НЮРНБЕРГСКИЕ СЧЕТНЫЕ ЖЕТОНЫ XVIII – XIX ВВ. С ПОРТРЕТАМИ РОССИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ

Руденко Игорь Витальевич1, Мицкевич Ирина Викторовна2
1ООО "Аромадон", заместитель директора
2Южный федеральный университет, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, старший преподаватель кафедры теории журналистики

Аннотация
Статья посвящена недостаточно изученному объекту исследования – части нюрнбергских счетных жетонов (нем. Rechenpfennig) XVIII – XIX веков, на аверсах которых изображены портреты русских императоров. Эмпирический материал составили предметы из нумизматических собраний музеев мира (Россия, США, Западная Европа) и частных коллекций. В статье рассмотрены основные типы счетных пфеннигов русского стиля, дается их классификация и описание. Авторы прослеживают связь изображений на рехенпфеннигах XVIII – XIX веков, посвященных России, с жетонами более раннего периода.

Ключевые слова: атрибуция, медальер, нумизматика, Нюрнберг, счетный жетон


NUREMBERG COUNTING TOKENS 18TH-19TH CENTURIES WITH PORTRAITS OF RUSSIAN EMPERORS

Rudenko Igor Vitalievich1, Mitskevich Irina Viktorovna2
1Aromadon LLC, Deputy Director
2Southern Federal University, Institute of Philology, journalism and intercultural communication, Senior lecturer of the Department of theory of journalism

Abstract
The article deals with a byway object of investigation – the part of Nuremberg counting tokens (gem. rechenpfennig) 18th-19th centuries, where on the obverses are depicted the portraits of Russian Emperors. The empirical data was provided by the counters from the numismatic collections of the museums of the world (Russia, USA, West Europe) and some private collections. The article describes the main types of counting tokens the Russian style, gives their classification and description. The authors follow the relationship of images on counting tokens 18th-19th centuries, devoted to Russia, with the counting of the earlier period.

Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Руденко И.В., Мицкевич И.В. Нюрнбергские счетные жетоны XVIII – XIX вв. с портретами российских императоров // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/02/13982 (дата обращения: 21.02.2024).

Нумизматический словарь определяет счетные жетоны (нем. rechenpfennig, франц. jeton, jetton,англ. counter) как «металлическую марку для принятых в древности и в средние века подсчетов с помощью счетной доски (абака)» [1, с. 270]. При проведении подсчетов их передвигали по горизонтальным линиям, нанесенным на счетную доску. В XIII веке счетные жетоны стали использовать сначала во Франции и Италии, позже в Нидерландах, а затем они распространились по всей Европе. Рехенпфенниги изготавливались размером от 20 до 28 мм, всегда с низким рельефом для удобства передвижения по плоской поверхности счетной доски. Чеканились они в основном из сплавов меди – бронзы или латуни. Серебряные жетоны выпускались крайне редко, а золотые, по предположению немецкого исследователя Карла Геберта, изготавливались в единственном экземпляре в качестве подарочных предметов специально для купца, на которого работали мастера, или для очень близкого друга [2, с. 36].

Уже во второй половине XVIII века счетные жетоны стали предметом научного интереса [3, с. 16-17]: в Лондоне вышел первый посвященный этой теме труд английского нумизмата Томаса Снеллинга (1712–1773)«Обзор происхождения, природы и использования жетонов или счетных жетонов».В течение XIX–XX веков нумизматическая библиография регулярно пополнялась аналитическими трудами зарубежных исследователей, посвященными атрибутике рехенпфеннигов (так называют счетные жетоны в Германии), биографиям нюрнбергских медальеров, истории чеканки и использования этих предметов [4]. Трехтомный каталог британца М. Митчинера «Jetons, MedalletsandTokens», выходивший в Лондоне с 1988 по 1998 годы [5], служит для исследователей основным источником в вопросах датировки западноевропейских счетных жетонов. В последние два десятилетия глобальная сеть дала возможность познакомиться с научными статьями зарубежных авторов, затрагивающими некоторые аспекты данной темы [6].

В России изучением счетных жетоновзанимался известный историк-нумизмат И. Г. Спасский, составивший подробное описание жетонов из коллекций Государственного Эрмитажа, Томского областного краеведческого музея и Музея археологии и этнографии Сибири ТГУ. Ученые, близкие к археологическим комплексам Сибири, постоянно пополняли научное знание многочисленными статьями о найденных артефактах нумизматического характера. В последние два десятка лет увидели свет посвященные счетным жетонам научные статьи А. А. Пушкарева, О. А. Милищенко и ряда других авторов.

На протяжении веков почти все мастера чеканили на аверсах счетных пфеннигов портреты правителей европейских держав. Не стала исключением и Россия: с развитием торговых отношений и возрастающей ролью России в европейском сообществе граверы стали помещать на аверсах жетонов портреты правящих российских императоров. Эта часть жетонов до настоящего времени остается мало изученной: даже в фундаментальном каталоге Митчинера «россика» представлена всего лишь 27 предметами.

Материалом для настоящего исследования стали нумизматические собрания Германского национального музея (Нюрнберг), Государственного нумизматического собрания Мюнхена, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Государственного художественного собрания Дрездена, Государственного исторического музея (Москва), Государственного Эрмитажа, Музея истории искусств (Вена), Национального музея Финляндии (Хельсинки), Национального музея американской истории Смитсоновского института (Колумбия, США), а также счетные жетоны, хранящиеся в частных коллекциях.

Из нескольких тысяч нюрнбергских счетных жетонов разных периодов, предназначенных для экспорта в разные страны, были выявлены 178 предметов, относящихся к русскому стилю. Жетонысистематизированы в хронологической последовательности, согласно годам правления российских монархов, изображенных на аверсах, начиная с Петра II и заканчивая Николаем I. Самая значительная группа– 107 жетонов – посвящены императору Александру I, что связанос пиком его популярности в Германии во время освободительной борьбы союзных сил с Наполеоном в 1813–1815 гг. Остальные группы представлены следующим образом: жетоны с портретом Петра II – 5 предметов, Анны Иоанновны – 17, Елизаветы Петровны – 6, Екатерины II – 13, Николая I – 27. Отдельную группу составили жетоны с изображениями полководцев М. И. Платова – 2 и П. Х. Витгенштейна – 1.

Первые «русские» счетные жетоны – с изображением императора Петра II на аверсе и российского герба на реверсе – были отчеканены в мастерской Иоганна Якоба Дитцеля. Эта серия является примером полного соответствия аверса и реверса русской теме. К этой же группе относятся и жетоны, рассказывающие о некоторых событиях российской истории. Победам России в войне с Турцией 1735–1739 гг. посвятили свои рехенпфенниги с портретом императрицы Анны Иоанновны сразу несколько мастеров – И. Я. Дитцель, И. Х. Райх, И. А. Фогель, М. Лейкауф, Х. З. Аннерт, изобразив в разных вариациях победу русских при взятии крепости Азов в 1736 году. Нюрнбергские мастера первой половины XIX века оставили нам счетные жетоны о событиях и героях войны с Наполеоном и Заграничных походах 1812–1814 гг. Так, на жетоне с аверсным портретом императора Александра I изображен генерал М. Б. Барклай-де-Толли на скачущей лошади, с поднятой обнаженной саблей (из коллекции Государственного нумизматического собрания Мюнхена), похожее изображение всадника на реверсе другого жетона обрамлено легендой, которая гласит: |GENERAL GRAF V: WITTGENSTEIN | (Генерал граф фон Витгенштейн). Атаману Матвею Платову посвящено два рейхенпфеннига с идентичными аверсами – изображением профильного портрета полководца и надписью: | HETMAN | GRAF PLATOW |, а реверсы различны: на первом изображена сидящая богиня, держащая птицу, а на втором – едущий верхом казак с пикой за спиной (из собрания Государственного Эрмитажа).

Однако подавляющее большинство счетных жетонов русской темы можно назвать гибридами, так как аверс как правило мастера резали специально для России, а для реверса использовали готовые хорошо сохранившиеся штемпеля от других жетонов с сюжетами, почерпнутыми из произведений более раннего времени. Этипредметы не отличались художественными достоинствами, а выбор изображений зависел, по-видимому, от желания мастера или стечения разнообразных, порой курьезных, обстоятельств. Примером может служить гибридный экземпляр, отчеканенный в мастерской И. Я. Дитцеля, где на аверсе помещен погрудный портрет короля Франции и Наварры Людовика XV, а на реверсе – российский герб.

На некоторых предметах встречаются несоответствия в датах: так, на реверсе жетона с портретом Александра I указан 1800 год, хотя император пришел к власти только в марте 1801 года.

Если изображения аверсов четко свидетельствуют о принадлежности к российской тематике, то отследить «происхождение» реверсов достаточно сложно. Однозначно французские мотивы читаются на реверсах с изображением галльского петуха, как одного из аллегорических символов Франции, и конной статуи Людовика XV, установленной в Бордо [7, с. 10-28].

На реверс жетона с портретом Александра I, штемпель которого был изготовлен в 1793 году сразу после казни Людовика XVI, мастер поместил изображение погребальной урны. На жетонах с портретом Елизаветы Петровны изображен букет из трех лилий, который также можно трактовать как намек на национальную эмблему Франции. К французской теме можно отнести и рисунок фонтана с высокой струей воды, который похож на фонтан в Версальском парке, изображенный на одном из типов французских жетонов.

Собственно немецкий мотив встречается значительно реже. На жетонах с портретами Александра I и Николая I изображены улицы города Нюрнберга. Другой жетон с портретом Николая I, выполненный Иоганном Хубером, напоминает об одном из главных событий того времени – строительстве первой железной дороги между Нюрнбергом и Фюртом, – на его реверсе изображен паровоз «Адлер». Реверс уникального жетона с портретом великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) мастер посвятил полету на воздушном шаре француза Бланшара, который поднялся в небо над Нюрнбергом в 1787 году.

К английскому стилю М. Митчинер относит жетон с изображением Веллингтонской арки в честь победы Великобритании в Наполеоновских войнах [5, т. 1, c. 546], и многочисленные штемпеля с фруктовым деревом, выполненные разными мастерами [5, т. 1, c. 566].

Многие жетоны XVIII – начала XIX веков имеют на реверсах изображения античных богов – Минервы, Меркурия, Купидона, Венеры, нередки также символы свободы, счастья и торговли – крылатого якоря, скачущей лошади, рогов изобилия. Подобные изделия купцы в большом количестве привозили в Россию, где они становились элементами декора женских украшений (монисто) [8, c. 130-138].

Несмотря на предпринятые попытки собрать все образцы нюрнбергских жетонов российской тематики, остается недостаточно исследованной существенная часть эмпирического материала, следовательно, еще открыто широкое поле для дальнейших изысканий.


Библиографический список
  1. Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата. Пер. с нем. М.: Радио и связь, 1982.
  2. Gebert C.F. Die Nurnberger Rechenpfennigschlagen. Munich, 1918.
  3. Snelling T. A view of the origin, nature and use of jettons or counters. London, 1769.
  4. Forrer L. Biographical dictionary of medallists. Vol. I–VIII. London, 1904-1916; Thieme U., Becker F. (hrsg.).Allgemeines Lexikon der Bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. Leipzig, 1907; Barnard F. P.The Casting-Counter and the Counting-Bord. Oxford, 1916.
  5. Mitchiner M. Jetons, Medalets & Tokens. Vol 1-3. London, 1988, 1991, 1998. Vol 1. The Medieval Period and Nuremberg. London, 1988. с. 546, 566. В отношении жетонов русского стиля Митчинер допускает ряд ошибок в воспроизведении легенд, в частности, игнорирует знаки пунктуации, а они играют важную роль в определении идентичности штемпелей. Кроме того, из 27 представленных в его каталоге счетных жетонов русского стиля шесть не визуализированы и имеют только текстовые описания.
  6. Beek, Bert van. Jetons: their use and history. 2002 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chicagocoinclub.org/projects/PiN/juh.html; Berthod D. Jetons de Nuremberg à thématique romaine / Bulletin Numismatique, février, Paris, 2014.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://flips.cgb.fr/bn128/files/ assets/basic-html/page1.html; Furner J. The inscriptions on Nuremburg Jetons. 2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. bexleycoinclub.org.uk/article3.htm.
  7. Carde M. Medailles, jetons et autres documents numismatiques de la ville de Bordeaux et du department de la Gironde. 2004.
  8. Спасский И.Г. Счетные жетоны / Исторический памятник русского арктического мореплавания XVII в. Л.; М: Главсевморпути, 1951. С. 130–138


Все статьи автора «Мицкевич Ирина Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Один комментарий к “Нюрнбергские счетные жетоны XVIII – XIX вв. с портретами российских императоров”

  1. 21.02.2016 в 10:34

    Один из вариантов жетона Дитцеля с Петром II изображен и описан в моей статье: Малкова Н.М., Морозов В.Ю. Украшения мордовского костюма XVIII – начала XIX вв. (по материалам из могильника у с. Коноваловки Борского района) // Краеведческие записки. Вып. 8. – Самара, 1996. С. 249-268.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: