качеств военнослужащего (эксперты – студенты)

Таблица 4. Средняя ошибка оцениваемых параметров

При обработке ранговых показателей в экспертных оценках применен метод ранговой корреляции, который позволил установить близость оценок экспертов. Степень согласованности мнений экспертов устанавливался с помощью коэффициента Кендалла (W) – коэффициента согласия или конкордации по следующей формуле [3, 4]:

где W – коэффициент конкордации (согласия) экспертов; S – разность между суммой квадратов рангов по каждому признаку и средним квадратом суммы рангов по каждому признаку; P – ранги; m – число экспертов; n – число сравниваемых признаков.

Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне от 0 до 1 (чем ближе коэффициент к 1, тем выше согласованность экспертов), при этом: 0 – полная несогласованность, 1 – полное единодушие, от 0,1 до 0,3 – низкая степень согласованности, от 0,3 до 0,6 – средняя, более 0,6 – высокая.

Для оценки статистической значимости коэффициента конкордации использовали формулу определения критерия хи-квадрат: χ2 = (n – 1)·m·W. Достоверным считали коэффициент, если искомое значение χ2 превышает его табличный вариант при числе степеней свободы (n′), равном n – 1.

Таблица 5. Коэффициент конкордации оцениваемых качеств

ВЫВОДЫ.

  1. Особенно важное значение из формируемых на факультете военного обучения качеств для будущих офицеров имеет патриотическое воспитание, как станового хребта Вооруженных сил РФ. Наша задача – воспитание молодежи на примерах любви к Родине, беззаветной храбрости и бесстрашия, которые во все времена были присущи нашим воинам. Независимая экспертная оценка, проведенная на факультете военного обучения с помощью метода расстановки приоритетов (вариант парных сравнений) по 100 бальной шкале, подтвердила важность качества – патриотизм. Из 20 наиболее профессионально-важных качеств, необходимых офицеру, патриотизм занимает второе место, по мнению 20 независимых экспертов офицеров (преподавателей кафедры). Первое место, соответственно в этой группе, заняло качество – верность присяге.
  2. Научные результаты, достигнутые в ходе эксперимента по выявлению наиболее важных профессиональных качеств для офицеров ВС РФ показали, что приоритеты первых шести качеств в целом распределились следующим образом: приоритет первого места в обеих группах экспертов был отдан верности присяге. Вторые и третьи места в группе офицеров заняли качества патриотизма и профессионализма. В группе студентов эти места отданы честности и храбрости. Ответственность в обеих группах заняла 4 место. Высокий моральный дух в обеих группах – 6 место. К сожалению, эксперты – студенты патриотизм поставили, в отличие от офицеров, только на 7 место, очевидно по причине отсутствия опыта службы в войсках.
  3. Данный экспертный подход является универсальным. Его можно применить также и в других областях, связанных с расстановкой приоритетов при оценивании различных параметров.

Библиографический список
  1. Булат Р.Е. Управление качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах: автореф. дис. … доктора пед. наук (13.00.08). – Санкт-Петербург, 2010. – 46 с.
  2. Поршнева Е.Г. Состояние и тенденции развития системы военной подготовки в гражданских вузах // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 2 (30) − С. 18.
  3. Жилякова Е.В., Ларин С.П. Методы и приемы проведения независимой экспертизы // Вест. Воронеж. гос. университета. Серия: Экономика и управление. – 2009. – № 2. – С. 108–116.
  4. Применение методов экспертных оценок в научных исследованиях и в практической деятельности: Учебное пособие для послевузовской подготовки врачей / под ред. И.П. Артюхова. Красноярск: КрасГМА, 2008. – 54 с.
  5. Шульдешов Л.С., Родионов В.А. Психолого-педагогические аспекты воспитания студентов на военных кафедрах // Научный форум с международным участием «Неделя науки в СПбПУ»: материалы научно-практической конференции. –  Санкт-Петербург, 2015. – С. 136-140.


Все статьи автора «Поршнева Елена Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: