СУБЪЕКТНАЯ СФЕРА ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАСТВУЮЩИХ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СТУДЕНТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА

Баженова Наталья Геннадьевна
Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема
кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматривается субъектная сфера жизненных ориентаций студента (участник и не участник общественных организаций). Для эксперимента был использован методика, разработанная Е.Ю.Коржовой. Было показано, что студенты участники объединений имеют более высокие количественные статистически различимые значения психологических характеристик субъектной сферы жизненных ориентаций личности: трансситуационная изменчивость, трансситуационная направленность, трансситуационная подвижность, трансситуационное творчество.

Ключевые слова: жизненные ориентации, личность, молодежные объединения, самоорганизация, студент


THE SUBJECT SPHERE OF LIFE ORIENTATIONS FOR THE STUDENTS OF REGIONAL UNIVERSITY PARTICIPATING IN PUBLIC ORGANIZATION

Bazhenova Natalia Gennadievna
Sholom-Aleichem Priamursky State University
candidate of pedagogical sciences, associate professor

Abstract
The article discusses the subjective sphere of life orientations for the student (participant and participant of public organizations). For experiment was used the methodology developed by E. Yu. Korzhova. It was shown that the students-members of associations have a higher quantitative statistically distinguishable values of psychological characteristics of the subjective sphere of life orientations of the person: transsituation variability, transsituation orientation, transsituation mobility, transsituation creativity.

Keywords: life orientation, person, self-organization, youth organization


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Баженова Н.Г. Субъектная сфера жизненных ориентаций участвующих в общественных организациях студентов регионального вуза // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/08/12201 (дата обращения: 22.02.2024).

Административные, педагогические, психологические возможности всей внеучебной воспитательной системы вуза характеризуют студенческое самоуправление в воспитательном процессе. Учесть в этой работе субъектно-объектные ориентации молодежи необходимо и выявление их является актуальным, так как ведется целенаправленная разработка система самоорганизации студентов в вузе [1-5].

Психологические особенности самоорганизации деятельности рассматривались различными российскими и зарубежными учеными. Так С.А.Богомаз изучал типологические особенности самоорганизации деятельности [6]. Особенности взаимосвязи доверия к себе, жизнестойкости и самоорганизации деятельности у инновационно-ориентированных молодых людей показаны в исследовании А.И.Ватолиной [7]. С.С.Котова и О.Н.Шахматова выявили психологические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов [8]. В работах зарубежных ученых также затрагиваются проблемы самоорганизации [9-11].

Важную роль в самоорганизании играет субъектная сфера жизненных ориентаций. Е.Ю.Коржова разработала специализированный опрос для диагностирования их [12, 13]. Такой опросник используется во многих исследованиях. Например, А.А.Сбитнева [14] применила для выявления когнитивной дифференцированности как характеристики межличностного познания представителей различных типов субъект-объектных ориентаций. Представления о богатстве у лиц с разными типами субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях изучались И. О.,Корокошко,  Ю. В.Корокошко [15]. Е.А.Красильщикова [16] рассмотрела особенности жизненных ориентаций наркозависимых с различными сроками трезвости. Направленность личности: структурные компоненты и содержательные отличия у студентов разных профилей обучения показаны О.В.Рудыхиной [17]. А.В.Мальгина [18] искала зависимости при изменении смысловой сферы в процессе профессионального самоопределения. Е.В.Камнева [19] раскрыла особенности содержания временной перспективы и жизненных ориентаций студентов. Проблемы самосознания через действия в социальной сфере описывались A.E.Dodds и др. [20]. I.Marková изучала соотношение личности и общества. J.Martin и J.Sugarman [22] описали возможности и ограничения описания психологии человека.

Для выявления субъектной сферы жизненных ориентаций студентов был разработан опросник [12] на специализированном сервере опросов [23]. Весной2015 г. был проведен опрос в Приамурском государственном университете им.Шолом-Алейхема. В нем участвовало 175 студентов разных курсов и направлений. В исследовании было выделено 98 студентов, участвующих в организациях (группа №1), и 77 студентов, не участвующих в организациях (группа №2). Полученные данные были обработаны в средах MS Excel и IBM SPSS [25-26]. Предварительная обработка показала, что распределения результатов опроса не подчиняются нормальному закону, поэтому для определения статистической различимости результатов опроса между участниками и не участниками организаций нами выбран непараметрический U-критерий Манна-Уитни.

Опросник субъект-объектных ориентаций Е.Ю.Коржовой [12] позволяет выявить компоненты базовых жизненных ориентаций, проявляющиеся в жизненных ситуациях, и их обобщенный показатель. Основными показателями являются «трансситуационное творчество» – преобразующая жизненные ситуации активность и «трансситуационный локус контроля» – локус субъективного контроля над жизненными ситуациями. В свою очередь параметр трансситуационного творчества состоит из взаимосвязанных показателей «трансситуационная изменчивость» (стремление к самоизменениям), «трансситуационная направленность освоения мира» – внутреннего или внешнего (стремление улучшить себя либо взаимодействовать с внешним миром), «трансситуационная подвижность» (стремление к изменениям во внешней жизни).

По показателям опросника выявлены достоверные различия. Данные обработки сведем в табл.1.

Таблица 1 – Средние показатели субъект-объектных ориентаций в двух группах студентов

Психологические характеристики субъект-объектных ориентаций Студенты, участвующие в общественных организациях

N=98

Студенты, не участвующие в общественных организациях

N=77

Уровень статистической значимости по U-критерию Манна-Уитни
Общий показатель субъект-объектных ориентаций 4,88±1,633 5,38±1,843 P<0,05
Трансситуационная изменчивость 6,11±1,904 5,68±1,788 P<0,05
Трансситуациационный локус контроля 5,44±2,125 6,09±2,027 P<0,05
Трансситуациационная направленность 6,78±1,750 6,23±1,966 P<0,05
Трансситуациационная подвижность 6,85±1,495 6,31±1,880 P<0,05
Трансситуационное творчество 5,53±1,975 4,90±2,251 P<0,05

Полученные данные означают, что студенты, участвующие в самоуправлении, отличаются более высоким уровнем субъективного контроля над жизненными ситуациями, глубже ощущают ответственность за события своей жизни и стремятся ими управлять. Соответственно, они интенсивнее самоизменяются (трансситуационная изменчивость) и совершенствуют свой внутренний мир, углубляя самопознание (трансситуационная направленность освоения мира). При этом трансситуационной подвижностью в меньше мере обладают студенты, не участвующие в самоуправлении (р<0,05), как и более меньшим значением обобщенного показателя субъект-объектных ориентаций. Трансситуационная подвижность характеризует стремление человека взаимодействовать с новыми жизненными ситуациями (профессиональными, учебными и др.), к жизненным переменам, что вступает в некоторое противоречие с выше описанными значениями других показателей субъект-объектных ориентаций. Можно предположить, что данная характеристика в большей мере отражает внешне направленную активность, тогда как трансситуационная направленность и трансситуационная изменчивость в большей степени характеризуют активность по отношению к своему внутреннему миру. Это дает основания говорить о том, что лица, участвующие в самоуправлении, скорее всего, делают это не формально, а в соответствии с глубокими внутренними изменениями и вниманием к своему внутреннему миру. Более высокий показатель трансситуационной подвижности у студентов, участвующих в общественных организациях, возможно, свидетельствует о том, что имеется вероятность их вступления в другие молодежные организации. Трансситуационный локус контроля дает возможность справиться с жизненной ситуацией. Было показано [13], что трансситуационный локус контроля имеет взаимосвязи со шкалой «нейротизм–эмоциональная устойчивость» Г.Айзенка: внутренний локус контроля соотносится с эмоциональной устойчивостью, а внешний –с нейротизмом. Это согласуется с данными Н.Г.Тарабриной [27], которой выявлено, что существуют отрицательные корреляционные связи шкал интернальности с показателями методов, составляющих некоторый симптомокомлекс «психологического неблагополучия».

Для выявления гендерных отличий в субъектной сфере жизненных ориентаций студентов, участвующих и не участвующих в общественных организациях, респонденты были разделены на несколько групп: женщины (N=65, N=49), мужчины (N=33, N=28 ). Данные по обработке приведены в табл. 2 и 3.

Таблица 2 – Средние показатели субъект-объектных ориентаций в двух группах студентов женского пола

Психологические характеристики субъект-объектных ориентаций Студенты, участвующие в общественных организациях

N=65

Студенты, не участвующие в общественных организациях

N=49

Уровень статистической значимости по U-критерию Манна-Уитни
Трансситуационная изменчивость 6,23±1,959 5,61±1,801 P<0,05
Трансситуациационная подвижность 6,86±1,600 6,16±1,972 P<0,05
Трансситуационное творчество 5,54±1,961 4,69±2,293 P<0,05

Таблица 3 – Средние показатели субъект-объектных ориентаций в двух группах студентов мужского пола

Психологические характеристики субъект-объектных ориентаций по методике Е. Ю. Коржовой Студенты, участвующие в общественных организациях

N=33

Студенты, не участвующие в общественных организациях

N=28

Уровень статистической значимости по U-критерию Манна-Уитни
Общий показатель субъект-объектных ориентаций 4,85±1,661 5,96±2,027 P<0,05
Трансситуациационная направленность 7,09±1,646 6,14±1,799 P<0,05

Мы видим, что имеются достоверные отличия (P<0.05) по показателям трансситуационная изменчивость, трансситуациационная подвижность, трансситуационное творчество между группами женского пола. Студенты в этой группе в среднем имеют по выделенным характеристикам более высокие значения. У мужчин обнаружились статистически различимые показатели другие: общий показатель субъект-объектных ориентаций, трансситуациационная направленность. У участвующих в организациях студентов-мужчин более высокая трансситуациационная направленность, это означает, что у них более выражена направленность на совершенствование своего внутреннего мира,  самопознание.

Для  планирования работы отдела по внеучебной работы важно знать картину субъектно-объектных ориентаций у студентов младших и старших курсов. Поэтому мы посмотрели показатели у такой выборки (младшие курсы N=42 и N=48; старшие курсы N= 50, N=35), данные приведены в табл. 4 и 5.

Таблица 4 – Средние показатели субъект-объектных ориентаций в двух группах студентов (младшие курсы)

Психологические характеристики субъект-объектных ориентаций Студенты, участвующие в общественных организациях

N=42

Студенты, не участвующие в общественных организациях

N=48

Уровень статистической значимости по U-критерию Манна-Уитни
Трансситуационная изменчивость 6,38±1,898 5,79±1,690 P<0,05
Трансситуациационная направленность 7,21±1,845 6,21±1,994 P<0,05
Трансситуациационная подвижность 7,27±1,364 6,55±1,770 P<0,05
Трансситуационное творчество 5,83±1,814 5,00±2,084 P<0,05

Таблица 5 – Средние показатели субъект-объектных ориентаций в двух группах студентов (старшие курсы)

Психологические характеристики субъект-объектных ориентаций Студенты, участвующие в общественных организациях

N=50

Студенты, не участвующие в общественных организациях

N=35

Уровень статистической значимости по U-критерию Манна-Уитни
Общий показатель субъект-объектных ориентаций 4,72±1,629 5,40±1,958 P<0,05

По данным табл.4 у студентов младших курсов имеются достоверные различия между участниками и не участниками общественных объединений по показателям трансситуационная изменчивость, трансситуациационная направленность, трансситуациационная подвижность,  трансситуационное творчество, причем они заметно в среднем больше. У старшекурсников (табл.5) статистически различим только общий показатель субъект-объектных ориентаций.  Это означает, что студенты-младшекурсники, участвующие в самоуправлении, глубже ощущают ответственность за события своей жизни и стремятся ими управлять. Они интенсивнее самоизменяются (трансситуационная изменчивость) и совершенствуют свой внутренний мир, углубляя самопознание (трансситуационная направленность освоения мира). Такие результаты позволяют глубже спланировать работу по внеучебной деятельности, больше привлекать студентов, именно на первых-третьих курсах, к участию в общественно-полезных мероприятиях.  Студенты- старшекурсники, являющие членами молодежных организаций, обладают в среднем меньшим общим показателем субъект-объектных ориентаций, который складывается как трансситуационный локус контроля и трансситуационное творчество.

Таким образом, можно отметить, что участие студентов в различных общественных организациях положительно влияет на психологические компоненты субъектной сферы жизненных ориентаций личности.


Библиографический список
  1. Баженова Н.Г. Орган студенческого самоуправления: организация или самоорганизация? // Педагогическое образование и наука. 2011. № 4. С. 67-72.
  2. Баженова Н.Г. Самоорганизация студенчества в вузе: тезаурусный подход // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2013. № 4 (31). С. 247-254.
  3. Баженова Н.Г. Самоорганизация студенчества: заданность или данность? // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 81-86.
  4. Баженова Н.Г. Теоретические основания конструирования критериев оценки качества функционирования самоорганизации студенчества в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6-2. С. 74-77.
  5. Баженова Н.Г. Теоретические основания конструирования студенческого самоуправления // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. № 3. С. 94-97.
  6. Богомаз С.А. Типологические особенности самоорганизации деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 344. С. 163-166.
  7. Ватолина А.И. Особенности взаимосвязи доверия к себе, жизнестойкости и самоорганизации деятельности у инновационно-ориентированных молодых людей // Сибирский психологический журнал.  2009.  №. 34.  С. 45-47.
  8. Котова С.С., Шахматова О.Н. Психологические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов // Научные исследования в образовании. 2007. № 4. С. 91-98.
  9. Finn J.D., Zimmer K.S. Student engagement: What is it? Why does it matter? //Handbook of research on student engagement. Springer US, 2012. С. 97-131.
  10. Porta D., Diani M. Social movements: An introduction. John Wiley & Sons, 2009.
  11. Roueche J.E.,RouecheS.D.High Stakes, High Performance: Making Remedial Education Work.Washington: American Association of Community Colleges, 1999
  12. Коржова Е. Ю., Дворецкая М. Я. Психологическая диагностика здоровья личности: субъектные и духовные аспекты // Журнал прикладной психологии. 2005. № 6. С. 11-27.
  13. Коржова Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека. – СПб.: Изд-во РХГА, 2006. 384 с.
  14. Сбитнева А. А. Когнитивная дифференцированность как характеристика межличностного познания представителей различных типов субъект-объектных ориентаций //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. 2009. №. 105. С.198-204
  15. Корокошко И. О., Корокошко Ю. В. Представления о богатстве у лиц с разными типами субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях //В мире научных открытий.  2010. С. 63-65.
  16. Красильщикова Е. А. Особенности жизненных ориентаций наркозависимых с различными сроками трезвости //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. 2010. №. 136. С. 65-73
  17. Рудыхина О.В. Направленность личности: структурные компоненты и содержательные отличия у студентов разных профилей обучения // Нижегородское образование. 2014. № 4 (214). С. 69-75.
  18. Мальгина А.В. Изменение смысловой сферы в процессе профессионального самоопределения // Акмеология. 2014. № S3-4. С. 106-107.
  19. Камнева Е. В. Особенности содержания временной перспективы и жизненных ориентаций студентов // Психология третьего тысячелетия: II Международная научно-практическая конференция (Дубна, 2-3 апреля2015 г.). 2015. С. 165-167
  20. Dodds A.E., Lawrence J.A., Valsiner J. The Personal and the Social Mead’s Theory of the Generalized Other’ // Theory and psychology. 1997. Т. 7. №. 4. С. 483-503.
  21. Marková I. The individual and society in psychological theory //Theory and psychology. 2000. Т. 10. №. 1. С. 107-116.
  22. Martin J., Sugarman J. The psychology of human possibility and constraint. SUNY Press, 1999. 160 с.
  23. Анкета. URL: http://simpoll.ru/run/survey/9a8e827d
  24. Лагунова А.А., Муллинов Д.О., Баженов Р.И. Применение программной среды SPSS для исследования данных психологических методик // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5446 (дата обращения: 14.07.2015).
  25. Широкова Н.А., Баженов Р.И. Применение корреляционного анализа для исследования данных спортивных показателей студентов в среде SPSS // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 6 (18). С. 25.
  26. Иллюстрированный самоучитель по SPSS. URL: http://www.learnspss.ru/handbooks.htm
  27. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001. 272 с.


Все статьи автора «Баженов Руслан Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: