Современная жизнь и деятельность человека устроена таким образом, что работа практически невозможна без использования компьютера или любых других электронных устройств и ресурсов. Даже новая бытовая техника практически вся программирована. В современной жизни просто необходимо обладать основными знаниями в области информатики и применять их в повседневной жизни. Одним из важных качеств любого человека является правильное обращение с информацией, грамотное ее анализирование и конечно непосредственно ее обработка. Для успешного современного человека в условиях постиндустриальной экономики неотъемлемой частью можно считать изучение информатики.
Изучение информатики это основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых технологичных достижений современной цивилизации. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе способствует повышению профессионального уровня преподавателя и студента, повышению эффективности анализирования информации, развитию личности обучаемого и подготовке его к жизни в условиях нового информационного общества, а также позволяет успешно решать многие задачи современной образовательной системы, например:
- доступность образования;
- разнообразие форм, средств и методов представления учебного материала;
- использование новых технологий.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации[7]. Важным фактором повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, обеспечения равных возможностей получения образования в информационном обществе является информатизация образования[1]. В условиях информатизации общества и развития новых технологий научная концепция системы образования должна обеспечить подготовку высокообразованных и высококвалифицированных специалистов и выпускников, способных обеспечить социально-экономическое развитие государства и общества в целом. Анализ практической работы в образовательном учреждении показывает, что имеющиеся на сегодня программные продукты не в полном объеме позволяют достигать желаемого результата. В большей степени это объясняется слабым методическим обеспечением использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Актуальность работы определена необходимостью усовершенствования учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в системе профессионального образования с применением ИКТ и существующими противоречиями:
- между необходимостью развития учебно-воспитательного процесса с применением средств ИКТ и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы эффективного использования ИКТ для решения существующих проблем;
- между постоянно повышающимися требованиями к учебно-воспитательному процессу и низким уровнем его реализации в большинстве современных программных средствах ИКТ;
- между растущим числом компьютерных обучающих программ и отсутствием разработанной совокупности педагогических условий и методик их эффективного использования для формирования мотивации у студентов.
Проведение конкурса по воспитательной работе в вузе представляет собой комплекс связанных между собой мероприятий, а также предлагает разнообразные формы деятельности, способствует личностному развитию обучающихся. Для более детальной проработки представленного материала нами была разработана игра «Международный день Интернета», которая проводится для студентов первого и второго курсов, направления Бизнес информатика и Прикладная информатика института энергетики и автоматизированных систем, с целью привлечения внимания студентов, развития их креативного и логического мышления, а также с целью сплочения коллектива.
Инструкция для участников игры
«Международный день Интернета»
Внимание командам. Перед началом игры ознакомьтесь с данной инструкцией:
- Игра проводится с 1 по 6 апреля 2015 года, все работы по итогам игры сдаются до 15:00 4 апреля, результаты будут объявлены 6 апреля в 13:00.
- Для участия в игре необходимо заполнить заявку, заявку заполняет капитан от всей команды(Приложение А). Количество участников в команде должно равняться 5.
- Все работы сдаются в распечатанном виде, фотографии сдаются только в цвете.
- Победитель определяется по количеству набранных баллов.
Краткий план проведения игры:
- Представление команды и её капитана.
- История браузеров.
- Викторина.
- Поиск неизвестного.
- Стенгазета
Подробное описание заданий на игру
1. Представление команды и её капитана.
Сделать постановочное фото на тему: «Капитан и его команда».
Обязательные пункты по 1 баллу:
- Логотип команды на тему: «Международный день интернета»;
- Название команды;
- Отличительные знаки команды;
- Кепка или шляпа капитана.
Предметы, за которые можно получить дополнительные баллы:
- Компьютер или ноутбук(2 балл).
- Дискеты(2 балла).
- Учебник по информатике(1 балл).
2. История браузеров.
На картинках изображены различные интернет браузеры, необходимо определить, что это за браузеры, кем и в каком году были созданы.
Обязательные пункты по 1 баллу:
- Название браузера;
- Дата создания;
- ФИО создателя.
Дополнительные баллы:
- Полное название браузера (1 балл);
- Характеристики браузера (2 балла);
- Предшествующие версии (2 балла).
3. Викторина.
Вашему вниманию представлен кроссворд, необходимо разгадать его и составить свой кроссворд по образцу.
За каждое правильно отгаданное слово дается 0,5 балла, за неправильный ответ снимается 1 балл.
По горизонтали:
1. Преобладающий язык в интернете
3. Сложная программа для создания сайтов в связи с необходимостью прописывать все тэги до единого.
4. Всемирная паутина
5. Самая популярная сеть
7. Объект, как правило, изображение и, как правило, с гиперссылкой, помещаемый на странице с рекламной информацией
10. Ссылки на информационные ресурсы в интернете
13. Одна из поисковых систем
14. Устройства, на которых хранятся веб страницы
По вертикали:
2. Конференция в интернете для обсуждения тем.
6. Устройство, позволяющее подключить несколько компьютеров в одной квартире к интернету
8. Свод правил в законе
9. Возврат не дошедшей до адреса почты
11. Набор инструкций, который можно использовать для обработки данных.
12. Средство просмотра контента в сети.
4. Поиск неизвестного.
Необходимо найти объекты по их координатам и сделать фотоснимок с логотипом команды и табличкой с текстом: «4 апреля Международный День Интернета».
№ | Координаты | |
1. | д. Е 58˚58.999; ш. Е 53˚24.449 | |
2. | д. Е 58° 58′ 39,410; ш. Е 53° 24′ 13,9032 | |
3. | д. Е 58° 58′ 58,4256;ш. Е 53° 24′ 21,3804 | |
4. | д. Е 58° 59′ 14,5644; ш. Е 53° 23′ 17,6712 | |
5. | д. Е58° 59′ 1,5972;ш.Е53° 24′ 35,5248 | |
6. | д. Е58° 58′ 14,9304; ш.Е53° 21′ 14,3928 | |
7. | д. Е 58° 58′ 48,0792;ш. Е 53° 22′ 59,4768 | |
8. | д. Е 58° 58′ 39,4104; ш. Е 53° 24′ 10,4616 |
5. Стенгазета
Необходимо нарисовать стенгазету на ватмане на тему: «Международный день интернета».
Обязательные пункты по 1 баллу:
- Название команды;
- Фотоснимок командыв полном составе;
- Материал по теме.
Дополнительные баллы:
- Использование акварельных красок (3 балла);
- Нарисованный компьютер, ноутбук, дискеты (2 балл);
- Креативность (2 балл).
C 1.04.2015 по 6.04.2015 среди студентов первого и второго курсов, направления Бизнес информатики и Прикладной информатики, института энергетики и автоматизированных систем. «Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова» проводилась игра «Международный день Интернета». В мероприятии участвовали 4 команды: Гуглята (ИЭиАС), 1000 и 1 запрос (ИЭиАС), Интернешки (ИЭиАС), Лучшие (ИЭиАС). Командам выдавался бланк заявки и задание. Участники, в удобное для них время, совместно расшифровывали задание (зашифрованное место) и решали другие задания. По прибытии на точку выполняли задание, вносили ответы в бланк, а так же фотографировались всей командой (как подтверждение полного состава команды на точке).
1 тур проводился с 1.04.15 по 3.04.15 в здании бывшего МаГУ, Ленина 114. После подсчетов результатов во второй тур прошли 2 команды: Гуглята (ИЭиАС), 1000 и 1 запрос (ИЭиАС).
2 тур проводился с 4.04.15 по 6.04.15 на улицах города, по данным в задании точкам. По окончанию второго этапа определились победители.
1-е место, с результатом 159 баллов – «Гуглята» (институт энергетики и автоматизированных систем)
2-е место с результатом 121 балл – «1000 и 1 запрос» (институт энергетики и автоматизированных систем).Табл.1
Табл.1-Подведение итогов
№, название |
«ГУГЛЯТА» |
«1000 и 1 запрос» |
1. Представление команды и её капитана. |
9 |
9 |
2. История браузеров. |
127 |
46 |
3. Викторина. |
7 |
5 |
4. Поиск неизвестного. |
8 |
8 |
5. Стенгазета |
8 |
8 |
Итого баллов: |
159 |
121 |
Все участники и организаторы игры остались довольны, хорошее настроение и веселье было обеспеченно. Участники активно участвовали в игре и интересовались различной информацией, связанной с проведением игры и изучением нового материала. По завершению игры студенты получили грамоты с эмблемой института энергетики и автоматизированных систем, подарки с эмблемой института ЭиАС, а также были награждены вкусными призами. 1 Место заняла команда «ГУГЛЯТА» Рис.1, 2 Место заняла команда «1000 и 1 запрос» Рис.2. Также в виде итогового отчета, организаторами игры была подготовлена стенгазета с подведением итогов. Рис.3
Рис.1-команда «ГУГЛЯТА»
Рис.2-команда «1000 и 1 запрос»
Рис.3-Итоговая стенгазета
Проанализировав данные можно сделать вывод о том, организация внеклассных мероприятий дает возможность всесторонне учитывать запросы учащихся, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся во внеклассной работе больше, чем на уроках по информатике, нельзя исходить только из их желаний. Учитель должен выполнять свою направляющую роль. У студентов наметились положительные сдвиги в сторону социализации и социального поведения, что на наш взгляд, способствует принятию человеческих ценностей. Также участники игры изъявили желание и в будущем участвовать в различных играх такого рода.
Библиографический список
- Боброва И. И., Макашова. В. Н. Теория и методика обучения информатике : Учеб.-метод. Указания / магу ; Сост.: И. И. Боброва, В. Н. Макашова. – Магнитогорск : Изд-во магу, 2003. – 41 с. – Библиогр.: с. 39-41
- Ганиева Л.Ф. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЦИКЛА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО АНТИПРОПАГАНДЕ КИБЕРЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В ВУЗЕ // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2015/890/8185
- Гусева Е. Н. Информатика [Текст] : учебное пособие для вузов / Е. Н. Гусева [и др.] ; магу. – Магнитогорск : Изд-во магу, 2008. – 215 с. – Библиогр.: с. 215. – ISBN 978-5-86781-607-0.
- Зеркина, Е.В. Проблемы организации учебно-воспитательной деятельности со школьниками в целях нейтрализации негативного воздействия ИКТ / Е.В. Зеркина, Г.Н. Чусавитина // Вестник Московского государственного открытого университета. Серия «Открытое образование». — 2 (33). Том 1. – 2006. – М. : Изд-во МГОУ. – 128 с. – с. 97-102. (Реестр ВАКа МО и Н РФ).
- Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / под ред. Чусавитина Г.Н., Чернова Е.В. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос.техн.ун-та им.Г.И.Носова; Магнитогорск Дом печати, 2014. – 204 с.
- Макашова В.Н., Трутнев А.Ю., Новикова И.Н., Ганиева Л.Ф. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КИБЕРЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В ВУЗЕ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12–6. – С. 1289-1293; URL: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10005587
- Мовчан И.Н.Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза [Текст] : [монография] / И. Н. Мовчан ; магу ; [рец.: В. Д. Тутарова, И. Г. Овчинникова]. – Магнитогорск : [Изд-во магу], 2013. – 118 с. – Библиогр.: с. 108-118. – ISBN 978-5-4463-0072-3.
- Савельева. Л. А.Методика преподавания информатики [Текст] : учеб.-метод. Пособие / Л. А. Савельева ; магу. – Магнитогорск : Изд-во магу, 2010. – 86 с. – Библиогр.: с. 77-78.
- Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2006. – 88 с.
- Чернова Е.В. Информационные технологии как инструмент развития компетенций педагогов в сфере обеспечения информационной безопасности личности в ИКТ-среде. // Современные информационные технологии и ИТ-образование [Электронный ресурс] / Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции / под ред. В.А. Сухомлина. – Москва: МГУ, 2012. – Т.1. – 431с. – 1 электрон. oпт. диск (СD-ROM). – ISBN 978-5-9556-0141-0. – с. 221-228.
Количество просмотров публикации: Please wait