Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант №13-36-01006а1.
Семья – первый социальный институт, в котором получает свой жизненный опыт ребенок. Именно семья удовлетворяет первые базовые потребности ребенка – в общении, познании и безопасности. Однако даже внешне благополучные семьи могут таить в себе угрозу эмоциональной травматизации ребенка [1, 6]. Распространение такого типа родительского отношения к ребенку, как эмоциональное отвержение, при котором ребенок иногда может испытывать жестокое обращение к себе, чувствовать недовольство им со стороны родителей и даже враждебность, вследствие чего он становится тревожным, эмоционально неустойчивым, неуверенным в себе и даже агрессивным [4]. Такое состояние ребенка в младшем школьном возрасте особенно опасно, так как перед ребенком встает ряд новых жизненных задач, требующих, с одной стороны, его эмоциональной стабильности, с другой – активности, в том числе и познавательной.
Проблема формирования познавательной активности ребенка особенно актуально звучит применительно к младшему школьному возрасту. Познавательная активность является одним из доминирующих феноменов в этом возрасте. Ребенок переходит с одной ступени развития на другую, более сложную и ответственную: он идет в школу. У каждого ребенка, поступившего в школу, происходит повышение психологической напряженности, которая отражается не только на физическом здоровье, но и на его поведении [2]. В школе ребенка окружают сверстники, учителя, учебная деятельность разворачивается в определенной форме, зависящей от программы обучения и т.д. Все это, несомненно, влияет на развитие его познавательной активности.
Познавательная активность по своей природе является непрерывной и целостной. Познавательная деятельность представляет собой конкретное проявление непрерывной и восходящей познавательной активности.
Познавательная активность детей младшего школьного возраста имеет определенную структуру: любознательность, мотивы, познавательный интерес, потребности, особое умственное напряжение, вопросительно-познавательную активность, активную мыслительную деятельность, наличие волевых усилий [5].
Такие компоненты, как любознательность и познавательный интерес, активно формируются еще в дошкольном детстве, являясь первичным характеристиками познавательной активности и имеющих подчас спонтанную природу. В младшем школьном возрасте происходит формирование произвольности всех психических процессов, и то, как семья влияет на дальнейшее развитие любознательности и познавательного интереса у младших школьников, на наш взгляд, немаловажно.
Познавательный интерес является природной основой развития познавательной активности и характеризуется избирательной деятельностью ребенка при познании каких-либо предметов, событий, явлений окружающего мира, которые активизируют психические процессы и познавательные возможности человека [3].
Познавательному интересу присвоен поисковый характер. Под влиянием познавательного интереса у самого человека возникает множество вопросов, на которые он сам ищет ответы. Что касается ребенка, то его поисковая деятельность происходит с неким увлечением, ребенок испытывает эмоциональное удовольствие и радость. Познавательный интерес положительно влияет на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность [8].
Главная особенность познавательного интереса – это способность активизировать и обогащать процесс как познавательной, так и любой деятельности ребенка, так как познавательное начало имеется в каждой деятельности.
Существуют несколько стадий развития познавательного интереса, которая выделяла Г.И. Щукина: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
1. Под любопытством подразумевается самая элементарная стадия, которая обусловлена внешними, ситуативными, необычными явлениями или обстоятельствами, которые привлекают внимание. Занимательность предмета – это определенный толчок проявления интереса.
2. Под любознательностью подразумевается целостное состояние личности, которое характеризуется определенным стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного. На данной стадии развития интереса ребенка сильно выражены эмоции радости, познания и удивления.
3. Собственно под познавательным интересом подразумевается наличие познавательной активности, в которой лидирующее место занимает познавательные мотивы. Эти мотивы содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениям, в закономерности познания.
4. Под теоретическим интересом подразумевается познание, собственно, теоретических вопросов. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность [7].
При рассмотрении познавательного интереса нами была изучена одна из стадий, которая характеризуется определенным стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного – данной стадией является любознательность.
Подробное рассмотрение компонента «любознательность» поможет нам определить качество познавательной активности ребенка младшего школьного возраста.
Стоит сказать, что на протяжении нескольких лет в исследованиях любознательность понималась как особый элемент познавательного интереса, она является его основой. По Л.Н. Проколиенко, любознательность является как причиной возникновения интереса, так и формой его существования. Л.И. Котлярова считает любознательность своеобразным показателем познавательных запросов и интересов учащихся. Н.Ф. Добрынин отмечает разные формы интереса. Любознательность является низшей стадией, которая направлена в основном на внешние аспекты предмета, привлекающие совей яркостью, неожиданностью и новизной. Любознательность рассматривается как недифференцированная основа познавательного интереса, предпосылка его развития. Любознательность, как правило, возникает на определенной ступени развития интереса. В данном исследовании мы будем рассматривать любознательность, как определенную активность, которая исходит от самого субъекта при новых, неожиданных явлениях и событиях.
Физиологическая основа познавательной активности – любопытство. Познавательная активность характеризуется рассогласованностью между наличной ситуацией и прошлым опытом. Важную роль здесь играет ориентировочно-исследовательский рефлекс, который и определяет основу познавательной активности ребенка. Ориентировочно-исследовательский рефлекс – реакция организма на что-то новое, необычное и изменяющееся. Возбуждение ориентировочно-исследовательского рефлекса является необходимым условием познавательной деятельности человека.
Наличие любознательности у ребенка помогает ему в любом познании, особенно в учебной деятельности. Если у ребенка присутствует как интерес, так и желание к получению новых знаний, то при обучении у него «включается» внимание, ребенок легче понимает и принимает смысл информации, а также без труда запоминают эту информацию. Все психические процессы, протекающие в процессе познания, сопровождаются эмоцией радости у ребенка, в частности, в процессе поиска чего-то нового. Ребенок получает удовольствие от познания новых явлений и фактов. Если же у ребенка не развита любознательность, то познавательная деятельность вызывает чувство насилия над самим собой. Ребенку очень трудно удерживать внимание на явление, которое появилось в поле зрении, в связи, с чем он плохо понимает и запоминает новую информацию. Любознательность – это источник позитивной энергии, который облегчает и активизирует любую познавательную деятельность.
Обобщая написанное выше, можно отметить, что любознательность и познавательный интерес являются базовыми, имеющими природную основу, компонентами познавательной активности и должны сопровождать любую деятельность, связанную с познанием.
При рассмотрении познавательного интереса и любознательности можно выявить ряд отличий в развитии данных компонентов у детей старшего дошкольного возраста и детей младшего школьного возраста.
Таблица 1. Развитие познавательного интереса и любознательности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Старший дошкольный возраст | Младший школьный возраст | |
Любознательность | В старшем дошкольном возрасте любознательность проявляется во всех сферах ребенка. Можно сказать, что в любой деятельности ребенка присутствует любознательность, особенно в познавательной | В младшем школьном возрасте любознательность немного затухает. На ее место приходит осознанный интерес к каким-либо предметам. Любознательность проявляется не стихийно, а направленно. Например, ребенок читает книгу не потому что это что-то новое и необычное, а потому что ему интересен сюжет, или он преследует цель подготовиться к уроку на отлично |
Познавательный интерес | В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес проявляется на второй стадии – на стадии любознательности. На этой стадии развития интереса ребенка сильно выражены эмоции радости, познания и удивления. При новых событиях и явлениях происходит активизация любознательности у ребенка.
В данном возрасте на ребенка не накладывается никаких ограничений, и он с интересом познает окружающий мир
|
В младшем школьном возрасте познавательный интерес проявляется на третьей стадии – стадии соответственно познавательного интереса. На этой стадии познавательный интерес характеризуется наличием познавательной активности, в которой лидирующее место занимает познавательные мотивы. Ребенок не просто обращает внимание на новые, неожиданные предметы, а преследует какую-то цель.
В младшем школьном возрасте от ребенка требуют большей ответственности, так как он пошел в школу. При выполнении задания дома, ребенок все чаще проводит время с родителями, определенное взаимодействие между родителями и ребенком приводит к определенному развитию познавательного интереса. |
Рассматривая познавательный интерес и любознательность, мы выдвинули предположение о том, что дети из благополучных семей имеют высокий уровень их развития, нежели дети из неблагополучных семей. Если воспитание идет в дисгармоничных семьях, где родителю не важно, как проходит развитие жизненно важных характеристик ребенка, то развитие многих сторон психики и личности ребенка затормаживается и искажается. При обращении ребенка к родителям, он зачастую получает отказ. У него формируется комплекс неполноценности и феномен ненужности окружающему миру и собственным родителям.
Если воспитание идет в благополучной семье, родитель обращает внимание на интересы ребенка, помогает ему в его начинаниях. Со стороны ребенка идут ответные действия и чувства, такие отношения благоприятно влияют на развитие психологического, физического и духовного плана. Если рассматривать детей из неблагополучных семей, то их познавательный интерес и любознательность будет находиться на низком уровне вследствие слабого развития у них познавательного интереса. Такие дети, как правило, проявляют аутичные черты, у них слабо выражена потребность к общению, наблюдается интеллектуальная задержка.
Таким образом, было проведено исследование, целью которого явилось изучение двух компонентов познавательной активности: любознательности и познавательного интереса. Исследование проводилось в школе (были обследованы 62 ребенка и их родители), а также – в детском саду (были обследованы 78 детей и их родители).
Процедура исследования. Чтобы выявить благополучные семьи и семьи с неблагополучным эмоциональным отношением к ребенку (отвержение), опрашивались родители детей на предмет эмоционального климата в семье. Проведя исследование любознательности детей младшего школьного возраста, которые воспитываются в благополучной и не благополучной семье (эмоционально отвергаемые в семье), мы получили следующие результаты.
Рисунок 1. Результаты исследования любознательности детей младшего школьного возраста
По результатам исследования можно сказать, что у детей младшего школьного возраста с усугублением ситуации семейного проживания понижается выраженность любознательности: так высокий уровень развития любознательности демонстрируют 73% детей из благополучной семьи; 37% детей из неблагополучных семей.
Полученные результаты по компоненту “любознательность”, можно объяснить тем, что родители детей из благополучных семей удовлетворяют их потребность в любознательности, не ставят перед ребенком никаких запретов и помогают в познании чего-то нового и необычного. Родители детей из неблагополучных семей, как правило, ограничивают детскую любознательность ребенка, запрещают им вмешиваться в какие-то ситуации и при вопросах со стороны ребенка отказывают ему в ответах.
Рисунок 2. Результаты исследования познавательного интереса детей младшего школьного возраста
По результатам исследования познавательного интереса можно сказать, что у детей младшего школьного возраста из благополучных семей: 73% детей обладают высоким уровнем познавательного интереса, 10% детей обладают средним уровнем познавательного интереса и 17 % детей обладают низким познавательным интересом.
Что касается детей из дисгармоничных семей, то 37% детей обладает высоким уровнем познавательного интереса, 30% детей обладают средним уровнем познавательного интереса и 33% детей обладают низким уровнем познавательного интереса. Можно предположить, что при усугублении семейной обстановки, у ребенка снижается познавательный интерес.
Полученные результаты по компоненту “любознательность”, можно объяснить тем, что родители детей из благополучных семей удовлетворяют их потребность в любознательности, не ставят перед ребенком никаких запретов и помогают в познании чего-то нового и необычного. Родители детей из неблагополучных семей, как правило, ограничивают детскую любознательность ребенка, запрещают им вмешиваться в какие-то ситуации и при вопросах со стороны ребенка отказывают ему в ответах.
Полученные результаты по компоненту “познавательный интерес”, можно объяснить тем, что родители детей из благополучных семей поощряют разнообразную деятельность ребенка, особенно познавательную. Ребенку интересно заниматься уроками с родителями, получать разумные ответы и советы.
Дети из неблагополучных семей проявляют познавательный интерес гораздо ниже, так как у них не идет подкрепление со стороны родителей или взрослого человека в познавательном развитии. Их никто не побуждает к различной познавательной деятельности, родители не помогают с решением практических и познавательных задач, тем самым у ребенка формируется отрицательный эффект в познавательной деятельности, ребенок не хочет заниматься уроками и классными занятиями.
Сравнительный анализ развития изучаемых компонентов у младших школьников и дошкольников показал следующее.
Так при исследовании любознательности и познавательного интереса в дошкольном возрасте, были сделаны следующие результаты.
- выраженность таких компонентов как любознательность и познавательный интерес не отличаются у детей из семей с положительным отношением к ребенку и у детей с отвергающим (неблагоприятным) типом родительского отношения.
Такие результаты можно объяснить тем, что оба этих компонента являются больше внутренними характеристиками ребенка и в наибольшей мере зависят от природных задатков, а так же от информационной насыщенности окружающей среды и эмоциональности, яркости получаемой информации.
Рассмотрев основные понятия любознательности и познавательного интереса, мы пришли к выводу, что эти два компонента познавательной активности являются природным, внутреннем основанием познания ребенка. Но, в нашем исследовании было подтверждено предположение о том, что любознательность и познавательный интерес у ребенка понижается при наличии дисгармоничной ситуации в семье, в нашем случае это были неблагополучные семьи, в которых идет отвержение детей.
Сравнив два исследования по двум компонентам старшего дошкольного и младшего школьного возраста, можно сделать следующий вывод: при переходе ребенка со ступени старшего дошкольного возраста, где любознательность и познавательный интерес являются природными компонентами ребенка на стадию младшего школьного возраста, происходит включение семейного отношения к ребенку, которое может влиять на развитие и формирование любознательности и познавательного интереса ребенка.
Библиографический список
- Голубева Е.В., Истратова О.Н. Диагностика типов детско-родительских отношений//Российский психологический журнал. 2009. Т. 6. № 1. С. 25-34.
- Гусарова Н.В. Формирование познавательной деятельности у младших школьников. URL: http://festival.1september.ru/articles/414625/ (дата обращения: 07.05.2015)
- Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения: учебное пособие, 2002 г.
- Истратова О.Н. Развитие младшего школьника в условиях эмоционального отвержения его родителями // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2012. – № 10 (135). – С. 186-193.
- Истратова О.Н., Волошена Е.А. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Приволжский научный вестник. 2014. № 9 (37). С. 93-97.
- Истратова О.Н., Волошена Е.А. Роль семьи в формировании познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 5 (37). DOI: 10.12731/2218-7405-2014-5-11
- Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе // Начальная школа.- 1993. №12. С.14.
- Михайлова Г.Н. Развитие познавательного интереса школьников как способа формирования творческой личности // Наука и образование 2008, №1,