ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ПИТАНИЕ КАК ФЕНОМЕН ПИЩЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

Вигель Нарине Липаритовна
Ростовский государственный медицинский университет
профессор кафедры Истории и философии

Аннотация
Данная статья посвящена персонализированному питанию как феномену современной пищевой культуры, основанной на нутригеномике, которая обосновывает научный подход к улучшению здоровья с помощью употребления пищевых продуктов. Индивидуализированное питание в современном обществе – это прежде всего научный подход к личному здоровью, выражение своей индивидуальности, ослабление или усиление социальных связей и отмежевание от традиционализма.

Ключевые слова: здоровье, кулинарная культура, нутригеномика, персонализированное питание, пища, пищевая культура, традиции, этические проблемы


THE PERSONALIZED FOOD AS PHENOMENON OF FOOD CULTURE

Wiegel Narine Liparitovna
Rostov state medical university
Doctor of Philosophy, professor of department of History and philosophy

Abstract
The paper contemplates the personalized food as phenomenon of the modern food culture based on nutrigenomika proves scientific approach to improvement of health by means of the use of foodstuff. The individualized food in modern society is first of all scientific approach to personal health, expression of the identity, easing or strengthening of social communications and dissociation from traditionalism.

Keywords: culinary culture, ethical problems, food, food culture, health, personalized food, traditions


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Вигель Н.Л. Персонализированное питание как феномен пищевой культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/12/13573 (дата обращения: 21.02.2024).

Современные дискуссии о пище и здоровье посвящены этическим аспектам персонализированного питания: какие этические проблемы могут возникнуть при персонализированном питании; как «социальные и культурные понятия пищи» [1, с.12] и концепции здоровья связаны с индивидуализацией в персональном питании.

Нутригеномика изучает взаимодействие между питанием и генами, а также стремится обосновать научный подход к улучшению здоровья населения с помощью употребления пищевых продуктов. В качестве науки о влиянии питания на здоровье человека она основывается на персонализированном питании, которое  охватывает теорию об «индивидуальном управлении здоровьем» [2, с.42]  путем взаимодействия биологически активных компонентов пищи с генами на молекулярном, клеточном и системном уровне для того, чтобы понять роль питательных веществ в экспрессии генов или о том, как диета может быть использована для предотвращения или лечения болезни. При взаимодействии между питанием и здоровьем, еда, которой приписывается вторичная ценность, посредством биологических процессов влияет на здоровье, что имеет тенденцию принимать более «редукционистский подход к еде» [3, с.103] и здоровью.

Развитие химической промышленности привело к революции в производстве пищевых продуктов. Очень важное место в современной информации отводится продуктам с ГМО, вредным консервантам и т.д., поэтому все больше «популяризируется рациональное отношение к еде» [4, с.116]. Например, информация на этикетках упаковок пищевых продуктов становится все более подробной, «прослеживаются последствия потребления на здоровье человека» [5, с.86]. Потребление и выбор продуктов обоснованы не только личным вкусом, доступностью и культурными традициями, но и сведениями, имеющимися на этикетках. Если «культурное, социальное, этическое отношение к пище формируется посредством эмоций» [6, с.74], то рациональное формируется за счет понятия полезности, направленности на  улучшение здоровья человека.

Как известно, пища является основным «репрезентом культуры» [7, с.81]. Функции питания: «способ структурирования повседневной жизни» [8, с.13]; неотъемлемая часть ритуалов или личных поведенческих предпочтений. В структуралистской традиции (Леви-Стросс, Дуглас) еда используется для классификации различных явлений, создавая таким образом общее поле мировоззрения среди людей, которые разделяют кулинарную культуру. Самое основное правило в культуре питания является набор продуктов, допустимый религией, традиционной культурой и т.д., поэтому в пищу используется только часть потенциально съедобных природных веществ.

Каждый человек «строит индивидуальные отношения с пищей на биологическом, психологическом и социальном уровнях» [9, с.73], следовательно, вкусовые привычки формируются как биологическими потребностями, так и культурными приоритетами и стереотипами, а также «психологическими аспектами адаптации, эмоций и самоощущения» [10, с.79]. Индивидуализированное питание в современном обществе – это прежде всего научный подход к личному здоровью, выражение своей индивидуальности, ослабление или усиление социальных связей и отмежевание от традиционализма.


Библиографический список
  1. Вигель Н.Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях      билингвальной психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 37. С. 11-15.
  2. Вигель Н.Л. Утилитарно-прагматический феномен современности и его отражение в метамодернизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2 (57). С. 41-43.
  3. Вигель Н.Л. Проблема диалога культур в современности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 100-104.
  4. Вигель Н.Л. Человек в культуре постмодерна // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 114-117.
  5. Вигель Н.Л. Роль объяснения в понимании иностранного текста при учебном переводе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 49. С. 85-87.
  6. Вигель Н.Л. Билингвизм как фактор развития индивидуальных творческих способностей // Инновации в науке. 2014. № 37. С. 72-75.
  7. Алоян Н.Л. Категория трагедии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2. С.80-82.
  8. Вигель Н.Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 12-15.
  9. Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 1. С. 72-79.
  10. Алоян Н.Л. Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии // Философия права. 2008. № 3. С. 77-80.


Все статьи автора «Вигель Нарине Липаритовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: