ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ИНТЕРНЕТА»

Ганиева Лилия Фанисовна
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
ассистент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий

Аннотация
В статье обосновывается актуальность тематики и рассматривается методика подготовки и проведения игры «Международный день Интернета», а также анализирование итогов. Подробно описывается проведение игры, награждение победителей и участников.

Ключевые слова: внеклассная деятельность, воспитательный процесс, игра, методика проведения, образовательный процесс


INFORMATION SECURITY IN THE SYSTEM OF OPEN EDUCATION ON THE EXAMPLE OF THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF THE GAME "INTERNATIONAL INTERNET DAY"

Ganieva Lilia Fanisovna
Nosov Magnitogorsk State Technical University
Assistant Professor of Business Informatics and Information Technologies

Abstract
The article substantiates the relevance of the topic and the technique of preparation and carrying out of the game "international Internet day", as well as analyzing results. Describes in detail the conduct of the game, awarding the winners and participants.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ганиева Л.Ф. Информационная безопасность в системе открытого образования на примере организации и проведения игры «Международный день Интернета» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/06/11683 (дата обращения: 26.02.2024).

Современная жизнь и деятельность человека устроена таким образом, что работа практически невозможна без использования компьютера или любых других электронных устройств и ресурсов. Даже новая бытовая техника практически вся программирована. В современной жизни просто необходимо обладать основными знаниями в области информатики и применять их в повседневной жизни. Одним из важных качеств любого человека является правильное обращение с информацией, грамотное ее анализирование и конечно непосредственно ее обработка. Для успешного современного человека в условиях постиндустриальной экономики неотъемлемой частью можно считать изучение информатики.

Изучение информатики это основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых технологичных достижений современной цивилизации. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе способствует повышению профессионального уровня преподавателя и студента, повышению эффективности анализирования информации, развитию личности обучаемого и подготовке его к жизни в условиях нового информационного общества, а также позволяет успешно решать многие задачи современной образовательной системы, например:

  • доступность образования;
  • разнообразие форм, средств и методов представления учебного материала;
  • использование новых технологий.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации[7]. Важным фактором повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, обеспечения равных возможностей получения образования в информационном обществе является информатизация образования[1].  В условиях информатизации общества и развития новых технологий научная концепция системы образования должна обеспечить подготовку высокообразованных и высококвалифицированных специалистов и выпускников, способных обеспечить социально-экономическое развитие государства и общества в целом. Анализ практической работы в образовательном учреждении показывает, что имеющиеся на сегодня программные продукты не в полном объеме позволяют достигать желаемого результата. В большей степени это объясняется слабым методическим обеспечением использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Актуальность работы определена необходимостью усовершенствования учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в системе профессионального образования с применением ИКТ и существующими противоречиями:

  • между необходимостью развития учебно-воспитательного процесса с применением средств ИКТ и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы эффективного использования ИКТ для решения существующих проблем;
  • между постоянно повышающимися  требованиями к учебно-воспитательному процессу и низким уровнем его реализации в большинстве современных программных средствах ИКТ;
  • между растущим числом компьютерных обучающих программ и отсутствием разработанной совокупности педагогических условий и методик их эффективного использования для формирования мотивации у студентов.

Проведение конкурса по воспитательной работе в вузе представляет собой комплекс связанных между собой  мероприятий, а также предлагает разнообразные формы деятельности, способствует личностному развитию обучающихся. Для более детальной проработки представленного материала нами была разработана игра «Международный день Интернета», которая проводится для студентов первого и второго курсов, направления Бизнес информатика и Прикладная информатика института энергетики и автоматизированных систем, с целью привлечения внимания студентов, развития их креативного и логического мышления, а также с целью сплочения коллектива.

Инструкция для участников игры

«Международный день Интернета»

Внимание командам. Перед началом игры  ознакомьтесь с данной инструкцией:

  1. Игра проводится с 1 по 6  апреля 2015 года, все работы по итогам игры сдаются до 15:00 4 апреля, результаты будут объявлены  6 апреля в 13:00.
  2. Для участия в игре необходимо заполнить заявку, заявку заполняет капитан от всей команды(Приложение А). Количество участников в команде должно равняться 5.
  3. Все работы сдаются в распечатанном виде, фотографии сдаются только в цвете.
  4. Победитель определяется по количеству набранных баллов. 

Краткий план проведения игры:

  1. Представление команды и её капитана.
  2. История браузеров.
  3. Викторина.
  4. Поиск неизвестного.
  5. Стенгазета

Подробное описание заданий  на игру

1. Представление команды и её капитана.

Сделать постановочное фото на тему: «Капитан и его команда».

Обязательные пункты по 1 баллу:

  • Логотип команды на тему: «Международный день интернета»;
  • Название команды;
  • Отличительные знаки команды;
  • Кепка или шляпа капитана.

Предметы, за которые можно получить дополнительные баллы:

  • Компьютер или ноутбук(2 балл).
  • Дискеты(2 балла).
  • Учебник по информатике(1 балл).

2. История браузеров.

На картинках изображены различные интернет браузеры, необходимо определить, что это за браузеры, кем и в каком году были созданы.

Обязательные пункты по 1 баллу:

  • Название браузера;
  • Дата создания;
  • ФИО создателя.

Дополнительные баллы:

  • Полное название браузера (1 балл);
  • Характеристики браузера (2 балла);
  • Предшествующие версии (2 балла).

3. Викторина.

Вашему вниманию представлен кроссворд, необходимо разгадать его и составить свой кроссворд по образцу.

За каждое правильно отгаданное слово дается 0,5 балла, за неправильный ответ снимается 1 балл.

По горизонтали:

1. Преобладающий язык в интернете

3. Сложная программа для создания сайтов в связи с необходимостью прописывать все тэги до единого.

4. Всемирная паутина

5. Самая популярная сеть

7. Объект, как правило, изображение и, как правило, с гиперссылкой, помещаемый на странице с рекламной информацией

10. Ссылки на информационные ресурсы в интернете

13. Одна из поисковых систем

14. Устройства, на которых хранятся веб страницы

По вертикали:

2. Конференция в интернете для обсуждения тем.

6. Устройство, позволяющее подключить несколько компьютеров в одной квартире к интернету

8. Свод правил в законе

9. Возврат не дошедшей до адреса почты

11. Набор инструкций, который можно использовать для обработки данных.

12. Средство просмотра контента в сети.

4. Поиск неизвестного.

Необходимо найти объекты по их координатам и сделать фотоснимок с логотипом команды и табличкой с текстом: «4 апреля Международный День Интернета».

Координаты
1.      д.  Е 58˚58.999; ш. Е 53˚24.449
2.      д.  Е 58° 58′ 39,410; ш. Е 53° 24′ 13,9032
3.      д.  Е 58° 58′ 58,4256;ш. Е 53° 24′ 21,3804
4.      д.  Е 58° 59′ 14,5644; ш. Е 53° 23′ 17,6712
5.      д. Е58° 59′ 1,5972;ш.Е53° 24′ 35,5248
6.      д. Е58° 58′ 14,9304; ш.Е53° 21′ 14,3928
7.      д.  Е 58° 58′ 48,0792;ш. Е 53° 22′ 59,4768
8.      д.  Е 58° 58′ 39,4104; ш. Е 53° 24′ 10,4616

5. Стенгазета

Необходимо нарисовать стенгазету на ватмане на тему: «Международный день интернета».

Обязательные пункты по 1 баллу:

  • Название команды;
  • Фотоснимок командыв полном составе;
  • Материал по теме.

Дополнительные баллы:

  • Использование акварельных красок (3 балла);
  • Нарисованный компьютер, ноутбук, дискеты  (2 балл);
  • Креативность  (2 балл).

C 1.04.2015 по 6.04.2015 среди студентов первого и второго курсов, направления  Бизнес информатики и Прикладной информатики, института энергетики и автоматизированных систем. «Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова» проводилась игра «Международный день Интернета». В мероприятии участвовали 4 команды: Гуглята (ИЭиАС), 1000 и 1 запрос (ИЭиАС), Интернешки (ИЭиАС), Лучшие (ИЭиАС). Командам выдавался бланк заявки и  задание. Участники, в удобное для них время,  совместно расшифровывали задание (зашифрованное место) и решали другие задания. По прибытии на точку выполняли задание, вносили ответы в бланк, а так же фотографировались всей командой (как подтверждение полного состава команды на точке).

1 тур проводился с 1.04.15 по 3.04.15 в здании бывшего МаГУ, Ленина 114. После подсчетов результатов во второй тур прошли 2 команды: Гуглята (ИЭиАС), 1000 и 1 запрос (ИЭиАС).

2 тур проводился с 4.04.15 по 6.04.15 на улицах города, по данным в задании точкам. По окончанию второго этапа определились победители.

1-е место, с результатом 159 баллов – «Гуглята» (институт энергетики и автоматизированных систем)

2-е место с результатом 121 балл – «1000 и 1 запрос» (институт энергетики и автоматизированных систем).Табл.1

Табл.1-Подведение итогов

№, название

«ГУГЛЯТА»

«1000 и 1 запрос»

1. Представление команды и её капитана.

9

9

2. История браузеров.

127

46

3. Викторина.

7

5

4. Поиск неизвестного.

8

8

5. Стенгазета

8

8

Итого баллов:

159

121

Все участники и организаторы игры остались довольны, хорошее настроение и веселье было обеспеченно. Участники активно участвовали в игре и интересовались различной информацией, связанной с проведением игры и изучением нового материала. По завершению игры студенты получили грамоты с эмблемой института энергетики и автоматизированных систем, подарки  с эмблемой института ЭиАС, а также были награждены вкусными призами. 1 Место заняла команда «ГУГЛЯТА» Рис.1, 2 Место заняла команда «1000 и 1 запрос» Рис.2. Также в виде итогового отчета, организаторами игры  была подготовлена стенгазета с подведением итогов. Рис.3

Рис.1-команда «ГУГЛЯТА»

Рис.2-команда «1000 и 1 запрос»

Рис.3-Итоговая стенгазета

Проанализировав данные можно сделать вывод о том, организация внеклассных мероприятий  дает возможность всесторонне учитывать запросы учащихся, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся во внеклассной работе больше, чем на уроках по информатике, нельзя исходить только из их желаний. Учитель должен выполнять свою направляющую роль. У студентов наметились положительные сдвиги в сторону социализации и социального поведения, что на наш взгляд, способствует принятию человеческих ценностей. Также участники игры изъявили желание и в будущем участвовать в различных играх такого рода.


Библиографический список
  1. Боброва И. И., Макашова. В. Н. Теория и методика обучения информатике : Учеб.-метод. Указания / магу ; Сост.: И. И. Боброва, В. Н. Макашова. – Магнитогорск : Изд-во магу, 2003. – 41 с. – Библиогр.: с. 39-41
  2. Ганиева Л.Ф. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЦИКЛА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО АНТИПРОПАГАНДЕ КИБЕРЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В ВУЗЕ // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2015/890/8185
  3. Гусева Е. Н. Информатика [Текст] : учебное пособие для вузов / Е. Н. Гусева [и др.] ; магу. – Магнитогорск : Изд-во магу, 2008. – 215 с. – Библиогр.: с. 215. – ISBN 978-5-86781-607-0.
  4. Зеркина, Е.В. Проблемы организации учебно-воспитательной деятельности со школьниками в целях нейтрализации негативного воздействия ИКТ / Е.В. Зеркина, Г.Н. Чусавитина // Вестник Московского государственного открытого университета. Серия «Открытое образование». — 2 (33). Том 1. – 2006. – М. : Изд-во МГОУ. – 128 с. – с. 97-102. (Реестр ВАКа МО и Н РФ).
  5. Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / под ред. Чусавитина Г.Н., Чернова Е.В. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос.техн.ун-та им.Г.И.Носова; Магнитогорск Дом печати, 2014. – 204 с.
  6. Макашова В.Н., Трутнев А.Ю., Новикова И.Н., Ганиева Л.Ф. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КИБЕРЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В ВУЗЕ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12–6. – С. 1289-1293;  URL: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10005587
  7. Мовчан И.Н.Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза [Текст] : [монография] / И. Н. Мовчан ; магу ; [рец.: В. Д. Тутарова, И. Г. Овчинникова]. – Магнитогорск : [Изд-во магу], 2013. – 118 с. – Библиогр.: с. 108-118. – ISBN 978-5-4463-0072-3.
  8. Савельева. Л. А.Методика преподавания информатики [Текст] : учеб.-метод. Пособие / Л. А. Савельева ; магу. – Магнитогорск : Изд-во магу, 2010. – 86 с. – Библиогр.: с. 77-78.
  9. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2006. – 88 с.
  10. Чернова Е.В. Информационные технологии как инструмент развития компетенций педагогов в сфере обеспечения информационной безопасности личности в ИКТ-среде. // Современные информационные технологии и ИТ-образование [Электронный ресурс] / Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции / под ред. В.А. Сухомлина. – Москва: МГУ, 2012. – Т.1.  – 431с. – 1 электрон. oпт. диск (СD-ROM). – ISBN 978-5-9556-0141-0. – с. 221-228.


Все статьи автора «Ганиева Лилия Фанисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: