РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОБЛАСТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА В РАБОТЕ НАД МАКЕТОМ, ИХ СВЯЗЬ С ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И АРХИТЕКТУРОЙ

Кожуховский Анатолий Николаевич
Российский государственный университет туризма и сервиса
аспирант

Аннотация
В статье рассматривается вопрос последовательности работы над макетом и творческая деятельность по изготовлению макета в целом, которая имеет большое значение для процесса работы архитектора, художника, дизайнера, проектировщика над архитектурно – ландшафтным макетом, от начального этапа проектирования эскиза макета и до его непосредственного воплощения в жизнь. В статье рассматривается вопрос изучения последовательности профессионального изготовления архитектурного макета в условиях его комплексной автоматизации на примере процесса объемного выполнения деталей макета с использованием компьютера, автоматизированного технологического оборудования. В статье также исследуется вопрос о необходимости внедрения автоматизированного макетирования в систему современных средств профессионального архитектурного проектирования. Это вызвано тем, что в существующей практике изготовления уникальных макетов, которое можно отнести к отдельному виду искусства, большое значение приобрела проблема их выполнения на высокопрофессиональном художественно-эстетическом уровне. В статье проводится исследование процесса макетирования с точки зрения художественно-эстетического отображения в макете форм реальной действительности. В статье также рассматривается процесс макетирования с точки зрение его художественно-эстетического своеобразия, а также изучается необходимость повышения уровня художественно-гуманитарной и технологической работы в области профессионального изучения сферы художественной и проектной деятельности, необходимости проведения новых исследований в области макетного дела.

Ключевые слова: автоматизация, архитектурные макеты, гуманитарные исследования, инновационные технологии, макетирование, макетное искусство, проектирование, эстетические и художественные ценности


THE ROLE AND IMPORTANCE OF HUMANITARIAN, TECHNOLOGICAL AND AESTHETIC AREAS OF ACTIVITY OF THE DESIGNER TO WORK ON THE LAYOUT, THEIR RELATIONSHIP WITH THE DESIGN AND ARCHITECTURE

Kozhukhovskiy Anatoliy Nikolaevich
Russian State University of Tourism and Service
graduate student

Abstract
The article discusses the sequence of work on the layout and creative activity for the production model as a whole, which is important for the process of the work of the architect, artist, designer, designer of architecture - landscape layout, from the initial design stage and to sketch the layout of its immediate realization of the . The article deals with the study of the sequence of professional manufacturer of architectural models in terms of its integrated automation for the example of the implementation details of the surround layout using computer-aided manufacturing equipment. The article also examines the question of the need to implement an automated prototyping system of modern professional architectural design. This is due to the fact that the current practice of manufacturing unique layouts, which can be attributed to a particular art form, has acquired great importance to the problem of their performance on a highly artistic and aesthetic level. The article presents a study of the process of modeling in terms of artistic and aesthetic display in the layout of the forms of reality. The article also discusses the process of modeling in terms of its artistic and aesthetic identity, and examines the need to raise the level of artistic and humanitarian and technological work in the field of professional study of the field of art and design activities, the need for new research in the field of mock case.

Keywords: aesthetic and artistic values, architectural models, automation, breadboard art, design, human studies, innovative technologies, prototyping


Рубрика: Эстетика

Библиографическая ссылка на статью:
Кожуховский А.Н. Роль и значение гуманитарной, технологической и эстетической областей деятельности дизайнера в работе над макетом, их связь с проектированием и архитектурой // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/05/11447 (дата обращения: 04.11.2024).

г. Москва, научный руководитель  к.ф.н., профессор Мышляева О.Б.

 

В профессиональной деятельности архитектора, дизайнера выполнение проектов и макетов является одними из важных областей их деятельности. В  архитектурной практике и проектном творчестве изменилось отношение к макету, он стал вместе с графикой, таким же рабочим методом и средством выражения архитектурной мысли профессиональным языком. Это связано с новым периодом в истории архитектуры, которая началась на рубеже XIX-XX в.в., когда работа архитектора стала рассматриваться как деятельность по организации материально-пространственной среды. Пространственный подход к современной архитектуре стал одной из причин применения макетирования в качестве проверки композиции в самом процессе работы над макетом. Распространение макетного метода в работе  берет свое начало от характера современной архитектуры и особенностей творческой практики архитектуры и дизайна. Процесс изготовления макета требует особого восприятия и понимания пространства, во время которого происходит отбор, анализ будущего сооружения, комбинируются формы и их элементы. Макетирование – это работа над самим предметом, которая  развивает конструктивное, техническое и художественно-эстетическое мышление архитектора, дизайнера, макетчика.

Выполнение различных макетов и сам процесс макетирования является одной из главных составляющих частей творческой и технологической работы дизайнера над проектированием и выполнением проекта. В этой работе можно выделить несколько основных этапов, имеющих большое значение для выполнения современного макета на высоком профессиональном уровне. Для воплощения в жизнь архитектурного макета, необходимо иметь максимум информации об объекте или группе объектов, которые надо выполнить в макете. Поэтому необходимо изучить  все имеющиеся документы, чертежи, поэтажные планы, план прилегающей местности и т.д. Все это поможет сделать макет наиболее профессионально и максимально похожим на реальный объект.

Технологическая часть работы над выполнением макета обычно проходит в следующей последовательности:

1.проводится фотосъемка территории и подробное изучение карт;

2.изучаются  размеры и основные характеристики зданий и сооружений, входящих в состав макета;

3.проводится работа над выполнением чертежей деталей макета на компьютере в различных компьютерных программах;

4.проводится резка деталей на станке, покраска и склеивание деталей фасадов зданий. Все детали макета красятся специальной краской фирм IDIA SPRY, FERRARIO. ARTY GRAFIC и после высыхания краски склеиваются при помощи  клея  дихлорэтан или  цианокрилат;

5. изготавливается  подмакетник из фанеры и брусков, при этом правильно выполненный подмакетник является основой качественного макета и основанием, на которое прикрепляются все элементы макета;

6. все готовые склеенные и покрашенные макеты архитектурных сооружений размещаются на макете;

7. проводится выполнение ландшафта макета. На подмакетник наносится  разметка всех зданий и других деталей макета, для чего применяются специальные макетные искусственные материалы, которые наиболее реалистично имитируют  землю, травяной покров, песок, скальную породу, асфальт и дорожное покрытие. Для этого используются специальные присыпки различных фракций, различные имитирующие гели. Травяной покров наносится на макет при помощи специального инструмента – флакатора, который позволяет передать фактуру травы наиболее достоверно;

8. проводится выполнение растительной среды макета – вставляются деревья и кустарники, а также другие необходимые детали ландшафта, для которых используется растительное сырье (веточки, корни, мох, различные растения с плотными стеблями, листва, хвоя) и искусственное сырьё (проволока для ствола, разнообразные присыпки для кроны различной текстуры и фракций, картон, бумага, макетный пластик). Для соединения и придания цвета зелёным насаждениям в макетах   используются специально подобранные клеи, лаки и краски. Сборка деревьев для макетов производится вручную. Красота и неповторимость этих предметов макета зависит целиком от творческой фантазии автора макета и его профессиональных знаний. Творческий подход при макетировании деревьев, кустарников, живых изгородей и прочих зеленых насаждений  необходим потому, что каждое растение уникально, неповторимо и оригинально;

9. выполняется водная среда макета при помощи применения различных материалов и технологий. Для этого применяются специальные  текстурированные виниловые пленки или пленки в сочетании со стеклом, имитирующие гели, лаки и краски;

10. выполняется  разметки дорог, детализация фасадов сооружений, включение в макет всех необходимых атрибутов реальной жизни и элементов ландшафтного дизайна, которые уместны в создаваемом макете (мини-транспорт, лавочки, газоны, деревья);

11. проводится работа над освещением и подсветкой макета, которая  играет большую роль в эффектной подаче макета и делает его  наиболее выразительным, натуралистичным и живым,  производящим на зрителей наиболее сильное впечатление. Игра света и тени в макете позволяет максимально выразительно представить зрителям основные формообразующие объемы макета и выделить и подчеркнуть более важные узлы и детали макета.

12. выполняется  работа по сборке отдельных  частей макета на подмакетнике и  финишная доводка и имитация материалов, которая производится  исключительно вручную, обеспечивая ювелирную точность и почти полное соответствие оригиналу.

К работе над созданием архитектурных объектов и малых архитектурных  форм для макета  необходимо подходить очень серьезно. При работе нужно учитывать все архитектурные и исторические особенности, которые необходимо отобразить в процессе макетирования.

Приступая к созданию макета, отражающего события истории и культуры, необходимо ознакомиться с информацией из архивных данных, рисунками, точными данными  чертежей и фотографий и других доступных источников информации. В макете необходимо учитывать все архитектурные и инженерные особенности макетируемого здания. При работе над макетом церкви или другого исторического памятника архитектуры учитываются все нюансы строения и конструкции крыш, декоративной отделки фасадов, художественной лепнины, барельефов, а также материал, из которого построено данное архитектурное сооружение.

Перед началом работы по макетированию домов, административных зданий, церквей, архитектурных памятников, исторически значимых зданий необходимо  ознакомиться с техникой выполнения самих строений, индивидуальностью внешнего оформления,  историей макетируемого объекта. Так как не узнав истории, невозможно передать в макете художественную правильность и целостность того или иного исторического объекта. Работа над такими макетами очень увлекательна, в ее процессе познаётся много нового и передается  через процесс изготовления макета  много новой исторической информации. Невозможно полноценно передать или стилизовать красоту архитектурных деталей  церкви, не узнав их значения в оформлении здания, изначально задуманного архитектором.

Макеты зданий и архитектурных сооружений, церквей и памятников архитектуры и искусства  выполняются  из разнообразных материалов. Это может быть пластик, дерево, либо специальные пластичные массы. При этом   необходимо применять  новые, передовые макетные технологии, использовать современные макетные имитирующие материалы. Это придаёт  макетам прочность, легкость, удобство эксплуатации, высокую степень реалистичности и детализации в сочетании с высоким художественным  и эстетическим уровнем исполнения.

Макеты архитектурных объектов и малых архитектурных  форм, как правило, изготавливаются по той же технологии, что и их крупные

оригиналы, так, если оригинальная церковь была выполнена из дерева, то макет  с точностью повторяет всю технологию деревянного зодчества.

Строительный материал, из которого построено архитектурное сооружение, может быть передан в макете различными способами, при помощи  новых технологий или ручным способом, с применением соответствующей данному зданию  покраски.

Макетирование в процессе создания высокохудожественных произведений архитектуры и отдельных предметов дизайна выполняет большие эстетические функции. Макет обладает наглядностью, поэтому процесс макетирования формирует объемно-пространственные представления.  Макет – одно из средств выражения мысли, способ передачи информации. Он помогает выявить общие композиционные закономерности, уточняет пропорции, соотношение членений и масштабов, помогает найти противоречия и ошибки в объемно-пространственном решении композиции и определить пути их устранения.

Дизайнер, разрабатывающий проект и выполняющий затем этот проект сначала в макете придает ему высокий уровень эстетического восприятия, благодаря оригинальному композиционному и колористическому решению и использованию прогрессивной технологии производства.

Детально изготовленный архитектурный макет или наглядно созданная масштабная модель  дает  информацию о проектируемом объекте на

выставке или презентации.  Любая модель архитектурного объекта или макет является  настоящим произведением искусства, прекрасным элементом дизайна  частного или общественного интерьера – офиса, дома, квартиры, кабинета, приемной, холла, кафе, ресторана, музея,  вокзала. Наглядность архитектурных макетов и масштабных моделей позволяет раскрыть все тонкости сооружения, сделать замысел проекта доступным для восприятия потенциальным зрителем. В макетировании широко применяется метод историзма,  т.е. обращение к опыту и традициям исторического моделирования и макетирования, изучение истории выполняемого в макете сооружения. Это  позволит автору и зрителю  глубже изучить   далекую от нас эпоху.

Создание макета увлекательный и творческий процесс. Подходя к своей работе серьезно и основательно, с точностью подбирая технологии и материалы для макета, дизайнер наиболее четко и ясно передает характер здания или ландшафта, его основные художественные и технологические характеристики. Макетирование,  как и все виды  эстетической деятельности людей, требует напряжения и  концентрации творческих  сил дизайнера, высокого уровня его художественной и технической подготовки. Готовый макет ясно показывает степень совершенства уровня художественно-профессионального образования автора и особенности его мышления и восприятия окружающего мира. Эстетическая деятельность также объективно необходима дизайнеру как инструмент его самовыражения.

Современные специалисты, профессионально занимающиеся работой над изготовлением макета должны не только  знать и владеть всеми современными технологиями изготовления макета. Профессиональному дизайнеру-макетчику необходимо иметь высокий общий художественный профессиональный уровень гуманитарно-художественного и эстетического образования, постоянно развивать свой художественный вкус, углублять свои знания, уровень профессиональной подготовки, постоянно знакомится с новыми техниками,  материалами  и  приемами изготовления макета, а также изучать мировой опыт старых и современных мастеров в области изготовления макета.

 


Библиографический список
  1. Стасюк. Н.Г., Т. Ю. Киселева, И. Г. Орлова, «Макетирование», учебное пособие. М.: «Архитектура – С», 2010.
  2. Борев Ю.Б. Эстетика.- 4-е издание, дополненное.М.:Политиздат,1988..
  3. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование. Учебное пособие. М.: Архитектура, 2014.
  4. «Объемно-пространственая композиция в архитектуре» под редакцией СТЕПАНОВА А.В. и Туркуса М.А. М.: Архитектура-С, 2012.


Все статьи автора «Кожуховский Анатолий Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: