Современные дискуссии о пище и здоровье посвящены этическим аспектам персонализированного питания: какие этические проблемы могут возникнуть при персонализированном питании; как «социальные и культурные понятия пищи» [1, с.12] и концепции здоровья связаны с индивидуализацией в персональном питании.
Нутригеномика изучает взаимодействие между питанием и генами, а также стремится обосновать научный подход к улучшению здоровья населения с помощью употребления пищевых продуктов. В качестве науки о влиянии питания на здоровье человека она основывается на персонализированном питании, которое охватывает теорию об «индивидуальном управлении здоровьем» [2, с.42] путем взаимодействия биологически активных компонентов пищи с генами на молекулярном, клеточном и системном уровне для того, чтобы понять роль питательных веществ в экспрессии генов или о том, как диета может быть использована для предотвращения или лечения болезни. При взаимодействии между питанием и здоровьем, еда, которой приписывается вторичная ценность, посредством биологических процессов влияет на здоровье, что имеет тенденцию принимать более «редукционистский подход к еде» [3, с.103] и здоровью.
Развитие химической промышленности привело к революции в производстве пищевых продуктов. Очень важное место в современной информации отводится продуктам с ГМО, вредным консервантам и т.д., поэтому все больше «популяризируется рациональное отношение к еде» [4, с.116]. Например, информация на этикетках упаковок пищевых продуктов становится все более подробной, «прослеживаются последствия потребления на здоровье человека» [5, с.86]. Потребление и выбор продуктов обоснованы не только личным вкусом, доступностью и культурными традициями, но и сведениями, имеющимися на этикетках. Если «культурное, социальное, этическое отношение к пище формируется посредством эмоций» [6, с.74], то рациональное формируется за счет понятия полезности, направленности на улучшение здоровья человека.
Как известно, пища является основным «репрезентом культуры» [7, с.81]. Функции питания: «способ структурирования повседневной жизни» [8, с.13]; неотъемлемая часть ритуалов или личных поведенческих предпочтений. В структуралистской традиции (Леви-Стросс, Дуглас) еда используется для классификации различных явлений, создавая таким образом общее поле мировоззрения среди людей, которые разделяют кулинарную культуру. Самое основное правило в культуре питания является набор продуктов, допустимый религией, традиционной культурой и т.д., поэтому в пищу используется только часть потенциально съедобных природных веществ.
Каждый человек «строит индивидуальные отношения с пищей на биологическом, психологическом и социальном уровнях» [9, с.73], следовательно, вкусовые привычки формируются как биологическими потребностями, так и культурными приоритетами и стереотипами, а также «психологическими аспектами адаптации, эмоций и самоощущения» [10, с.79]. Индивидуализированное питание в современном обществе – это прежде всего научный подход к личному здоровью, выражение своей индивидуальности, ослабление или усиление социальных связей и отмежевание от традиционализма.
Библиографический список
- Вигель Н.Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях билингвальной психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 37. С. 11-15.
- Вигель Н.Л. Утилитарно-прагматический феномен современности и его отражение в метамодернизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2 (57). С. 41-43.
- Вигель Н.Л. Проблема диалога культур в современности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 100-104.
- Вигель Н.Л. Человек в культуре постмодерна // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 114-117.
- Вигель Н.Л. Роль объяснения в понимании иностранного текста при учебном переводе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 49. С. 85-87.
- Вигель Н.Л. Билингвизм как фактор развития индивидуальных творческих способностей // Инновации в науке. 2014. № 37. С. 72-75.
- Алоян Н.Л. Категория трагедии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2. С.80-82.
- Вигель Н.Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 12-15.
- Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 1. С. 72-79.
- Алоян Н.Л. Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии // Философия права. 2008. № 3. С. 77-80.